Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-364/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Элиста 3 июня 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Андреевой А.В.
судей Антакановой Е.В.
Гонеевой Б.П.
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санджиевой Зухры Рауфовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и досрочно назначить страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе истца Санджиевой З.Р. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В., объяснения истца Санджиевой З.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Даваевой К.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Санджиева З.Р. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте (далее – ГУ-УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и досрочно назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ-УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия от 22 октября 2018 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом в ее педагогический стаж не были включены периоды работы учителем в школе дистанционного образования детей-инвалидов, являющейся структурным подразделением Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» - (далее - БУ РК «ЦОКО»): с 26 января по 31 августа 2012 г., с 11 января по 1 сентября 2013 г., с 1 июня 2014 г. по 9 октября 2015 г. со ссылкой на то, что указанная школа не является общеобразовательной, лицензия на право осуществления образовательной деятельности у нее отсутствует. Одновременно не были включены в специальный стаж периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в МКОУ «Юстинская средняя общеобразовательная школа» и МБОУ «Элистинская классическая гимназия»: с 25 по 30 октября 1993 г., 19 по 20 октября 1994 г., 19 по 28 января 2009 г., 11 по 20 октября 2010 г.
Указанное решение пенсионного органа считает незаконным, поскольку школа дистанционного образования детей-инвалидов, в которой она работала учителем географии, в соответствии с Уставом БУ РК «ЦОКО», принятым общим собранием коллектива БУ РК «ЦОКО» 16 декабря 2011 г. № «…», Положением, утвержденным приказом руководителя ГУ «ЦОКО» РК от 24 июня 2011 г. № «…», а также полученной на основании приказа Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 29 августа 2011 г. № «…» лицензии относится к образовательным учреждениям, указанным в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Полагает, что периоды ее работы в указанной школе подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, по ее мнению, подлежат зачету в специальный стаж в силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку за это время за ней сохранялись место работы и заработок, а также производились отчисления на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ссылаясь на изложенное, просила признать указанное решения пенсионного органа незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды ее работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж и досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с 26 июня 2018 г.
В судебном заседании истец Санджиева З.Р. и ее представитель - Беркасинова К.Г. иск просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия – Даваева К.Н. иск не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 27 февраля 2019 г. иск Санджиевой З.Р. удовлетворен частично.
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворено частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте от 22 октября 2018 г. № «…» в части не включения в специальный стаж ФИО1 периодов пребывания на курсах повышения квалификации.
На Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия возложена обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25 октября по 30 октября 1993 г., с 19 октября по 20 октября 1994 г., с 19 января по 28 января 2009 г., 11 октября по 20 октября 2010 г.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска и принять новое решение об удовлетворении иска. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии лицензии на право осуществления образовательной деятельности у школы дистанционного образования детей-инвалидов, в которой она работала в спорные периоды учителем, поскольку по действующему законодательству Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия не имеет полномочий на признание указанной лицензии недействительной, такими полномочиями наделен лишь суд. Решение суда о признании недействительной лицензии, предоставленной БУ РК «ЦОКО», на право осуществления образовательной деятельности, пенсионным органом не представлено. Характер и специфика выполняемых ею трудовых функций в школе дистанционного образования детей-инвалидов соответствуют требованиям пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила). С учетом этого полагает, что спорные периоды работы судом необоснованно не включены в ее специальный стаж.
В письменном возражении начальник УПФР в г. Элисте Республики Калмыкия ФИО2 просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность принятого пенсионным органом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворения искового требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации лицами, участвующими в деле, не обжаловано, а потому в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судебной коллегии не является.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении искового требования о включении в специальный стаж периода работы в школе дистанционного образования детей-инвалидов в период с 26 января по 31 мая 2012 г., август 2012 г., с 11 января по 31 августа 2013 г. с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении иска; оснований для отмены решения в остальной части не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 г. № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность учителя, в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждения» этого же списка указаны общеобразовательные школы всех наименований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781).
Пунктом 13 названных Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): в общеобразовательных школах всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназии; межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школе-интернате; детском саду; яслях-саду (сад-ясли); детских яслях; техникуме колледже училище; лицее.
Как следует из материалов дела, в период с 26 января 2012 г. по 9 октября 2015 г. ФИО1 работала учителем географии в школе дистанционного образования детей-инвалидов, являющейся структурным подразделением Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования».
На основании приказа Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 29 августа 2011 г. № «…» БУ РК «ЦОКО» была выдана лицензия серии «…» № «…» на право осуществления образовательной деятельности (т.1 л.д.219).
На основании предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования науки и образования от 19 ноября 2013 г. приказом заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия - министра образования, культуры и науки от 23 декабря 2013 года № «…» вышеуказанный приказ отменен и выданная на его основании лицензия (регистрационный № «…») признана недействительной (т. 2 л.д. 4-27, т.1 л.д.212).
Отказывая в иске о включении в специальный стаж истца периодов работы в школе дистанционного образования детей-инвалидов - с 26 января по 31 августа 2012 г., с 11 января по 1 сентября 2013 г., с 1 июня 2014 г. по 9 октября 2015 г. и досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд первой инстанции исходил из того, что структурное подразделение БУ РК «ЦОКО» - школа дистанционного образования детей-инвалидов не отнесена к учреждениям, поименованным в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
С выводами суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 1 июня 2014 г. по 9 октября 2015 г. следует согласиться, поскольку в указанные периоды школа дистанционного образования детей-инвалидов не имела лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в периоды июнь-июль 2012 г. истцом не выполнялась установленная Правилами норма педагогической нагрузки - 18 час. в неделю.
Вместе с тем нельзя признать правильным отказ суда во включении в специальный стаж истца периода работы в названной школе до момента признания недействительной лицензии на право осуществления образовательной деятельности по следующим основаниям.
Согласно имеющемуся в материалах дела Положению, утвержденному приказом директора Государственного учреждения «Центр оценки качества образования» Республики Калмыкия от 24 июня 2011 г. № «…», школа дистанционного образования детей-инвалидов является структурным подразделением названного государственного учреждения.
Целями деятельности указанной школы являются реализация образовательной деятельности в соответствии с уровнями специальных (коррекционных) образовательных программ III и IV видов для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также реализация программ дошкольного, начального общего образования, среднего (полного) общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Обучение ведется по учебным планам, реализующим государственные стандарты общего образования, разработанным на основе базисного учебного плана и принятым педагогическим советом. В своей деятельности школа руководствовалась Законом Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», Положением о дистанционном образовании детей-инвалидов в Республике Калмыкия, утвержденного приказом министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 10 августа 2010 № 1026.
Таким образом, исходя из содержания Положения о школе дистанционного образования детей-инвалидов, предметом ее деятельности является обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация программ дошкольного, начального общего образования, среднего (полного) общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений III - IV видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
На основании абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе апелляционного рассмотрения настоящего дела судебной коллегией были приняты дополнительные доказательства - табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, тарификационные списки учреждения, штатные расписания учреждения на 2012-2013 гг., из которых следует, что в период с 26 января по 31 мая 2012 г., август 2012 г., с 11 января по 31 августа 2013 г. истец, занимая должность учителя географии, осуществляла педагогическую деятельность с учебной нагрузкой более 18 часов в неделю (2012 г.: январь -34, февраль - 27 (108:4 недели), март - 33 (132:4), апрель - 31, 75 (127:4), май - 33 (132:4), август - 32 (128:4); с 11 января по 31 августа 2013 г. - более 18 часов в неделю.
Исходя из положений статьи 67 ГПК РФ указанные доказательства, по мнению судебной коллегии, соответствуют требованиям допустимости и достоверности.
В постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации может быть применена и к спорным отношениям по настоящему делу.
Как видно из письменного сообщения Государственного учреждения «Центр оценки качества образования» Республики Калмыкия от 13 мая 2019 г. информация о лишении приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 23 декабря 2013 г. № «…» БУ РК «ЦОКО», структурным подразделением которого является школа дистанционного образования детей-инвалидов, лицензии серии «…» № «…» на право осуществления образовательной деятельности до сведения учителей, работающих в данном учреждении, официально не доводилась.
В своих пояснениях ФИО1 указала на то, что ей не было известно о факте лишения учреждения названной лицензии.
Таким образом, поскольку на период трудоустройства ФИО1 учителем географии у БУ РК «ЦОКО» имелась лицензия на право осуществления образовательной деятельности, в последующем аннулированная уполномоченным органом, о чем ФИО1 не была уведомлена, имеются основания считать, что последняя при такой ситуации была вправе рассчитывать на включение осуществляемой ею педагогической деятельности в качестве учителя в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из конституционных принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, судебная коллегия считает, что работа истца в качестве учителя в период с 26 января по 31 мая 2012 г., август 2012 г., с 11 января по 31 августа 2013 г. подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворения иска в данной части.
С учетом изложенного, на день обращения с заявлением в пенсионный орган у ФИО1 отсутствовал необходимый стаж педагогической деятельности, следовательно, у нее право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не возникло.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия
от 27 февраля 2019 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в структурном подразделении Бюджетного учреждении Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» - школе дистанционного образования детей-инвалидов в должности учителя географии с 26 января по 31 мая 2012 г., август 2012 г. и с 11 января по 31 августа 2013 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в указанной части.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия обязанность включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы в структурном подразделении Бюджетного учреждении Республики Калмыкия «Центр оценки качества образования» - школе дистанционного образования детей-инвалидов в должности учителя географии с 26 января по 31 мая 2012 г., август 2012 г. и с 11 января по 31 августа 2013 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий А.В. Андреева
Судьи Е.В. Антаканова
ФИО3