ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3653/2015 от 14.10.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Теханцов А.А. Дело № 33-3653/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 14 октября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Костиной Л.И.,

судей областного суда Лапшиной Л.Б., Ожеговой И.Б.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 августа 2015 года

по иску ФИО1 к Совету муниципального образования «Город Ахтубинск» о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации морального вреда и материального ущерба,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Совету муниципального образования «Город Ахтубинск» (далее Совет МО «Город Ахтубинск») о взыскании денежных средств, указав в обоснование исковых требований, что она с --- по настоящее время работает <--->, однако за период с --- по --- заработная плата ей не выплачивалась. Задолженность составляет <--->. Истец считает, что незаконными действиями ответчика нарушены ее законные права и просит взыскать с Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» задолженность по заработной плате в размере <--->, проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <--->, компенсацию морального вреда в размере <--->. Кроме того, ФИО1 указала, что она понесла материальные расходы в связи с организацией деятельности Контрольно-счетного органа (палаты) муниципального образования «Город Ахтубинск» в размере <---> рублей, которые также подлежат возмещению.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель Совета МО «Город Ахтубинск» ФИО2 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Представители третьего лица Администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО3 и ФИО4 полагали, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 августа 2015 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении ее исковых требований, полагая, что решение суда противоречит действующему законодательству, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» каждому гарантирована оплата труда за выполненную работу. Апеллянт указывает, что поскольку она добросовестно выполняла свои трудовые обязанности, трудовой договор с нею не расторгался, она имеет право на выплату заработной платы, установленной трудовым договором. Решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 мая 2015 года, признавшее решение Совета МО «Город Ахтубинск» от 28 января 2015 года № 29/9 «О создании контрольно-счетного органа и его численного состава» недействующим со дня принятия не может повлечь за собой отказ истцу во взыскании заработной платы. Кроме того, подлежат возмещению все понесенные ею расходы, связанные с организацией деятельности контрольно-счетного органа (палаты), поскольку ею представлены соответствующие доказательства.

Заслушав докладчика, объяснения истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Совета МО «Город Ахтубинск» ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя третьего лица Администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО3, полагавшую жалобу подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Суд первой инстанции, отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, указал, что решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 мая 2015 года, вступившим в законную силу 25 июня 2015 года, решение Совета МО «Город Ахтубинск» от 28 января 2015 года № 29/9 «О создании контрольно-счетного органа и его численного состава» признано недействующим со дня его принятия. При таких обстоятельствах и при отсутствии предусмотренных в местном бюджете денежных средств на финансирование контроль-счетного органа (палаты) муниципального образования, не имеется оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1

Судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Из материалов дела следует, что 28 января 2015 года, действуя в соответствии Уставом муниципального образования «Город Ахтубинск», Совет муниципального образования «Город Ахтубинск» принял решение за № 39/9 «О создании контрольно-счетного органа и его численного состава». Согласно решения, была создана Контрольно-счетная палата с численным составом 3 человека. Администрации МО «Город Ахтубинск» предписано предусмотреть в бюджете на 2015 год финансирование контрольно-счетной палаты.

Председателю Совета предписано заключить трудовой контракт с председателем Контрольно-счетной палаты МО - ФИО1

Контрольно-счетная палата поставлена на учет в налоговом органе в качестве юридического лица и сведения о нем в соответствии с законодательством внесены в Единых государственный реестр юридических лиц.

На основании приказа по Контрольно-счетной палате №--- от --- (с учетом приказа №--- от ---) ФИО1 приступила к исполнению обязанностей <--->.

--- председатель Совета МО «Город Ахтубинск» С.И.И. и председатель <---> ФИО1 подписали трудовой договор (контракт), по условиям которого ФИО1 --- приступает к исполнению служебных обязанностей и берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы в Контрольно-счетной палате, а Совет обязуется обеспечить ей прохождение муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области о муниципальной службе. Кроме того, Совет обязуется обеспечить председателя Контрольно-счетной палаты своевременными и в полном объеме выплатами денежного содержания и предоставление социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством. Согласно реестра должностей муниципальной службы в Астраханской области и Законом Астраханской области от 4 сентября 2007 года № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области», должность председателя контрольно-счетной палаты отнесена к высшей группе муниципальных должностей муниципальной службы Астраханской области.

Разделом 4 трудового договора (контракта) ФИО1 установлен размер денежного вознаграждения в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, в том числе денежное содержание, состоящее из месячного должностного оклада в размере <---> рублей, ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере <---> к месячному должностному окладу, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере <---> должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере <---> должностного оклада, иные материальные выплаты.

Распоряжением председателя Совета МО «Город Ахтубинск» № 14 от 22 мая 2015 года «О внесении изменений у трудовой договор (контракт), абзац 5 подпункта «а» пункта 4.1 договора изложен в новой редакции: «ежемесячного денежного поощрения в <---> размере должностного оклада».

В трудовую книжку ФИО1 внесена запись о приеме на муниципальную службу с ---.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальных служащий имеет право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Вопросы выплаты денежного содержания муниципальных служащих в Астраханской области регулируются Законом Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» от 23 августа 2007 года и Уставом МО «Город Ахтубинск», устанавливающими размеры денежного содержания муниципального служащего, гарантии и компенсации, связанные с прохождением муниципальной службы.

В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, он обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В судебном заседании установлено, что работодатель не выплатил ФИО1 денежное содержание за период с --- по ---, что сторонами не оспаривается. Расчет задолженности по заработной плате и процентов за нарушение сроков ее выплаты проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что исковые требования о взыскании с Совета МО «Город Ахтубинск» в пользу истца задолженности по заработной плате в размере <---> и процентов за нарушение сроков ее выплаты в размере <---> подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, связанный с нарушением сроков выплаты денежного содержания, установлен, имеются основания в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании в ее пользу компенсации морального вреда.

С учетом положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <---> рублей.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 в части взыскания денежного содержания и иных выплат в связи с тем, что вступило в законную силу решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 19 мая 2015 года, признавшее решение Совета МО «Город Ахтубинск» от 28 января 2015 года № 29/9 «О создании контрольно-счетного органа и его численного состава» недействующим со дня его принятия, основаны на неверном толковании норм права. Контрольно-счетная палата до настоящего времени является юридическим лицом. Ликвидационные мероприятия, предусмотренные статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении Контрольно-счетной палаты МО «Город Ахтубинск» не проводились.

Кроме того, в данном случае указанное решение суда, не влечет за собой для истца правовых последствий в виде прекращения либо изменения трудовых правоотношений, поскольку это не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством, регулирующим прохождение муниципальной службы.

ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она продолжает выполнять свои должностные обязанности, трудовой договор с нею до настоящего времени не расторгнут, какие-либо изменения в него не вносились. Следовательно, не имеется законных оснований для освобождения ответчика от выполнения обязанности по выплате ФИО1 денежного содержания, предусмотренного трудовым договором (контрактом) от ---.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что выводы районного суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части взыскания с Совета МО «Город Ахтубинск» <---> рублей в счет возмещения расходов, произведенных ею на организацию деятельности Контрольно-счетной палаты МО «Город Ахтубинск», являются правильными и обоснованными.

Совет МО «Город Ахтубинск» не является надлежащим ответчиком в данной части, так как Контрольно-счетная палата МО «Город Ахтубинск» является юридическим лицом и самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства истец не заявлял в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о привлечении Контрольно-счетной палаты МО «Город Ахтубинск» в качестве ответчика по делу.

Указания истца в жалобе на те обстоятельства, что взысканию подлежит денежное содержание не только за период с --- по ---, но и за август 2015 года в размере <---> рубля, соответственно и проценты за нарушение сроков выплаты денежного содержания, судебная коллегия отклоняет как не основанные на нормах права.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе изменить предмет или основание иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В соответствии со статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление подается в суд в письменной форме.

Письменное исковое заявление об увеличении размера исковых требований и взыскании с ответчика задолженности по денежному содержанию за август 2015 года ФИО1 в суде первой инстанции не предъявляла, что делает невозможным рассмотрение указанных требований в настоящем гражданском деле.

Однако, указанное не лишает истца предъявить к ответчику в установленном законом порядке исковые требования о взыскании денежного содержания за августа 2015 года с выплатой соответствующих процентов за задержку его выплаты.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 31 августа 2015 года в части отказа ФИО1 во взыскании задолженности по заработной плате, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отменить, принять в этой части новое решение.

Взыскать с Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере <---> проценты за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <--->, компенсацию морального вреда в размере <--->.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.