Судья Беликов А.С. Дело № 33- 3651/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ставрополь 13 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Медведевой Д.С.
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Пятигорского городского суда от 08 февраля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о возложении обязанностей по снятию нежилого здания с кадастрового учета, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав, что в 1994 году в эксплуатацию введено по адресу: ***, нежилое здание «магазин», общей площадью 33,3 кв.м. с постановкой данного объекта на кадастровый учет с кадастровым номером ***. В 2008 году данное здание «магазин» снесено, о чем имеется акт обследования ООО «Земельное бюро» от 03.10.2017г. На месте снесенного объекта возведено другое нежилое здание общей площадью 694,8 кв.м., с постановкой его на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера *** и регистрацией права собственности (от 12.12.2016г. запись регистрации №***).
По состоянию на 14.11.2017г. на земельном участке, предоставленном администрацией г.Пятигорска истцу в аренду на 49 лет по договору аренды №610/15Д от 25.09.2015г., на кадастровом учете с фактическим наложением друг на друга состоят два нежилых здания, из которых один существует с 2011 года с регистрацией права собственности от 2016 года КН ***, другой снесен в 2008 году без регистрации права собственности на него - кадастровый номер ***.
Для снятия с кадастрового учета нежилого здания (снесенного) ответчик рекомендовал обратиться в судебные органы. Истец правом собственности на объект (снесенный) не обладает, данный объект подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку прекратил свое существование еще в 2008 году.
Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшим до обращения истца в уполномоченный орган с заявлением о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч.6 ст.20 указанного закона с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
В соответствии с ч.7 ст.25 указанного закона при осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании или сооружения. Основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания или сооружения.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», которыми признаны утратившими силу, в том числе положения ст.ст. 16, 20, 22, 25 указанного Закона. Приказ Федеральной службы государственного регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010 года №П/93, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестр» наделен полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества утратил силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, ч.5 ст.72 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закрепляет, что настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.
Правоотношения по нежилому зданию, прекратившему свое существование в 2008 году, возникли до 01 января 2017 года.
ФИО1 правообладателем объектов недвижимости на земельном участке по ул*** г.*** стал с 2014 года и лишен возможности зарегистрировать за собой право собственности на нежилое здание с кадастровым номером ***, в связи с его физическим отсутствием.
Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Просит обязать Управление Росреестра по Ставропольскому краю нежилое здание «магазин» по адресу: ***, общей площадью 33,3 кв.м., кадастровый номер ***, снять с кадастрового учета.
Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований истцу -отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца- ФИО2 просит отменить решение, указывает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Отказывая в иске суд сослался на невыполнение истцом требований ст.ст. 14, 23 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015г. по предоставлению акта обследования спорного объекта, подтверждающего прекращение существования здания в связи с его гибелью, форма и состав сведений и требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития России №861 от 20.11.2015г. Однако предметом спора явился не факт отсутствия надлежаще оформленного акта обследования, а отсутствие зарегистрированного права собственности на объект, по причине которой Управление Росреестра по Ставропольскому краю не снимает с кадастрового учета, а кадастровые инженера не проводят обследований объектов, не имеющих собственника.
Согласно Федерального закона №218-фз от 03.07.2015г. заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка и собственника объекта недвижимости. Истец не подпадает к указанным критериям. В связи с чем был вынужден обратиться в суд. Как в Управление Росреестра по Ставропольскому краю, так и в суд истцом был представлен акт ООО «Пятигорский земельный комитет» от 03.10.2017г. подготовленный специалистами - кадастровыми инженерами об отсутствии на земельном участке спорного объекта.
В письменных возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Судебные извещения, направлены судом апелляционной инстанции, лицам, участвующим в деле, о чем в материалах дела имеются отчеты, судебная коллегия полагает возможным с учетом требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом. Истец представил в коллегию заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражении на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не находит.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017, далее -Закон) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, в том числе, о земельных участках, зданиях, сооружениях и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона осуществление государственного кадастрового учета всех помещений осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Поскольку на момент рассмотрения судом заявленных требований, начиная с 1 января 2017 года, следует руководствоваться вышеуказанным Законом, а заявляя требования, истец основывался на ранее действовавшем законодательстве, которое не применяется, то, по мнению суда, правовые акты, действие которых прекращено, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут.
Доводы апеллянта о том, что к возникшим правоотношениям подлежат применению положения ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» и Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», в редакциях, действовавших до 01.01.2017г., были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, с заявлением о снятии нежилого здания с кадастрового учета истец обратился только 10.10.2017г.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 является собственником строений, расположенных по адресу:***, а именно: нежилого здания с кадастровым номером *** площадью 694,8 кв.м.; жилого дома с кадастровым номером *** площадью 28.8 кв.м.; жилого дома с кадастровым номером *** площадью 267,3 кв.м., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1216 кв.м., расположенный по указанному адресу предоставлен истцу на условиях долгосрочной аренды, заключен договор аренды №610/15Д от 25.09.2015г., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальным жилым домом.
По доводам иска следует, что нежилое здание «магазин» 33,3 кв.м. (КН ***) на данном земельном участке было снесено в 2008 году и на его месте возведено другое нежилое здание 694,8 кв.м., (КН ***и регистрацией права собственности на него 12.12.2016г.). В обоснование представлен акт от 03.10.2017г., составленный специалистами ООО «Пятигорский земельный комитет», по обследованию земельного участка по этому адресу, в результате которого установлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером *** на момент обследования снесен, на месте снесенного объекта располагается нежилое здание с кадастровым номером ***, право собственности на которое зарегистрировано за ФИО1 (истец).
Истец собственником земельного участка и собственником объекта недвижимости (снесенного) не является, 10.10.2017г. обратился в межмуниципальный отдел Управления Росреестра по СК с заявлениями об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в части снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности в отношении указанного объекта недвижимости с КН ***.
Как следует из материалов дела, при проведении государственным регистратором правовой экспертизы документов в порядке п.3 ч.1 ст.29 Закона о регистрации, установлено, что отсутствует документ, являющийся основанием для снятия объекта с государственного кадастрового учета(п.2 ч.4 ст. 18 Закона), а именно: т Акт обследования, форма и требования к подготовке которого утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015г. №861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке»; выявлено отсутствие в ЕГРН записей о регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером ***, о прекращении которого подано заявление. В связи с чем, 25.10.2017г. по указанным основаниям одновременное осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено до 25.01.2018г..
Суд первой инстанции, сославшись на положения ст.14, п.2 ч.2 ст. 15, ст.23 Федерального закона №218-ФЗ от 03.07.2015г., указал, что одним из оснований государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ, форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке установлены Приказом Минэкономразвития России №861 от 20.11,2015г., который не представлен, соответственно отсутствуют доказательства наличия предусмотренных законом обстоятельств, в связи с наличием которых объект подлежит снятию с кадастрового учета. Тогда как акт ООО «Пятигорский земельный комитет» от 03.10.2017г., не может быть принят в качестве такого надлежащего доказательства, не отвечает требованиям, предъявляемым к его составлению, в связи с чем не подтверждает отсутствие здания.
В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 15 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, процедуры снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.В реквизите "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" ).
Аналогичная информация указана ФНС России от 02.02.2017 «О разъяснении порядка налогообложения в случае гибели или разрушения объекта недвижимости»- датой прекращения налогообложения разрушенного объекта недвижимости признается дата снятия такого объекта с государственного кадастрового учета, полученная налоговыми органами из органов Росреестра (статья 408 НК РФ). Объект снимается с кадастрового учета на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером. Одновременно проводится государственная регистрация прекращения прав на данный объект в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Установлено, что согласно актуальным сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости находится (находился) на земельном участке КН ***, площадью 1216 кв.м, в отношении которого зарегистрировано право муниципальной собственности Муниципального образования г.Пятигорск, запись регистрации от 17.11.2015г., а также обременение - аренда на срок до 07.09.2064г. в пользу арендатора ФИО1 на основании договора аренды земельного участка №610/15Д от 25.09.2015г., запись регистрации от 17.11.2015г. Таким образом, право аренды истца в отношении земельного участка возникло позже, чем фактически прекращено предполагаемое право на нежилое здание (магазин).
В исковом заявлении не оспаривается решение органа регистрации (кадастрового учета), осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращено на основании соответствующего заявления правообладателя, обязание органа кадастрового учета принять решение о снятии объекта с государственного кадастрового учета нарушает и ограничивает право органа кадастрового учета на принятие соответствующего решения в пределах полномочий.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, не основанными на нормах материального закона и фактических обстоятельствах дела и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пятигорского городского суда от 08 февраля 2018 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.