ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 года, №
Судья ФИО26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Августиной И.Д.и Багаутдиновой Ш.М.
при секретаре ФИО28
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 3.3., ФИО4, ФИО5, ФИО25, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО31, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 - ФИО32 на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 о признании действий МВД по РД выразившихся в отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконными и обязании МВД по РД выдать удостоверение ветерана боевых действий в системе МВД РФ - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО33, выслушав объяснения ФИО13, ФИО2, ФИО29, ФИО8, ФИО10, ФИО17, ФИО22 просивших решение суда отменить и удовлетворить исковые требования, представителя МВД по РД ФИО30, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 3.3., ФИО4, ФИО5, ФИО25, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО31, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 обратились в суд с заявлением о признании отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий единого образца незаконным и обязании МВД по РД выдать удостоверение ветерана боевых действий в системе МВД РФ.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что Постановлением Государственного Совета РД от <дата>г. 138 "О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан" предусматривалось создание при военных комиссариатах специальных подразделений из офицеров запаса и других резервистов (пункт 3), на Министерство внутренних дел Республики Дагестан совместно с администрациями районов и городов возлагалась обязанность по формированию в каждом населенном пункте отрядов самообороны с мобилизацией в их состав добровольцев, а также разрешались регистрация и закрепление за гражданами огнестрельного оружия.
Согласно Указу Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 231 отряды самообороны могли привлекаться для охраны важных объектов, административных границ и обеспечения правопорядка, а их направление для выполнения задач непосредственно в зоне военных действий допускалось только по решению Совета безопасности Республики Дагестан. В целях упорядочения организации деятельности отрядов самообороны данным Указом было утверждено «Положение об отрядах самообороны Республики Дагестан», определявшее их как добровольные формирования граждан, создаваемые органами местного самоуправления для оказания содействия подразделениям Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренним войскам Российской Федерации, органам внутренних дел, другим правоохранительным органам в защите конституционного строя, территориальной целостности и безопасности Республики Дагестан, обеспечении правопорядка на ее территории. Для осуществления этих задач отряды самообороны были наделены необходимыми полномочиями, в том числе, по проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, использованию принадлежащего гражданам и организациям транспорта и средств связи, применению оружия для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, отражения нападения на отряды самообороны, военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, угрожающего их жизни и здоровью.
Таким образом, в силу вышеназванного Постановления Государственного Совета Республики Дагестан от <дата>№ именно на МВД по РД была возложена обязанность по формированию в каждом населенном пункте отрядов самообороны со всеми функциями, которые федеральным законом были отнесены к органам внутренних дел.
Следовательно, члены отрядов самообороны, созданные на основании Постановления Государственного Совета РД от <дата>№, судебными решениями от <дата> и <дата> приравнены к сотрудникам органов внутренних дел, выполнявших функции по защите государственного строя от посягательств незаконных вооруженных формирований на территории РД.
30.04.2015г. все вышеуказанные лица обратились с заявлением в адрес МВД по РД о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. <дата> из МВД по РД поступил ответ за № от <дата>, которым отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел РФ.
При этом основанием для отказа явилось то, что установление юридического факта участия ополченцев в борьбе с незаконными вооруженными формированиями при отсутствии приказа руководителя контртеррористической операции не является достаточным основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Считают, данный отказ необоснованным и незаконным, так как из вышеуказанных правовых актов, принятых высшим органом Республики Дагестан не следует, что привлечение ополченцев к участию в борьбе с незаконными вооруженными формированиями напрямую зависит от наличия приказа руководителя контртеррористической операции. Данное обстоятельство подтверждается и «разнарядкой по распределению нарезного оружия СРС-7,62 ополченцам <адрес>» от 1999 г.; «накладными № от <дата> и № от <дата>.»; «планом-схемой поступления, хранения и выдачи боевого нарезного оружия CRC-7,62» и книгой учета огнестрельного оружия, выданного ОНО <адрес> от <дата>.
Кроме того, многие из ополченцев были награждены государственными орденами, медалями. Также факт привлечения Министерством внутренних дел РД заявителей в качестве ополченцев для борьбы с незаконными вооруженными формированиями подтверждается и вышеуказанными судебными решениями.
По изложенным основаниям просили признать действия МВД РД в части отказа им в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконными.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов ФИО32 просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, указанным в обоснование исковых требований.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона от <дата> N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе, уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года).
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата>г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан» отмечено, что обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации возлагается прежде всего на Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, которые в мирное время осуществляют стратегическое сдерживание, включая выполнение задач по предотвращению военных конфликтов, борьбу с терроризмом, охрану важных государственных и военных объектов, а также участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности; в военное время на них возложены обязанности по отражению агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в период же непосредственной угрозы агрессии - по осуществлению комплекса дополнительных мероприятий в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания (пункты 27 - 29 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от <дата> N 146).
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть верными Военной присяге, беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию (статьи 1, 10 и 10.1 Федерального закона от <дата> N 61-ФЗ "Об обороне", абзац второй пункта 2 статьи 1 и статья 26 Федерального закона от <дата> N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в ряде Постановлений, в том числе от <дата> N 17-П и от <дата> N 8-П, военнослужащие, принявшие на себя бремя неукоснительно исполнять обязанности военной службы, что предполагает выполнение ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Федеральный закон "О ветеранах", закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3 и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.
Для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (определения от <дата> N 506-О, от <дата> N 356-О-О, от <дата> N 181-О-О и др.). Соответственно, статья 3 названного Федерального закона, как определяющая круг лиц, которые при соблюдении установленных требований вправе рассчитывать на приобретение статуса ветерана боевых действий, сама по себе не противоречит Конституции Российской Федерации.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата>г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" вторжение незаконных вооруженных формирований на территорию Республики Дагестан в августе 1999 года поставило под угрозу реализацию прав и свобод личности, было направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Сложившаяся в Республике Дагестан экстраординарная ситуация требовала незамедлительного принятия мер по предотвращению эскалации конфликта и уничтожению незаконных вооруженных формирований. Наряду с федеральными органами государственной власти такие меры предпринимали органы государственной власти Республики Дагестан в порядке реализации полномочий, предоставленных им статьей 9 действовавшего на тот момент Федерального закона от <дата> N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от <дата> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), согласно которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Так, Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 138 "О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики незаконных вооруженных формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан" предусматривалось создание при военных комиссариатах специальных подразделений из офицеров запаса и других резервистов (пункт 3), на Министерство внутренних дел Республики Дагестан совместно с администрациями районов и городов возлагалась обязанность по формированию в каждом населенном пункте отрядов самообороны с мобилизацией в их состав добровольцев, а также разрешались регистрация и закрепление за гражданами огнестрельного оружия (пункт 4).
Согласно указу Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 231 отряды самообороны могли привлекаться для охраны важных объектов, административных границ и обеспечения правопорядка, а их направление для выполнения задач непосредственно в зоне военных действий допускалось только по решению Совета безопасности Республики Дагестан (пункт 2). В целях упорядочения организации деятельности отрядов самообороны данным указом было утверждено Положение об отрядах самообороны Республики Дагестан, определявшее их как добровольные формирования граждан, создаваемые органами местного самоуправления для оказания содействия подразделениям Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренним войскам Российской Федерации, органам внутренних дел, другим правоохранительным органам в защите конституционного строя, территориальной целостности и безопасности Республики Дагестан, обеспечении правопорядка на ее территории (пункт 1).
Помимо охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны населенных пунктов, других важных объектов от противоправных посягательств, оказания содействия подразделениям федеральной пограничной службы, внутренним войскам и органам внутренних дел в охране государственной границы Российской Федерации и административной границы Республики Дагестан на отряды самообороны возлагалось участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов, охваченных вооруженными конфликтами, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации (пункт 3 Положения). Для осуществления этих задач отряды самообороны были наделены необходимыми полномочиями, в том числе по проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, использованию принадлежащего гражданам и организациям транспорта и средств связи, применению оружия для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, отражения нападения на отряды самообороны, военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, угрожающего их жизни и здоровью, освобождения заложников, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления, а также оказывающих вооруженное сопротивление (пункт 16 Положения).
Названные нормативные правовые акты, которыми было оформлено решение о создании в Республике Дагестан отрядов самообороны для оказания содействия органам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, при проведении контртеррористической операции в сентябре 1999 года в целях защиты конституционных ценностей, указами Президента Республики Дагестан от <дата> N 102 и от <дата> N 136 были признаны утратившими силу.
Таким образом, в условиях вооруженного конфликта, представлявшего реальную угрозу безопасности Российской Федерации, граждане, добровольно вступившие в отряды самообороны Республики Дагестан, выполнили свой конституционный долг по защите Отечества в форме, определенной решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Государственного Совета Республики Дагестан. Высокая оценка героизма и мужества жителей Республики Дагестан, вставших на защиту независимости и территориальной целостности Российской Федерации, за что многие из них были отмечены высокими государственными наградами, содержится в Постановлении Государственной Думы от <дата> N 4293-II ГД "О ситуации в Республике Дагестан, первоочередных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и борьбе с терроризмом".
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
В отношении граждан Российской Федерации, выполнявших свой конституционный долг по защите Отечества, соответствующее правовое регулирование основывается не только на общих предписаниях статей 7, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, направленных на создание условий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь и гарантирующих их социальную защищенность, но и на других ее положениях, прежде всего содержащихся в преамбуле и статье 59 (часть 1), чем предопределяется необходимость решения в законодательном порядке вопросов, связанных с признанием заслуг тех, кто проявил мужество и героизм, отстаивая суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации с риском для жизни и здоровья, и предоставлением им соответствующих мер социальной поддержки.
Согласно статье 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите; такими лицами признаются как военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом (пункт 1 части 1), так и другие лица, в том числе содействующие федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, в пресечении террористических актов (пункт 2 части 1); социальная защита этих лиц осуществляется с учетом их правового статуса, устанавливаемого федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2).
В системе действующего правового регулирования такая - дополнительная - социальная защита гарантируется лишь лицам, участие которых в борьбе с терроризмом обусловлено исполнением ими обязанностей военной службы или иных служебных обязанностей и которые в силу статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" - при соблюдении установленных им требований - признаются ветеранами боевых действий (аналогичное правовое регулирование действовало и в период проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в августе-сентябре 1999 года). Что касается граждан, которые добровольно вступали в отряды самообороны Республики Дагестан и принимали участие в боевых действиях на ее территории в сентябре 1999 года на основании решений государственных органов Республики Дагестан именно как члены этих отрядов, а не в силу воинских или иных служебных обязанностей по решению органов государственной власти Российской Федерации, то их правовой статус как лиц, которые оказывали содействие федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом, не закреплен ни на федеральном уровне, ни в законодательстве Республики Дагестан.
Судебная коллегия с учетом указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации считает правильными приведенные в решении суда мотивы отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные правильные выводы суда первой инстанции.
Установленный решениями Казбековского районного суда РД от <дата> и от <дата> юридический факт привлечения ФИО1, ФИО2, ФИО3 3.3., ФИО4, ФИО5, ФИО25, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО31, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 органами государственной власти - Государственным Советом Республики Дагестан, администрацией муниципального образования «<адрес>» в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, непосредственного участия в боестолкновении, имевшем место <дата> в местности «Биляргин» <адрес>, не является правовым основанием для признания указанных граждан ветеранами боевых действий.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, ФИО2, ФИО3 3.3., ФИО4, ФИО5, ФИО25, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО31, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО18, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24 - ФИО32 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: