ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3653 от 25.09.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-3653 судья Булыгина Н.В. 2018 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Булавкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Воробьёвой В.А

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

25 сентября 2018 года

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

дело по апелляционным жалобам Министерства обороны РФ и Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600)

на решение Центрального районного суда г. Твери от 16 мая 2018 г., которым постановлено:

«Исковые требования Барашкова А.П. удовлетворить частично.

Установить факт участия Барашкова А.П. при выполнении им служебных обязанностей в период прохождения с 26 июня 1987 года по 26 июня 1989 года срочной воинской службы в рядах Советской Армии на Семипалатинском полигоне, в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ.

Признать за Барашковым А.П., 29 мая 1969 года рождения, право на получение социальных льгот, предоставляемых участникам действий подразделения особого риска.

В удовлетворении требований Барашкова А.П. о компенсации морального вреда в размере 50000 рублей - отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Барашков А.П. обратился в суд с иском (с учетом уточнений в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тверской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Тверской области»), Федеральному государственному казенному учреждению «12 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны РФ (условное наименование - в/ч 51105) (далее – ФГКУ «12 ЦНИИ» Минобороны России), Министерству обороны РФ, Центральной комиссии Министерства обороны РФ об установлении факта участия в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600) об установлении факта участия при выполнении служебных обязанностей в период прохождения с 26 июня 1987 г. по 26 июня 1989 г. срочной воинской службы в рядах Советской Армии на Семипалатинском полигоне в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, признании права на получение социальных льгот, предоставляемых участникам подразделений особого риска, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивирует тем, что он с 26 июня 1987 г. по 26 июня 1989 г. проходил срочную воинскую службу в рядах Советской Армии на Семипалатинском ядерном полигоне (с 29 июня 1987 г. по 27 июля 1987 г. - в в/ч ; с 28 июля 1987 г. по 26 июня 1989 г. – в в/ч 52605). В период прохождения службы на Семипалатинском ядерном полигоне он непосредственно занимался обеспечением противопожарной безопасности во время работ на объектах подготовки и хранения ядерных боеприпасов (где готовились заряды и боеприпасы), во время погрузки, транспортировки и выгрузки ядерных боеприпасов на месте проведения испытаний, во время проведения испытаний ядерных боеприпасов на площадках, а также проводил тушение возгораний растительности в степи, в непосредственной близости от площадок испытаний, после проведения испытаний ядерных боеприпасов, проводил дезактивацию зараженной местности (сбивание радиоактивной пыли в районе проведения испытаний, из средств пожаротушения), обеспечивал меры противопожарной безопасности во время выполнения дозиметристами работ по дозиметрическому контролю местности после проведения испытаний ядерного оружия, а также проводил дозиметрический контроль вверенных транспортных средств после несения боевого дежурства в районе проведения испытаний ядерного оружия, проводил обработку транспортных средств (дезактивацию) вернувшихся из зоны испытаний. Документов, подтверждающих выполнение им указанных работ, не сохранилось. Центральная комиссия Министерства обороны РФ об установлении факта участия в действиях подразделений особого риска дважды рассматривала его заявление о признании непосредственным участником действий подразделений особого риска и отказывала в выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска», ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих его непосредственное участие в действиях подразделений особого риска. Считает, что ненадлежащее ведение архива, препятствующее сбору данных относительно его непосредственного участия в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате ядерных взрывов и испытаний боевых радиоактивных веществ на Семипалатинском полигоне за 1987-1989 г.г., не может повлечь лишения его права для получения предоставленных законом льгот. Действиями ответчиков ему причинены нравственные страдания, которые он оценивает в 50000 руб.

Определением суда от 22 марта 2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ».

Определением суда от 16 мая 2018 г. изменен статус ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», данное юридическое лицо привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.

В судебном заседании истец Барашков А.П. и его представитель Кузнецова Н.М. поддержали заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия в действиях подразделений особо риска (в/ч 31600) Минкина Т.С. возражала по заявленным исковым требованиям.

Представитель ответчика ФГКУ «12 ЦНИИ» Минобороны России Орлов С.Л. также просил в иске отказать.

Представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Спиридонова Н.А. оставила рассмотрение исковых требований на усмотрение суда, указав, что ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» прав истца не нарушало.

Представители ответчика Министерства обороны РФ, третьих лиц ГОО «Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ» и ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ», извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 31 июля 2018 г. в решении исправлена описка в части указания лиц, участвующих в деле.

В апелляционной жалобе Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600) ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Так, вопреки выводам суда, Барашков А.П. не осуществлял сбор и захоронение радиоактивных веществ, так как на Семипалатинском полигоне в период прохождения им военной службы сбор и захоронение радиоактивных веществ не производилось. Работы, которые выполнял истец, не подпадают под Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска». Показания свидетелей не указывают на проведение работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ при проведении испытания ядерного оружия, а подтверждают участие истца в составе пожарного расчета в мероприятиях по обеспечению мер противопожарной безопасности, связанных с хранением, погрузкой, сопровождением при транспортировке, выгрузке и проведением испытаний ядерных боеприпасов. Иных доказательств, подтверждающих выполнение истцом работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ при проведении испытания ядерного оружия, в материалах дела не имеется. Суд подменил полномочия государственного органа, на который законодательно возложено установление факта непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска. Суд не вправе был рассматривать заявление Барашкова А.П. в порядке особого производства, поскольку имеется спор о праве.

В апелляционной жалобе Министерства обороны РФ, срок на подачу которой восстановлен определением суда от 31 июля 2018 г., также ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывается на то, что судом первой инстанции не были исследованы надлежащим образом обстоятельства дела, а также была дана ненадлежащая правовая оценка, вследствие чего было постановлено неправильное решение. Вопреки выводам суда, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие непосредственное участие истца в действиях подразделений особого риска.

На апелляционные жалобы ГОО «Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ» принесены возражения, в которых поддерживаются доводы апелляционных жалоб, и ставится вопрос об отмене принятого по делу решения.

На апелляционные жалобы Барашковым А.П. принесены возражения, в которых критикуются доводы жалоб, и указывается на законность принятого по делу судебного акта.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, за исключением истца и его представителя, представителей Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600), в заседание суда апелляционной инстанции не явились, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались. При таких обстоятельствах судебная коллегия, с учетом положений статей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения представителей Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600) Минкиной Т.С. и Куштан Д.В., поддержавших доводы жалоб, объяснения Барашкова А.П. и его представителя адвоката Кузнецовой Н.М., возражавших по доводам жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Барашков А.П. с 28 июля 1987 г. по 26 июня 1989 г. проходил службу по призыву в в/ч 52605 в военной пожарной команде старшим пожарным.

В период с 1987 г. по 1989 г. в/ч 52605 дислоцировалась в районе аула Молдар Майского района на стыке Павлодарской и Семипалатинской областей Казахской ССР, входила в состав в/ч 31600.

20 января 2015 г. истцом получено сообщение из в/ч 51105, согласно которому Барашков А.П. включен в Список непосредственных участников испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне СП-295, исх. от 12 января 2014 г., который направлен в Комитет ветеранов подразделений особого риска, в связи с чем истцу для оформления удостоверения надлежит обратиться в Комитет ветеранов подразделений особого риска с заявлением, заполнив анкету и приложив необходимые документы, и обязательно сообщив указанные в сообщении реквизиты списка, в который он включен.

10 февраля 2015 г. истец обратился в Комитет ветеранов подразделений особого риска с заявлением об оформлении удостоверения участника действий подразделений особого риска.

10 декабря 2015 г. Центральной комиссией Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска Барашкову А.П. отказано в признании непосредственным участником действий подразделений особого риска и выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска» со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают участие Барашкова А.П. в действиях подразделений особого риска.

28 марта 2016 г. Барашков А.П. повторно обратился с заявлением о выдаче удостоверения участника действий подразделений особого риска, приложив дополнительные доказательства его непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

Решением Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска от 31 мая 2016 г. Барашкову А.П. отказано в признании непосредственным участником действий подразделений особого риска и выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска» со ссылкой на то, что представленные документы не подтверждают участие Барашкова А.П. в действиях подразделений особого риска.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи и установление гарантий социальной защиты для определенных групп граждан (статья 2; статья 7 части 1 и 2).

Приведенными конституционными положениями в их единстве со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей в качестве одного из основных направлений реализации социальной политики государства социальное обеспечение, обусловливается создание системы гарантий социальной защиты населения.

Лицо, которое по всем предусмотренным законом критериям относится к той категории граждан, которая вправе получать от государства меры социальной поддержки, не может и не должно лишаться такового лишь по формальному признаку. Это особенно существенно в тех случаях, когда ввиду необходимости соблюдения режима секретности именно государство посредством специальных органов создавало механизм и формы участия конкретных учреждений в обеспечении обороноспособности страны.

В целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет РФ распространил действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска (Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1).

Согласно вышеуказанному Постановлению, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел принимавших в частности непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ (подпункт «д» пункта 1).

Во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» утверждены Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся: непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ при выполнении служебных обязанностей в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни; в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне; в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения (пункт 5).

Согласно пункту 9 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 22 сентября 2016 г. № 590, к документам, подтверждающим непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, относятся архивные справки; выписки из вахтенных журналов, научно-технических отчетов, журналов дозиметрического контроля, приказов о командировании военнослужащих и работников для проведения работ, приказов о награждениях и поощрениях (служебных карточек военнослужащих); летные книжки для летного состава; послужные списки личных дел офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих сверхсрочной службы, солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих (проходивших) военную службу по контракту; военные билеты для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходивших военную службу по призыву; копия трудовой книжки; документы общественных организаций и объединений; статьи в газетах того времени; книжные издания; кинофотодокументы; иные материалы, необходимые для подтверждения непосредственного участия заявителя в действиях подразделений особого риска, в том числе переданные заявителем.

Аналогичные положения содержались в пункте 14 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 09 июня 2008 г. № 321 и действовавших на день рассмотрения заявлений Барашкова А.П. о выдаче удостоверения «Участник действий подразделений особого риска».

Обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, Барашков А.П. указывает на то, что при прохождении воинской службы по призыву в в/ч 52605 в военной пожарной команде он непосредственно участвовал на Семипалатинском ядерном полигоне в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, однако, документы, подтверждающие факт его непосредственного участия в указанных видах работ, отсутствуют.

Разрешая в порядке гражданского судопроизводства спор по существу и частично удовлетворяя заявленные Барашковым А.П. требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами материального права, регулирующие возникшие правоотношения, и исходил из того, что факт непосредственного участия истца в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, на Семипалатинском ядерном полигоне в период прохождения воинской службы по призыву с 26 июня 1987 г. по 26 июня 1989 г. подтверждается совокупностью доказательств, в том числе показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, проходивших военную службу вместе с Барашковым А.П. в в/ч 52605, которые в настоящее время имеют удостоверения участника действий подразделений особого риска. В связи с этим суд первой инстанции сделал вывод о наличии достаточных оснований для установления факта непосредственного участия истца в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, и признания за ним права по получение социальных льгот, предоставляемых участникам действий подразделений особого риска.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционных жалоб, соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Согласно военному билету Барашков А.П. проходил военную службу по призыву в в/ч 52605 старшим пожарным с 28 июля 1987 г. по 26 июня 1989 г.

Из архивной справки ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 07 сентября 2015 г. № 2 /98023 следует, что в/ч 52605 значится в перечне воинских частей, входивших в состав в/ч 31600 и дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 г. по 1989 г.

Согласно перечню воинских частей и военных представительств Министерства обороны СССР, являющегося приложением № 3 к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 22 сентября 2016 г. № 590, в/ч 52605 включена в перечень воинских частей, подчинявшихся в/ч 31600, дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 г. по 1989 г., и в перечень воинских частей, проводивших испытания боевых радиоактивных веществ.

В ходе судебного разбирательства лица, участвующие в деле, не оспаривали того обстоятельства, что в период прохождения военной службы Барашковым А.П. с 26 июня 1987 г. по 26 июня 1989 г. производились подземные испытания в скважинах и штольнях на испытательных площадках Семипалатинского полигона.

В судебном заседании истец Барашков А.П. пояснил, что в период прохождения срочной воинской службы на Семипалатинском испытательном полигоне он непосредственно принимал участие в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате подземных ядерных испытаний (взрывов) и испытаний боевых радиоактивных веществ. В составе пожарного расчета из пяти человек он проводил тушение возгораний растительности в степи, в непосредственной близости от площадок испытаний, после проведения испытаний ядерных боеприпасов; проводил дезактивацию зараженной местности (сбивание радиоактивной пыли в районе проведения испытаний из средств пожаротушения); обеспечивал меры противопожарной безопасности во время выполнения дозиметристами работ по дозиметрическому контролю местности после проведения испытаний ядерного оружия; проводил обработку транспортных средств (дезактивацию) вернувшихся из зоны испытаний.

Из показаний свидетеля ФИО1 следует, что он с 01 августа 1987 г. проходил военную службу в в/ч 52605, как начальник пожарной команды возглавил военно-пожарную команду. Испытания на Семипалатинском ядерном полигоне проводились регулярно не менее 4-5 раз в год. В служебные обязанности личного состава военно-пожарной команды входило обеспечение противопожарной безопасности и мер пожаротушения при подготовке, проведении и после испытаний боевых радиоактивных веществ. После производства взрыва и по команде «отбой», личный состав военно-пожарной команды производил очистку шахты и командного пункта от радиоактивной пыли, мыл технику до исходного состояния, тушил степь в местах проведения подземных ядерных взрывов. Барашков А.П. проходил срочную военную службу с 1987 г. по 1989 г. под его командованием. Барашков А.П. вместе с ним участвовал в ядерных испытаниях, выезжал в составе пожарного расчета для обеспечения мер противопожарной безопасности на объекты Семипалатинского ядерного полигона, связанные с хранением, погрузкой, сопровождением при транспортировке, выгрузкой, и проведением испытаний ядерных боеприпасов.

Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что он, как и Барашков А.П., проходил военную службу по призыву с 1987 г. по 1989 г. в числе военно-пожарной команды в/ч 52605 Семипалатинского полигона. По долгу службы он совместно с Барашковым А.П. находился в составе обеспечения противопожарной безопасности во время разгрузки, выгрузки ядерных боеприпасов на испытательных площадках, на испытательных площадках в составе пожарных расчетов в период проведения испытаний, тушил возгорания в степени, проводил дезактивацию зараженной местности после проведения испытаний ядерных боеприпасов, обеспечивал меры пожарной безопасности во время выполнения дозиметристами работ по дозиметрическому контролю местности после проведения испытаний ядерных боеприпасов, проводил обработку транспорта после проведения испытаний.

Согласно имеющимся в материалах дела копиям военных билетов свидетели ФИО1 и ФИО2 в период с августа 1987 г. по июнь 1989 г. служили в в/ч 52605: ФИО1 - начальником пожарной команды, ФИО2 – старшим пожарным.

Согласно имеющимся в материалах дела копиям удостоверений ФИО1 10 августа 2009 г. и ФИО2 30 июня 2010 г. Центральной комиссией Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска были выданы удостоверения, предъявителям которых гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1.

Как следует из личных дел на имя ФИО1 и ФИО2, сформированных для решения вопроса о выдаче им удостоверений участника действий подразделений особого риска, и обозревавшихся как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции, факт непосредственного участия ФИО1 и ФИО2 в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, устанавливался Центральной комиссией Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска исключительно на основании анализа и оценки характера выполняемых указанными гражданами работ при прохождении ими военной службы именно в в/ч 52605 в 1987-1989 г.г. Иные документы, кроме заявлений ФИО1 и ФИО2 с описанием их личного участия в действиях подразделений особого риска, в личных делах свидетелей отсутствуют.

Из письма в/ч 51105 от 01 июня 2014 г. следует, что о служебных обязанностях, выполняемых военнослужащими пожарной команды, можно судить по описаниям ранее обратившихся граждан, которые уже включены в списки ветеранов: обеспечение противопожарной безопасности во время погрузки, транспортировки и выгрузки ядерных боеприпасов; нахождение на площадках в период проведения испытаний; тушение возгораний и дезактивация зараженной местности после проведения испытаний; обработка транспортных средств (дезактивация), вернувшихся из зоны проведения испытаний.

Совокупность приведенных выше доказательств свидетельствует о том, что Барашков А.П., являясь военнослужащим, в период прохождения действительной военной службы в в/ч 52605, дислоцировавшейся в 1987 -1989 г.г. на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия и проводившей испытания боевых радиоактивных веществ, в период с 26 июня 1987 г. по 26 июня 1989 г. выполнял служебные обязанности, которые входят в перечень действий подразделения особого риска, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ. Истец участвовал в проведении дезактивации зараженной местности после проведения испытаний, проводил дезактивацию и обработку транспортных средств после проведения испытаний, тушил возгорания в степи в местах проведения подземных ядерных взрывов.

Указанные работы истец выполнял в один и тот же период совместно со свидетелями ФИО1 и ФИО2, которым уполномоченным органом, оценившим характер выполняемых работ, выданы удостоверения как участникам работ по сбору и захоронению радиоактивных отходов, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ.

Из материалов дела следует, что в/ч 51105, руководствуясь Приказом Министра обороны РФ от 09 июня 2008 г. № 321, включила Барашкова А.П. в обобщающий список лиц из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, указанных в подпунктах «а» - «д» пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2123-1, и направила его на согласование в в/часть 31600 для последующего рассмотрения его Центральной комиссией Министерства обороны РФ, тем самым признав, что характер выполняемых истцом работ в период прохождения действительной военной службы свидетельствует о непосредственном его участии в действиях подразделений особого риска.

В суде апелляционной инстанции представители Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска не оспаривали того обстоятельства, что дезактивация – это сбор и удаление с поверхности радиоактивной пыли.

Доказательств, подтверждающих, что истец в период прохождения военной службы не выполнял работы по дезактивации зараженной местности и транспортных средств после проведения подземных ядерных взрывов и испытаний боевых радиоактивных веществ, а занимался выполнением только обязанностей штатного пожарного, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного ссылки в апелляционных жалобах на то, что мероприятия, выполняемые при прохождении истцом военной службы на Семипалатинском ядерном полигоне, не соответствуют Критериям, с учетом которых определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, отклоняются судебной коллегией как объективно ничем не подтвержденные.

Вопреки доводам апелляционных жалоб отсутствие документов о характере служебных обязанностей, выполняемых личным составом пожарной команды в/ч 52605, о характере служебных обязанностей Барашкова А.П., о проведении дозиметрического контроля военнослужащих пожарной команды в/ч 52605, не лишает истца права на доказывание факта его непосредственного участия в действиях подразделений особого риска с использованием любых средств доказывания.

Установление в судебном порядке юридического факта непосредственного участия в действиях подразделений особого риска при отсутствии у гражданина документов, на основании которых право на получение мер социальной поддержки реализуется в общем порядке, не свидетельствует о подмене судом функций Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

Доводы апелляционных жалоб о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованы и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, соответствуют требованиям материального закона.

Решение суда в части отказа Барашкову А.П. в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда лицами, участвующими в деле, не обжалуется и с учетом положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки судебной коллегией.

Существенных нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, судом не допущено.

Заявленные Барашковым А.П. требования разрешены судом по правилам искового производства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска о наличии оснований для оставления заявления Барашкова А.П. без рассмотрения, так как имеется спор о праве, отклоняется судебной коллегией.

С учетом изложенного оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Твери от 16 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ и Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска (в/ч 31600) – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н.Пойменова

Судьи Т.В.Кубарева

А.А.Булавкин