Судья Боргеева Н.А. Дело № 33-3647/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 15 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.., судей Сыреновой С.Н., Дьяконовой З.С.
при секретаре Ноговицыной Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2018 года, которым по делу по иску ФИО1 к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Нерюнгринской районной администрации о признании незаконным решения об исключении из республиканского реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья в 2017 году,
постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать ответчиков восстановить ФИО1, _______ года рождения, уроженку .........., проживающей по адресу: .........., в Республиканский реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов"и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, включить ФИО1 в Список граждан получателей социальных выплат в 2017 году.
Признать незаконным решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, об исключении ФИО1 из Республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и обязать предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья в 2017 году согласно поданному заявлению.
В остальной части иска в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) ФИО2, представителя Министерства архитектуры и строительного комплекса РС(Я) ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, в обоснование указав, что она, как ветеран боевых действий, с 21.09.1999, в период действия Жилищного кодекса РСФСР, была поставлена на учет и включена в Список ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 для получения социальной выплаты. Решением Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Правительства РС(Я от 22.06.2017 (далее Комиссия) ФИО1 исключена из республиканского реестра ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оспаривая данное решение ссылается на то, что на момент исключения из реестра ее жилищные условия не улучшены, на момент постановки на учет и снятия ее с учета проживала в общежитии по адресу: .......... общей площадью *** кв.м. ФИО1 состоит на учете на улучшение жилищных условий 18 лет, в том числе и в республиканском реестре. Фактически не обеспечена жилым помещением до настоящего времени. Просила признать решение Комиссии от 22.06.2017 незаконным, обязать ответчиков восстановить ее в республиканском реестре ветеранов боевых действий, включить ее в список граждан-получателей социальных выплат в 2017 г., взыскать солидарно с ответчиков уплаченную госпошлину в размере *** руб.
Решением Нерюнгринского городского суда от 05.10.2017 в удовлетворении искового заявления было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС(Я) от 13.12.2017 указанное выше решение оставлено без изменения.
08.06.2018 Президиумом Верховного Суда РС(Я) решение Нерюнгринского городского суда и апелляционное определение Верховного Суда РС(Я) отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
02.08.2018 Нерюнгринским городским судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований частично, с которым не согласился ответчик - Правительство РС(Я).
В апелляционной жалобе представитель Правительства РС(Я) указывает, что нормы Жилищного кодекса РФ так и Жилищного кодекса РСФСР при рассмотрении данного дела не должны применяться. В обоснование указанного довода ссылается на подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Закона о ветеранах, согласно которому обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона о ветеранах, то есть в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006 года № 226 разработан Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок). Считает, что поскольку снятие с учета истца произведено в соответствии нормами указанного Порядка, решение о снятии с учета нельзя признать незаконным. Кроме того, указывает на то, что федеральные субвенции, выделенные государственному бюджету республики в 2017 году на обеспечение ветеранов боевых действий жильем, освоены, в связи с чем решение суда об обязании ответчика включить ФИО1 в Список граждан получателей социальных выплат в 2017 году не может быть исполнено. Просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении исковых требований.
В возражении на апелляционную жалобу истец выражает согласие с решением суда, считая доводы жалобы необоснованными. Просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание истец, представитель Нерюнгринской районной администрации, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Материалами дела и судом установлено, что истец является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки. У истца имеется жилое помещение по адресу: .......... общей площадью *** кв.м. Как лицо, вставшее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, ФИО1 была включена в республиканский реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
22.06.2017 Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов истец из республиканского реестра исключена. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что ФИО1 обеспечена жилым помещением в размере равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления и выше – на основании подпункта «з» пункта 8.5 Порядка.
Считая решение Комиссии незаконным, ФИО1 обратилась иском в суд.
Суд, разрешая спор, пришел к выводу, что требования истца о признании незаконным решения Комиссии об исключении ее из республиканского реестра являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в удовлетворении требования о взыскании солидарно с ответчиков госпошлины отказал. При этом суд, руководствуясь ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", нормами Жилищного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса РФ пришел к выводу, что законных оснований для исключения истца из республиканского реестра ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Как ветеран боевых действий ФИО1 имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон о ветеранах), которым предусмотрено что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона о ветеранах.
Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РС(Я) от 25.05.2006 № 226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета (далее Порядок). Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан является социальная выплата для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций бюджету Республики Саха (Якутия), а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и включения в список на предоставление социальных выплат.
Решение вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Данная Комиссия в силу пп. «з» п. 8.5 Порядка уполномочена принимать решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше. В данном случае истца исключили из республиканского реестра ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на приведенную норму.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комиссия не выходила за рамки своих полномочий, так как основанием для исключения истца из республиканского реестра явилось ее обеспеченность жилым помещением, превышающим учетную норму жилой площади, установленной органом местного самоуправления, не может явиться основанием к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
На момент постановки на учет ФИО1 в 1995 г. действовал Жилищный кодекс РСФСР. В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР одним из оснований для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящегося на проживающего в общежитии.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Вместе с тем, ФИО1 была поставлена учет, проживая в общежитии по адресу: .......... в жилом помещении общей площадью ***. В этом же жилом помещении проживает до сих пор, то есть, ее жилищные условия с тех пор улучшены не были. Других оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ также не имеется.
Следовательно, решение Комиссии об исключении истца с республиканского реестра является незаконным.
Утверждения ответчика в апелляционной жалобе о том, что нормы Жилищного кодекса РФ так и Жилищного кодекса РСФСР при рассмотрении данного дела не должны применяться, а спор следует разрешать с применением Закона о ветеранах и Порядка предоставления социальных выплат основан на ошибочном толковании норм жилищного законодательства и не может быть принят во внимание.
В соответствии с ч.2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов ( ч.6 ст. 5 ЖК РФ).
Таким образом, при разрешении жилищных споров следует руководствоваться прежде всего нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, как основополагающего закона, регулирующего жилищные правоотношения.
Довод жалобы о том, что предоставить истцу социальную выплату невозможно, поскольку федеральные субвенции на 2017 г. освоены, не принимаются во внимание. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению социальной выплаты гражданину, включенному в список. Следует также учесть, что невозможность выплаты субвенции в 2017 году не лишает права лица на получение этих выплат в следующем году при наличии оснований для его получения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, выводы суда не опровергают, сводятся к ошибочному толкованию норм материального права. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2018 года по делу по иску ФИО1 к Правительству Республики Саха (Якутия), Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Нерюнгринской районной администрации о признании незаконным решения об исключении из республиканского реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилья в 2017 году оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова