ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3653/2016 от 30.11.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-3653/2016

Судья: Корнеева А.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2016 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Босси Н.А.,

судей Малининой О.Н., Бучневой О.А.,

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

при секретаре Чильманкиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева А.С. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, возмещении вреда, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Зайцева А.С. и апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 апреля 2016 года,

Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия

установила:

Зайцев А.С. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 г., взыскании денежных средств в размере *** руб. за вред причиненный здоровью в связи с прерыванием лечения, компенсации морального вреда в размере *** руб.

В обоснование исковых требований привел, что является инвалидом и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, однако, в 2015 г. путевка ему не представлялась, тогда как необходимые документы для ее получения были им своевременно предоставлены ответчику. Кроме этого полагает, что ответчик грубо нарушил требования Федерального закона от 17.01.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», чем нанес вред его здоровью, прервав цикл лечения, чем причинил ему физические и нравственные страдания.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14.04.2016 года в удовлетворении исковых требований Зайцеву А.С. отказано.

В апелляционной жалобе Зайцев А.С. просит указанное решение отменить и его исковые требования удовлетворить.

Считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, противоречащим положениям Конституции Российской Федерации, поскольку законом гарантировано его право на санаторно-курортное лечение, которое им не реализовано.

В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района г. Тамбова также просит решение отменить и постановить по делу новое решение.

Указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении прокурора о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судом было нарушено процессуальное право, что является основанием для отмены решения.

В возражениях на жалобу Зайцева А.С. Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решения суда законным и обоснованным.

Заслушав прокурора Судоргина Д.В., поддержавшего апелляционное представление по вышеизложенным основаниям, выслушав его заключение по существу заявленных исковых требований, суд апелляционной инстанции находит необходимым отменить решение суда, в связи с существенным нарушением норм процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Зайцева А.С.

В соответствии со статьей 155 Гражданского процессуального кодекса РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Как следует из материалов дела, истцом предъявлены требования, в том числе и о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие прерывания санаторно-курортного лечения, однако судом первой инстанции прокурор не был привлечен к участию в деле. В связи с чем, судебная коллегия 26 октября 2016 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции было допущено существенное нарушение норм процессуального права – дело было рассмотрено без извещения прокурора, обязательное участие которого по делам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью предусмотрено статьей 45 ГПК РФ.

Таким образом, решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 апреля 2016 года подлежит безусловной отмене, а представление прокурора удовлетворению.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Зайцева А.С. судебная коллегия исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что у Зайцева А.С. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение, он является инвалидом *** группы, что подтверждается индивидуальной программой реабилитации, в частности справками для получения путевок.

27 ноября 2014 г. и 19 ноября 2015 г. Зайцев А.С. обращался с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов. По результатам рассмотрения первичного заявления Зайцев А.С. включен в Список граждан, проживающих на территории Тамбовской области, на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. На момент принятия решения судом первой инстанции списке значился под номером ***.

На момент рассмотрения дела судом первой инстанции путевка Зайцеву А.С. предоставлена не была.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме ***/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. № 256.

Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки – форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки - 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19- 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 750н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1527,2 руб.; в 2015 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 1028,9 руб., для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1609,4 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 1211н).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

В 2014, 2015 г. субвенции на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения поступили в объеме предусмотренном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 641 н. При этом размер субвенций не позволил обеспечить санаторно-курортными путевками всех лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении.

Таким образом, удовлетворением требований Зайцева А.С. будут нарушены права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Тамбовской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Зайцева А.С. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

Заявление Зайцева А.С. от 27 ноября 2014 г. о предоставлении в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение было рассмотрено Тамбовским региональным отделением ФСС РФ в установленном законом порядке и он с этой же даты был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Зайцеву А.С. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления.

На настоящий момент, по сообщению истца, ответчик обеспечен путевкой в порядке очередности и прошел по ней курс санаторно-курортного лечения.

При таких обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют основания для признания незаконного бездействия ответчика, которое бы повлекло нарушение прав истца по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, а, как следствие, не могут быть удовлетворены и требования о возмещении вреда, причиненного здоровью и компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 328-330, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 14 апреля 2016 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Зайцева А.С. к Управлению социального развития и семейной политики Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год, взыскании денежных средств в размере *** рублей, компенсации морального вреда в размере *** рублей – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи