ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-363/2022 от 20.01.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Карабудахкентский районный суд РД

Судья ФИО4 УИД 05RS0-31

Дело

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 января 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО10,

судей ФИО9 и ФИО11

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии, привлечении к ответственности главу администрации села,

по апелляционной жалобе главы МО «<адрес>» ФИО7 на решение Карабудахкентского районного суда РД от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, выслушав объяснения главы МО «<адрес>» ФИО7, просившего отменить решение суда, возражения ФИО1 и его представителя ФИО8, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО2 А.Б. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии, привлечении к ответственности главу администрации села.

В обоснование указал, что до <дата> оплата за ежемесячные доплаты к государственной пенсии соответствующее суммарной 95% ежемесячного вознаграждения (поощрения) производилось с районной администрации. <дата> распоряжением главы МР «<адрес>» от <дата> за выплаты переданы в администрацию МО «<адрес>».

С ноября 2020 г. он обращался с заявлением к главе МО «<адрес>» об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, приложив справку с пенсионного органа, но ответа не получил.

Просит обязать ответчика выплатить ежемесячную доплату к пенсии с <дата> по июль 2021 включительно в сумме 56745 руб. и в дальнейшем оплачивать ежемесячную доплату к пенсии по 6305 руб.

Заявлен встречный иск о признании протокола от <дата> внеочередной сессии Собрания депутатов МО «<адрес>» и решение от <дата> сельского Собрания депутатов МО «<адрес>».

В принятии встречного иска отказано определением суда от <дата>.

Решением Карабудахкентского районного суда РД от <дата> постановлено:

«Иск ФИО1 к администрации МО «<адрес>» об обязании выплатить ежемесячную доплату к пенсии, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации МО «<адрес>» в пользу ФИО1, ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб.

Обязать администрацию МО «<адрес>» в дальнейшем выплачивать ФИО1 доплату к пенсии ежемесячно.

В удовлетворении остальной части иска - отказать».

В апелляционной жалобе глава МО «<адрес>» ФИО7 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что <дата> вопрос об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты лицам, замешавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» не рассматривался, решение от <дата> сфальсифицировано самим бывшим главой ФИО1, а суд необоснованно отказал в удовлетворении встречного искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 А.Б. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона).

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о порядке, условиях и размерах муниципальных пенсий (доплат к пенсиям) самостоятельно.

Следовательно, порядок установления, выплаты и перерасчета государственной пенсии (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, органами местного самоуправления определяется самостоятельно и применительно к условиям государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности РД.

Условия государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности РД установлены Законом РД от <дата> N 18 "О государственных должностях РД" (ст. 15) с учетом которого органы местного самоуправления в РД должны принимать муниципальные правовые акты, регулирующие порядок установления, выплаты и перерасчета государственной пенсии (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности в РД, в том числе и главам администраций сельских поселений. При этом ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, при замещении им государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет устанавливается в размере 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 А.Б. замещал муниципальную должность главы администрации МО «<адрес>» с <дата> по <дата>.

Им представлено Положение о порядке установления выплат и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «<адрес>», утвержденного решением сельского собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата>.

Согласно п. 3 вышеуказанного Положения, при наличии стажа муниципальной службы свыше 15 лет ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 95 процентов ежемесячного денежного поощрения.

Ссылаясь на то, что стаж работы ФИО1 в муниципальной должности составлял более 15 лет, и ему положена доплата 95% месячного денежного вознаграждения главы сельского поселения, суд обязал главу администрации МО «<адрес>» выплатить ему ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб. и в дальнейшем выплачивать доплату к пенсии ежемесячно, не допуская задолженности.

Между тем с таким выводом суда нельзя согласиться.

Постановлением Правительства РД от <дата>г. утверждено Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан» (далее - Положение).

В соответствии с п.4 Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, оформленного согласно приложению к настоящему Положению, решением руководителя государственного органа, в котором лицо, претендующее на доплату замещало государственную должность Республики Дагестан перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), оформленным согласно приложению к настоящему Положению.

К заявлению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии прилагаются следующие документы:

копия паспорта гражданина Российской Федерации;

копия трудовой книжки;

справка органа, назначающего пенсии, о назначенной (досрочно назначенной пенсии) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно назначена).

Копии документов удостоверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п.6 Положения заявление регистрируется в день его подачи (получения по почте) кадровой службой государственного органа, в котором он замещал государственную должность в Республике Дагестан перед увольнением.

Государственный орган в 14-дневный срок со дня регистрации заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии рассматривает это заявление и сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении. В случае отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии заявитель уведомляется в письменной форме о его причине.

В соответствии с п.7 Положения решение государственного органа об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в 7-дневный срок со дня его принятия направляется в Министерство труда и социального развития Республике Дагестан.

К решению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии прилагаются: заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии;

копия паспорта гражданина Российской Федерации;

копия трудовой книжки;

копии документов, подтверждающих факт назначения (избрания) на государственную должность Республики Дагестан и освобождение отдолжности;

справка о периодах замещения государственных должностей для установления ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемая согласно приложению к настоящему Положению;

справка органа, назначающего пенсию, о назначенной (досрочно назначенной) пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно назначена).

В соответствии с п.8 Положения Министерство труда и социального развития Республике Дагестан проверяет поступившее решение и документы, предусмотренные п.7 настоящего Положения и в месячный срок со дня поступления решения об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и всех необходимых документов определяет размережемесячной доплаты к пенсии и принимает решение о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемое согласно приложению к настоящему Положению, о котором сообщает письменно заявителю.

Указанный порядок, предусмотренный названным Положением в данном случае не был соблюден.

Так, согласно Положению на ответчика была возложена обязанность рассмотреть заявление истца об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, и сообщить ему о принятом решении. В случае отказа уведомить заявителя о его причине.

Из материалов дела усматривается, что ответчиком такой отказ был направлен заявителю.

В случае несогласия и ним истцу следовало обжаловать его, ставить вопрос о признании его незаконным и возложении обязанности принять решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

А вопросы об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии и принятии решения о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, принимается не ответчиком, а как следует из п.8 Положения - Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.

Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц путем разрешения вопросов, находящихся вне его компетенции.

В связи с чем, суд не вправе был возложить на администрацию МО «<адрес>» выплатить ФИО1 еще не назначенную ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб. и обязать в дальнейшем выплачивать ему доплату к пенсии ежемесячно в определенном размере.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения указанных исковых требований, поэтому решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

определила:

решение Карабудахкентского районного суда РД от <дата> отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 53127 (пятьдесят три тысяча сто двадцать семь) руб. и в дальнейшем выплачивать ежемесячную доплату к пенсии в размере 6305 руб.

В отмененной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Карабудахкентский районный суд РД.

Председательствующий:

Судьи: