33-95/2022 (33-3645/2021) судья Подкользина Л.М.
2-763/2021
УИД 62RS0005-01-2021-000626-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 февраля 2022 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Кондаковой О.В.,
при секретаре Русановой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе с дополнениями ФИО1 на решение Рязанского районного Рязанской области от 15 сентября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрации муниципального образования – Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения представителя истца ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрации муниципального образования – Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ему в 1994 году был предоставлен земельный участок, площадью 600 кв.м, по адресу:<адрес>, что подтверждается архивной справкой архивного отдела Рязанского муниципального района Рязанской области № от 26.01.2021, справкой администрации Искровского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области от 08.02.2021 №.
В соответствии с межевым планом от 15.02.2021, спорный земельный участок, состоит из двух контуров, расположенных в квартале№, имеет площадь 600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
После предоставления земельного участка истец обрабатывает его, поддерживает в пригодном состоянии, использует его для ведения личного подсобного хозяйства.
В целях регистрации права собственности на земельный участок истец обратился в Управление Росреестра по Рязанской области, согласно уведомлению которого от 04.03.2021 государственная регистрация права приостановлена, поскольку им не был предоставлен правоустанавливающий документ.
Ссылаясь на ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 3, п. 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 4 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23.11.1990 № 374-1, просил признать за ним право собственности на земельный участок площадью 600 кв.м, состоящий из двух контуров площадью 309 кв.м. и 291 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в кадастровом квартале№ по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, указал, что использует спорный земельный участок добросовестно, открыто и непрерывно на протяжении 27 лет. В 2004 году истец построил на спорном земельном участке баню и сарай. На смежном земельном участке истец возвел садовый дом, впоследствии купил у администрации земельный участок, с кадастровым номером 62:15:0040604:46, площадью 333 кв.м., на котором расположен данный дом, что подтверждается договором купли-продажи от 26.03.20214 года.
Первый и второй контуры земельного участка используются для ведения личного подсобного хозяйства, фактические границы земельного участка закреплены на местности с использованием линейных объектов (ограждение из металлического забора), что подтверждается Актом обследования земельного участка, подготовленным кадастровым инженером ФИО11
Таким образом, с 1994 г. истец владеет и пользуется земельными участками общей площадью 933 кв.м., из которых участок площадью 333 кв.м. истец приобрел у администрации, участок площадью 600 кв.м. был предоставлен ему в постоянно (бессрочное) пользование, что подтверждается архивной справкой № от 26.01.2021.
Ссылаясь на ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации,просит признать за истцом право собственности на земельный участок общей площадью 600 кв.м, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в кадастровом квартале№ по адресу: <адрес>, состоящий из двух контуров, в порядке приобретательной давности в границах, координаты которых изложены в исковом заявлении.
Первый контур земельного участка площадью 309 кв. м., расположен в кадастровом квартале 62:15:0040604, фактические границы земельного участка частично закреплены на местности с использованием линейных объектов (ограждение из металлического забора), поворотные точки закреплены на местности объектами искусственного происхождения (металлические трубы). В границах данного контура объекты недвижимости отсутствуют, используется для ведения личного подсобного хозяйства.
Второй контур земельного участка площадью 291 кв. м. полностью находится в ограждении из металлического забора, фактические границы земельного участка закреплены на местности с использованием линейных объектов (ограждение из металлического забора), поворотные точки закреплены на местности объектами искусственного происхождения (металлические трубы). В границах данного контура расположены не зарегистрированные объекты недвижимости (баня и сарай).
Администрация муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области возражала против исковых требований.
Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об отказе в их удовлетворении.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Согласно доводам жалобы, суд не учел разъяснения, данные в Постановлении Конституционного суда РФ от 26.11.2020 № 48-П, фактические обстоятельства дела и не дал оценку доказательствам, которыми, по мнению истца, подтверждается факт предоставления спорного земельного участка и непрерывного, открытого и добросовестного владения спорным земельным участком.
Кроме того обжалуемое решение противоречит сложившейся судебной практике.
Указывает, что суд не принял во внимание положения ФЗ от 21.07.1997 № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и не учел тот факт, что спорный земельный участок был предоставлен истцу до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 № 122, а выписка из похозяйственной книги относится к числу документов, на основании которых может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснила, что иск о признании права собственности на земельный участок заявлен ФИО1 по двум основаниям: в порядке бесплатной приватизации и в порядке приобретательной давности.
Истец ФИО1, представители ответчиков - администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, администрации муниципального образования – Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, причин неявки суду не сообщили и об отложении рассмотрения дела не просили.
На основании частей 3 и 5 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Руководствуясь ст. 327.1 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", исходя из обоснования заявленных истцом требований, возражений ответчика, доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия сочла необходимым дополнить юридически значимые обстоятельства по настоящему делу.
Представленные дополнительные доказательства приняты судебной коллегией в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 15.04.2014 за ФИО1 зарегистрирован на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 333 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения огородничества, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности истца возникло на основании договора купли-продажи от 26.03.2014, заключенного между ФИО1 и администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, в соответствии с постановлением администрации от 25.03.2014 «О продаже ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № для ведения огородничества».
Также установлено, что истец пользуется земельным участком площадью 600 кв.м., состоящим из двух контуров: площадью 309 кв.м. и 291 кв.м., фактические границы которого закреплены на местности с использованием линейных объектов (ограждение из металлического забора) и граничат с земельным участком с кадастровым номером №.
Земельный участок площадью 309 кв.м. расположен с запада от земельного участка с кадастровым номером №, объекты недвижимости на нем отсутствуют, используется для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок площадью 291 кв.м. расположен с востока от земельного участка с кадастровым номером №, на участке расположены незарегистрированные объекты недвижимости, возведенные истцом - баня и сарай, используется для ведения личного подсобного хозяйства.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями стороны истца, заключением кадастрового инженера ФИО11, содержащимся в межевом плане на спорный земельный участок, актом обследования спорного земельного участка, составленным кадастровым инженером.
20.02.2021 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Рязанской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка, представив межевой план на земельный участок.
Уведомлением Росреестра от 04.03.2021 истцу сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в связи с отсутствием документа, необходимого для осуществления кадастрового учета и регистрации прав.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
В подтверждение своих доводов о выделении ему спорного земельного участка истец ссылается на архивную справку архивного отдела администрации Рязанского муниципального района Рязанской области № от 26.01.2021; справку администрации Искровского сельского поселения Рязанского муниципального района от 08.02.2021 №; похозяйственную книгу.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные истцом доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок.
При этом суд исходил из того, что в архивной справке № от 26.01.2021 и в справке от 08.02.2021 № основания возникновения прав истца на землю не указаны, ссылок на реквизиты устанавливающего или удостоверяющего право документа, на основании, которого ФИО1 был ранее предоставлен спорный земельный участок, не имеется.
Суд указал, что запись в похозяйственной книге о фактическом пользовании земельным участком не является доказательством возникновения у ФИО1 законного права на землю, поскольку похозяйственные книги не являются правоустанавливающими документами, а являются документами первичного учета в органах местного самоуправления, в которые вносится информация обо всех постоянно проживающих на территории сельского поселения граждан, а также сведения о находящихся в их личном пользовании земельных участках как под обслуживание и эксплуатацию жилого дома, так и для ведения огорода, сада, личного подсобного хозяйства.
Доводы истца о том, что спорный земельный участок не имеет собственника, и он пользуется им более 15 лет, а потому он вправе претендовать о признании за права собственности в порядке приобретательной давности, суд отклонил, как несостоятельные.
Суд исходил из того, что в период с 25.04.1991 по 27.10.1993 акты предоставления земельных участков издавались местными Советами народных депутатов, а затем их полномочия стали осуществлять соответствующие местные администрации. Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 предусматривалась выдача временных свидетельств о праве собственности на земельный участок, а после 27.10.1993 в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 документы, подтверждающие право собственности на земельный участок подлежали регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Спорный земельный участок входит в состав муниципальной собственности, и распоряжаться им вправе администрация муниципального образования – Рязанский муниципальный район, между тем в администрацию района истец с заявлением о предоставлении земельного участка не обращался, в установленном законом порядке земельный участок ему не выделялся.
Суд указал, что сам факт пользования имуществом не может повлечь за собой лишение собственника его собственности по основаниям приобретательной давности. Право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности приобретается в порядке, предусмотренном земельном законодательством, что исключает возможность применения положений ст.234 ГК РФ о признании права собственности в порядке приобретательной давности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания за истцом прав собственности на спорный земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Ранее аналогичные положения были закреплены в пункте 2 статьи 8 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, к которым статьей 130 этого же Кодекса отнесены и земельные участки.
31.01.1998 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до 01.01.2017, пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 1); акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания (пункт 2); выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (пункт 3); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (пункт 4).
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с установлением в 90-е годы XX века нового правового регулирования и введением права частной собственности граждан на земельные участки был принят ряд нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и последующих актов.
В целях перераспределения земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР был принят Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе.
В ходе проведения земельной реформы было принято решение об отмене монополии государства на землю на территории РСФСР и введении двух основных форм собственности на землю - государственной и частной, реализуемой в виде индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан. Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передается Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией (статья 2 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе").
В соответствии со статьей 4 указанного закона в частную индивидуальную собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей.
Согласно статье 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 при проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 были утверждены формы свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.
Данным постановлением установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей (пункт 2). Местной администрации краев, областей, автономных образований и комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам предписано обеспечить проведение в 1992 году землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей свидетельств о праве собственности на землю, договоров аренды земель и временного пользования землей (пункт 4).
20.05.1992 Роскомземом утвержден Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка утвержденная форма Свидетельства о праве собственности на землю в соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации может быть временно (до момента выдачи государственного акта) использована для удостоверения права граждан на пожизненное наследуемое владение и права предприятий, учреждений, организаций на бессрочное (постоянное) пользование землей. В этом случае в заголовке Свидетельства вместо слов "собственности на землю" впечатывается (вписывается) вид предоставления земли в соответствии с решением соответствующего исполнительного органа Совета народных депутатов. В левой колонке таблицы Свидетельства также впечатывается (вписывается) вид предоставления земли: собственность, в том числе бесплатно, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование.
Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых исполнительными органами Советов народных депутатов решений о предоставлении земельных участков либо о перерегистрации права на ранее предоставленный земельный участок (пункт 3 Порядка).
На вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением Свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или план (выкопировка с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель. Границы предоставляемого земельного участка в натуре (на местности) собственнику земли, землевладельцу, землепользователю указываются одновременно с выдачей Свидетельства (пункт 4 Порядка).
Статьей 1 Закона РФ от 23.12.1992 N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства", который действовал до 30.10.2001, было установлено, что передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции, действовавшей до 25.01.1999) установлено, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле - продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли - продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РСФСР (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений в 1994 году полномочиями по предоставлению земельных участок для ведения личного подсобного хозяйства обладали соответствующие местные администрации и документом, удостоверяющим право собственности на землю, являлось свидетельство, выданное по решению местной администрации соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Как следует из искового заявления и объяснений стороны истца, спорный земельный участок предоставлен истцу в 1994 г., как жителю сельского поселения Искра и работнику Рязанского объединения «Искра».
Вместе с тем доказательств, подтверждающих принятие решения о предоставлении ФИО1 в собственность спорного земельного участка и выдачу установленной формы документа, удостоверяющего его право собственности, истцом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленные истцом в подтверждение заявленных требований архивная справка архивного отдела администрации Рязанского муниципального района Рязанской области от 26.01.2021 № и справка администрации Искровского сельского поселения Рязанского муниципального района от 08.02.2021 №, не подтверждают предоставление истцу в установленном действовавшим в спорный период законом порядке земельного участка.
Справка от 08.02.2021 №, выданная администрацией Искровского сельского поселения Рязанского муниципального района, содержит сведения о принадлежности истцу спорного земельного участка без ссылки на какой-либо правоустанавливающий документ о предоставлении истцу этого земельного участка.
Из архивной справки архивного отдела администрации Рязанского муниципального района Рязанской области от 26.01.2021 № следует, что по документам архивного фонда исполкома сельского Совета народных депутатов Рязанского района Рязанской области по имеющейся похозяйственней книге за 1991-1995 годы по населенному пункту <адрес> имеется лицевой счет №, в первой строке которого членом хозяйства указан ФИО1; в графе IV «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» имеется запись «Всего земли с 01.06.1994 по 01.06.1995 – 0,06 га, рядом ручкой записано: 1996 – 0,06 га».
В дополнительных сведениях имеется запись «Жилая квартира <адрес> является личной собственностью хозяйства ФИО1 на основании договора по приватизации жилья выд. с/з Искра 30.12.1992 за №».
Действительно в представленной истцом в материалы дела копии похозяйственной книг, содержатся указанные сведения.
Исходя из приведенных выше нормативных положений статьи 49 Федерального закона N 218-ФЗ, выписка из похозяйственной книги относится к числу тех документов, на основании которых право собственности на земельный участок и жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства, могло быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 7 статьи 11 Закона РСФСР от 19.07.1968 "О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР" (утратил силу в связи с изданием постановления Верховного Совета РСФСР от 06.07.1991 N 1551-I "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР") предусматривалось, что в области планирования, учета и отчетности поселковый, сельский Совет народных депутатов ведет по установленным формам похозяйственные книги и учет населения и представляет отчетность в вышестоящие государственные органы.
Постановлением Государственного комитета СССР по статистике от 25.05.1990 N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств (пункт 1) и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января (пункт 6).
По смыслу пункта 18 Указаний по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденных постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 года N 69, в похозяйственной книге учитываются сведения, в том числе, в графе в графе IV «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства».
Исходя из положений пункта 39, в разделе IV "А" "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства" по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам.
Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг. Данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам, выписывают из государственного акта, удостоверяющего право владения землей, или решения районного Совета народных депутатов, либо зарегистрированного местным Советом народных депутатов договора аренды земли.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (пункт 1).
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство (пункт 2).
Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
Форма похозяйственной книги и порядок ее ведения (далее - Порядок) утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 N 345.
Ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 24 Порядка, в похозяйственной книге, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер.
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. N П/103, согласно которому выписка из похозяйственной книги содержит, среди прочего, реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок, реквизиты похозяйственной книги (номер, дату начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ведение похозяйственной книги).
По смыслу вышеприведенных законоположений, выписка из похозяйственной может быть признана документом, подтверждающим право гражданина на земельный участок, только при наличии документа, подтверждающего основание предоставления гражданину данного земельного участка, вид данного права, при этом в похозяйственной книге должны быть указаны реквизиты данного документа.
Как правильно указал суд, ни справки администрации Рязанского муниципального района Рязанской области и администрации Искровского сельского поселения Рязанского муниципального района, ни сама похозяйственная книга не содержат указания на реквизиты такого документа, выданного уполномоченным органом.
Судебная коллегия дополнительно отмечает, что истребуемый в настоящее время истцом земельный участок является двухконтурным, площадью 291 кв.м. и 309 кв.м., фактически расположен по обе стороны от земельного участка с кадастровым номером №, площадью 333 кв.м., право собственности на который возникло у истца в 2014 г. на основании договора купли-продажи.
В то же время, похозяйственная книга не содержит сведений о нахождении у истца в пользовании в период с 1994 по 1996 г.г. двухконтурного земельного участка, отсутствуют сведения о пользовании земельным участком после 1996 года.
В похозяйственной книге в графе «дополнительные сведения» имеется запись о принадлежности истцу жилой квартиры <адрес>.
Из выписки из ЕГРН от 24.01.2022 и дела правоустанавливающих документов, истребованных судебной коллегией, следует, что жилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит истцу ФИО1 и ФИО3 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) на основании договора на передачу домов в собственность от 30.12.1992 №.
Согласно справке, выданной 03.02.2022 Главой администрации Искровского сельского поселения, многоквартирный дом, в котором находится указанное жилое помещение, находится в квартале №, спорный двухконтурный земельный участок расположен в квартале 61:15:0040604.
Таким образом, на спорном двухконтурном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в установленном порядке в Росреестре
Ссылка истца на положения части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которыми установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, сама по себе не может являться обоснованием признания за истцом права собственности на земельный участок, поскольку она отсылает к надлежащему порядку предоставления земельных участков и надлежащим документам, удостоверяющим право гражданина на земельный участок, что прямо предусмотрено положениями пунктов 9 и 9.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации".
Сам по себе факт пользования спорным земельным участком не может служить основанием для признания за истцом права собственности на земельный участок, минуя механизм, предусмотренный законодателем для его предоставления.
Каких либо иных документов, подтверждающих предоставление истцу испрашиваемого земельного участка, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств предоставления истцу в установленном законом порядке спорного земельного участка.
Проверяя доводы апелляционной жалобы истца о необоснованности вывода суда об отсутствии оснований для признания права собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами районного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 ноября 2020 года N 48-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. ФИО4", институт приобретательной давности призван служить конституционно значимой цели возвращения имущества в гражданский оборот, тем самым выполняя задачу поддержания правовой определенности и стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота, эффективной судебной защиты прав и законных интересов его участников.
Определение конкретных оснований и условий приобретения права собственности по давности владения относится к компетенции федерального законодателя, который устанавливает соответствующее регулирование исходя из социальных, экономических и иных факторов, а также с учетом конституционной цели института приобретательной давности, выявленной, в частности, в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Оценивая сложившуюся практику применения статьи 234 ГК Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 ноября 2020 года N 48-П отмечал, что добросовестность давностного владельца применительно к конкретным обстоятельствам соответствующих судебных дел предполагает, что его вступление во владение не было противоправным, было совершено внешне правомерными действиями.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 186-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации" особенность гражданско-правового регулирования земельных отношений заключается в том, что пунктом 2 статьи 214 ГК Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляется презумпция государственной собственности на землю, согласно которой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Федеральным законодателем с 1 июля 2006 года были определены критерии, в соответствии с которыми земельные участки относились к тому или иному уровню публичной собственности в силу прямого указания закона. В настоящее время согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Такое правовое регулирование осуществлено законодателем в рамках его компетенции исходя из исторически сложившихся обстоятельств, а также с учетом того, что в Российской Федерации на сегодняшний день по объективным причинам на значительной доле земель земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. В подобных условиях установление презумпции государственной собственности на землю является одним из определяющих факторов при выработке государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере земельных отношений, в том числе оборота земель.
В условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Действующее законодательство запрещает любое самовольное, совершенное без каких-либо правовых оснований занятие земельного участка или части земельного участка. Такие действия являются противоправными и влекут наложение санкций (статья 7.1 "Самовольное занятие земельного участка" КоАП Российской Федерации).
Таким образом, учитывая положения пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, т.е. добросовестное и соответствующее требованиям абзаца первого пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что истец пользовался земельным участком, находящимся в государственной собственности, то оснований, утверждать, что его пользование являлось добросовестным, не имеется. Суд правильно указал, что право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством, в связи с чем, обоснованно отказал в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для разрешения вопроса добросовестности владельца земельного участка не имеет определяющего значения презумпция государственной собственности на землю, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств предоставления ФИО1 земельного участка на каком-либо праве в установленном законом порядке уполномоченным органом не представлено, также не представлено доказательств обращения истца в уполномоченные органы в установленном законом порядке за предоставлением земельного участка.
Добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком не является достаточным основанием для признания права собственности на него в порядке ст. 234 Гражданского кодекса РФ, поскольку в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности, возможность приобретения права собственности в силу приобретательной давности исключается, в связи с чем, такие земельные участки приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену постановленного судом решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, нарушения процессуального закона не допущено. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рязанского районного Рязанской области от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.02.2022.