Карабудахкентский районный суд РД
Судья ФИО4 УИД 05RS0№-31
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2022 года №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО10,
судей ФИО9 и ФИО11
при секретаре судебного заседания ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии, привлечении к ответственности главу администрации села,
по апелляционной жалобе главы МО «<адрес>» ФИО7 на решение Карабудахкентского районного суда РД от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО9, выслушав объяснения главы МО «<адрес>» ФИО7, просившего отменить решение суда, возражения ФИО1 и его представителя ФИО8, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО2 А.Б. обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии, привлечении к ответственности главу администрации села.
В обоснование указал, что до <дата> оплата за ежемесячные доплаты к государственной пенсии соответствующее суммарной 95% ежемесячного вознаграждения (поощрения) производилось с районной администрации. <дата> распоряжением главы МР «<адрес>» от <дата> за № выплаты переданы в администрацию МО «<адрес>».
С ноября 2020 г. он обращался с заявлением к главе МО «<адрес>» об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, приложив справку с пенсионного органа, но ответа не получил.
Просит обязать ответчика выплатить ежемесячную доплату к пенсии с <дата> по июль 2021 включительно в сумме 56745 руб. и в дальнейшем оплачивать ежемесячную доплату к пенсии по 6305 руб.
Заявлен встречный иск о признании протокола № от <дата> внеочередной сессии Собрания депутатов МО «<адрес>» и решение № от <дата> сельского Собрания депутатов МО «<адрес>».
В принятии встречного иска отказано определением суда от <дата>.
Решением Карабудахкентского районного суда РД от <дата> постановлено:
«Иск ФИО1 к администрации МО «<адрес>» об обязании выплатить ежемесячную доплату к пенсии, удовлетворить частично.
Взыскать с администрации МО «<адрес>» в пользу ФИО1, ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб.
Обязать администрацию МО «<адрес>» в дальнейшем выплачивать ФИО1 доплату к пенсии ежемесячно.
В удовлетворении остальной части иска - отказать».
В апелляционной жалобе глава МО «<адрес>» ФИО7 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что <дата> вопрос об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты лицам, замешавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>» не рассматривался, решение № от <дата> сфальсифицировано самим бывшим главой ФИО1, а суд необоснованно отказал в удовлетворении встречного искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 А.Б. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 указанного Федерального закона).
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1, 2 ст. 53 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о порядке, условиях и размерах муниципальных пенсий (доплат к пенсиям) самостоятельно.
Следовательно, порядок установления, выплаты и перерасчета государственной пенсии (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, органами местного самоуправления определяется самостоятельно и применительно к условиям государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности РД.
Условия государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности РД установлены Законом РД от <дата> N 18 "О государственных должностях РД" (ст. 15) с учетом которого органы местного самоуправления в РД должны принимать муниципальные правовые акты, регулирующие порядок установления, выплаты и перерасчета государственной пенсии (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности в РД, в том числе и главам администраций сельских поселений. При этом ежемесячная доплата к пенсии лицу, замещавшему государственную должность Республики Дагестан, при замещении им государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от одного года до трех лет устанавливается в размере 45 процентов, от трех до шести лет - 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, от пятнадцати лет и более - 95 процентов ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 А.Б. замещал муниципальную должность главы администрации МО «<адрес>» с <дата> по <дата>.
Им представлено Положение о порядке установления выплат и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в МО «<адрес>», утвержденного решением сельского собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата>№.
Согласно п. 3 вышеуказанного Положения, при наличии стажа муниципальной службы свыше 15 лет ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в размере 95 процентов ежемесячного денежного поощрения.
Ссылаясь на то, что стаж работы ФИО1 в муниципальной должности составлял более 15 лет, и ему положена доплата 95% месячного денежного вознаграждения главы сельского поселения, суд обязал главу администрации МО «<адрес>» выплатить ему ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб. и в дальнейшем выплачивать доплату к пенсии ежемесячно, не допуская задолженности.
Между тем с таким выводом суда нельзя согласиться.
Постановлением Правительства РД от <дата>г. № утверждено Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан» (далее - Положение).
В соответствии с п.4 Положения ежемесячная доплата к пенсии устанавливается на основании письменного заявления лица об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, оформленного согласно приложению № к настоящему Положению, решением руководителя государственного органа, в котором лицо, претендующее на доплату замещало государственную должность Республики Дагестан перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), оформленным согласно приложению № к настоящему Положению.
К заявлению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии прилагаются следующие документы:
копия паспорта гражданина Российской Федерации;
копия трудовой книжки;
справка органа, назначающего пенсии, о назначенной (досрочно назначенной пенсии) с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно назначена).
Копии документов удостоверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п.6 Положения заявление регистрируется в день его подачи (получения по почте) кадровой службой государственного органа, в котором он замещал государственную должность в Республике Дагестан перед увольнением.
Государственный орган в 14-дневный срок со дня регистрации заявления об установлении ежемесячной доплаты к пенсии рассматривает это заявление и сообщает в письменной форме заявителю о принятом решении. В случае отказа в установлении ежемесячной доплаты к пенсии заявитель уведомляется в письменной форме о его причине.
В соответствии с п.7 Положения решение государственного органа об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в 7-дневный срок со дня его принятия направляется в Министерство труда и социального развития Республике Дагестан.
К решению об установлении ежемесячной доплаты к пенсии прилагаются: заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии;
копия паспорта гражданина Российской Федерации;
копия трудовой книжки;
копии документов, подтверждающих факт назначения (избрания) на государственную должность Республики Дагестан и освобождение отдолжности;
справка о периодах замещения государственных должностей для установления ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемая согласно приложению № к настоящему Положению;
справка органа, назначающего пенсию, о назначенной (досрочно назначенной) пенсии с указанием федерального закона, в соответствии с которым она назначена (досрочно назначена).
В соответствии с п.8 Положения Министерство труда и социального развития Республике Дагестан проверяет поступившее решение и документы, предусмотренные п.7 настоящего Положения и в месячный срок со дня поступления решения об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и всех необходимых документов определяет размережемесячной доплаты к пенсии и принимает решение о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, оформляемое согласно приложению № к настоящему Положению, о котором сообщает письменно заявителю.
Указанный порядок, предусмотренный названным Положением в данном случае не был соблюден.
Так, согласно Положению на ответчика была возложена обязанность рассмотреть заявление истца об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, и сообщить ему о принятом решении. В случае отказа уведомить заявителя о его причине.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком такой отказ был направлен заявителю.
В случае несогласия и ним истцу следовало обжаловать его, ставить вопрос о признании его незаконным и возложении обязанности принять решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.
А вопросы об определении размера ежемесячной доплаты к пенсии и принятии решения о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, принимается не ответчиком, а как следует из п.8 Положения - Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц путем разрешения вопросов, находящихся вне его компетенции.
В связи с чем, суд не вправе был возложить на администрацию МО «<адрес>» выплатить ФИО1 еще не назначенную ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата> по июль 2021 г. в размере 56745 (пятьдесят шесть тысяч семьсот сорок пять) руб. и обязать в дальнейшем выплачивать ему доплату к пенсии ежемесячно в определенном размере.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения указанных исковых требований, поэтому решение в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Карабудахкентского районного суда РД от <дата> отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности выплатить ежемесячную доплату к пенсии за период с <дата>г. по <дата>г. в размере 53127 (пятьдесят три тысяча сто двадцать семь) руб. и в дальнейшем выплачивать ежемесячную доплату к пенсии в размере 6305 руб.
В отмененной части вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Карабудахкентский районный суд РД.
Председательствующий:
Судьи: