ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3643/2022 от 31.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

47RS0005-01-2020-002616-90

Дело №33-3643/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 31 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Матвеевой Н.Л.,

судей: Заплоховой И.Е.,Сирачук Е.С.,

при секретаре: Ивановой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ УЛХиП Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года по гражданскому делу № 2-1287/2021 по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя истца Военного прокурора Выборгского гарнизона, Герасимова И.В., просившего решение суда оставить без изменения, объяснения представителя третьего лица Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации - Лемпицкого П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации - Измайкина Р.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы

установила:

истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок.

Истец просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:

?

В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены нарушения. Установлено, что на землях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в Выборгском районе Ленинградской области, неоднократно выявлялись случаи организации несанкционированных свалок, которые до настоящего времени не устранены.

В виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность сброшенных на почву отходов к какому-либо собственнику, на месте установить собственника отходов не представилось возможным.

По сообщению директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 15 августа 2017 года № 03-2330/17 вышеуказанные места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями закона военным прокурором Выборгского гарнизона за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Морозовского лесничества - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России внесено представление об их устранении, а также за исх. от ДД.ММ.ГГГГ и исх. от ДД.ММ.ГГГГ в порядке статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проинформированы директор ФГУП «Оборонпромэкология» Минобороны России и начальник ФГКУ «Северо-Западное территориальной управление имущественных отношений» Минобороны России.

Вместе с тем, до настоящего времени должностными лицами названных учреждений меры, направленные на рекультивацию земель и ликвидацию вышеперечисленных несанкционированных свалок ТБО не приняты.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок удовлетворены частично.

Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях земельных участков по адресам:

?

В апелляционной жалобе представитель Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу ввиду следующего.

Свалки ТБО, расположенные в точках с географическими координатами входят в границы кварталов , Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества.

В соответствии с разделом II Устава Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России 1 ноября 2019 года № 2276 (далее - Устав), Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России в части планирования, организации, управления, анализа и контроля.

По Уставу Учреждения в целях реализации функций по управлению и контролю в лесах обороны вправе осуществлять патрулирование лесов обороны, производить осмотр территории лесных участков, также в случае обнаружения лесонарушений составить акт осмотра. Учреждение и его филиалы вправе обращаться в уполномоченные органы с сообщениями о выявленных случаях нарушения лесного законодательства для принятия соответствующих мер реагирования уполномоченными органами.

Согласно Уставу Учреждения проведение мероприятий но очистке лесов от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения.

Кроме того, согласно пункту 2.2 Положения о Морозовском лесничестве основной задачей филиала является осуществление охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (в установленных ему границах).

Положением о Морозовском лесничестве Минобороны России не предусмотрена деятельность по ликвидации свалок ТБО.

В своем решении от 31 августа 2021 года Выборгский городской суд Ленинградской области основывался на Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах», которое утратило силу.

При этом мероприятия но очистке лесных участков от загрязнения отходами производства и потребления действующими Правилами санитарной безопасности в лесах не отнесены к мерам санитарной безопасности в лесах.

Кроме того, Лесохозяйственным регламентом Морозовского лесничества мероприятия по очистке лесных участков от загрязнения отходами производства и потребления также не предусмотрены.

Лесохозяйственным регламентом Морозовского лесничества предусмотрена только рекультивация земель лесопользователями при использовании лесов для осуществления видов деятельности, определенных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Учреждение не является надлежащим ответчиком, что также подтверждается решением Выборгского городского суд Ленинградской области от 11 мая 2021 года по делу № 2-1599/2021, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Выборгского гарнизона об обязании провести комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалок к Учреждению было отказано, данные обязанности решением суда от 11 мая 2021 года были возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в своем решении суд указывает, что по сообщению директора ЛОГКУ «Ленобллес» от 15 августа 2017 года №03-2330/17 места несанкционированного размещения отходов размещены на землях Министерства обороны Российской Федерации. При этом согласно ответу ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за вх. следует, что земельные участки расположены в границах лесных насаждений, которые закреплены за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, которое наделено правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны. Земельный участок с кадастровым номером площадью 4 663 800 кв.м с местоположением: на основании приказа Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

Таким образом, мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок необходимо возложить на ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, так как вышеуказанные земли закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

При этом судом первой инстанций сведения о наличии правоустанавливающих документов на вышеназванные земельные участки не истребовались, принадлежность земельных участков к конкретному собственнику судом не определена.

Кроме того, судом не установлено, что земельные участки, указанные в исковом заявлении закреплены за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, которое наделено правом управления и контроля за использованием лесов и природных ресурсов на территории земель обороны.

Суд необоснованно возложил обязанность по исполнению заявленных требований на ненадлежащего ответчика - Министерство обороны Российской Федерации, в то время как надлежащим ответчиком в данной части является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации

Кроме того ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что военный прокурор, предъявляя настоящий иск, вторгается в экономические полномочия органа исполнительной власти.

В исковом заявлении прокурор соединил в лице материального истца и ответчика один орган исполнительный власти - Министерство обороны Российской Федерации.

Вместе с тем правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имелось, такие правомочия принадлежат лишь собственнику указанного имущества - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом и несет бремя его содержания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 321 ГПК РФ, апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 325 ГПК РФ суд первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления проверяет их на соответствие требованиям ст. ст. 321 и 322 настоящего Кодекса и разъясняет лицам, участвующим в деле, право представить возражения относительно них.

Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения и направление или вручение их копий другим лицам, участвующим в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и возражениями относительно них.

По истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции.

Из разъяснений, данных в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что все апелляционные жалобы, представления, поданные на одно судебное постановление суда первой инстанции, должны назначаться к рассмотрению и рассматриваться в одном судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Из материалов дела усматривается, что 27 сентября 2021 года начальником Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации Кожиным В.Н. была подписана и подана апелляционная жалоба на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2021 года (л.д. 115 т.2).

Полномочия Кожина В.Н., подтверждаются доверенностью от 31 декабря 2020 года выданной ФГКУ УЛХиП Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника Хохрякова Д.С. (л.д. 10 т.2).

После устранения недостатков апелляционной жалобы, 17 января 2022 года апелляционная жалоба была подписана и подана юрисконсультом Коссиковским Б.М.

Полномочия юрисконсульта Коссиковского Б.М., подтверждаются доверенностью, выданной Врио начальника Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ УЛХиП Министерства обороны Российской Федерации Евдокимовым И.А. от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д 156 т.2).

Согласно ч. 3 ст. 322 ГПК РФ, апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя и оформленные в порядке, установленном статьей 53 настоящего Кодекса, если в деле не имеется такого документа.

Частью 3 ст. 53 ГПК РФ, предусмотрено, что доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации (при наличии печати).

Полномочия руководителей, органов, действующих в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их статус и факт наделения их полномочиями.

Согласно п. 11 Устава Морозовское лесничество Министерства обороны Российской Федерации является филиалом ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.

По смыслу положений статей 48, 49 ГК РФ, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В пункте 3 этой же статьи указано, что филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

В соответствии со статей 185.1 ГК РФ, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Между тем, доказательств, подтверждающих наличие у Евдокимова И.А. полномочий осуществлять руководство филиалом, в том числе представлять интересы ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, поскольку в нарушение положений ст. 53 ГПК РФ, полномочие юрисконсульт Коссиковского Б.М. на подачу апелляционной жалобы не подтверждены надлежащим образом, данное гражданское дело подлежит возвращению в суд для выполнения требований ст. 323-325 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 325.1, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Гражданское дело по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок возвратить в Выборгский городской суд Ленинградской области для совершения в отношении апелляционной жалобы Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиал ФГКУ УЛХиП Министерства обороны Российской Федерации процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 323- 325 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи: