ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3660 от 21.11.2017 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Аргаткина Н.Н. Дело № 33-3660

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.

и судей Ирышковой Т.В., Бабаняна С.С.

при секретаре Кипкаевой К.С.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г.Пензы на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 18 мая 2017 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Октябрьского района города Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ПАО «Т Плюс», АО «Т Плюс теплосеть Пенза», администрации г.Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя прокурора Октябрьского района г.Пензы по доверенности Лункина С.А., поддержавшего апелляционное представление прокурора Октябрьского района г.Пензы и просившего решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, представителя ПАО «Т Плюс» и АО «Т Плюс теплосеть Пенза» по доверенности Антушевич Е.В., представителя администрации г.Пензы по доверенности Шмегеровской Н.М., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Октябрьского района г.Пензы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ПАО «Т Плюс», АО «Т Плюс теплосеть Пенза», администрации г.Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения, указав, что прокуратурой Октябрьского района г.Пензы по поручению прокуратуры Пензенской области проведена проверка соблюдения ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» требований законодательства в сфере теплоснабжения при эксплуатации находящихся в ведении тепловых сетей. Установлено, что 01.12.2014 между ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (в настоящее время ПАО «Т Плюс») и ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» заключен договор аренды недвижимого имущества , согласно которому арендодатель (ОАО «ВТГК») предоставил арендатору во временное владение и пользование за плату объекты недвижимости (тепловые сети, общей протяженностью 118 км. 215 м., 2 насосные станции). По условиям договора арендатор в лице ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, пожарную и иную безопасность, поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт за свой счет, при проведении текущего и капитального ремонта согласование с арендодателем состава и объема работ обязательно. В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, нанесших или грозящих нанести имуществу ущерб, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению указанных событий и их последствий, предотвращению дальнейшего разрушения или повреждения имущества. Осуществлять расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием имущества. Арендатор вправе производить неотделимые улучшения только с письменного согласия собственника. ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» является организацией, обеспечивающей передачу тепловой энергии, теплоносителя, осуществляющей данную деятельность посредством арендованных у ПАО «Т Плюс» указанных тепловых сетей. Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» 20.05.2015 выдано свидетельство о регистрации эксплуатации опасного производственного объекта - участка трубопроводов теплосети г.Пенза (peг.номер ), имеющего III класс опасности. ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия от 09.10.2015 на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, к числу которых относятся тепловые сети первого эксплуатационного района: Октябрьский район, Ленинский район, Железнодорожный район; тепловые сети второго эксплуатационного района: Первомайский район, Ленинский район; тепловые сети третьего эксплуатационного района: Октябрьский район. В соответствии с ч.5 ст.20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Проведенными прокуратурой Октябрьского района г.Пензы проверками установлено, что вопреки требованиям закона и установленной договором обязанности ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» не провело надлежащим образом работу, способствующую безаварийной работе объектов теплоснабжения и надежному теплоснабжению потребителей тепловой энергии, обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечению энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами. При подготовке и прохождении отопительного периода 2016-2017 годов имели место многочисленные повреждения. Так, согласно постановлению администрации г.Пензы от 22.09.2016 предприятиям, осуществляющим централизованное теплоснабжение объектов образования и здравоохранения, установлено приступить к началу отопительного периода с 22.09.2016; предприятиям, осуществляющим централизованное теплоснабжение объектов жилищного фонда, культуры, спорта и социальной сферы и иных потребителей, с 26.09.2016. С момента начала отопительного периода после прохождения периода пуско-наладочных работ зафиксированы многочисленные случаи и факты произошедших разрывов на теплотрассах, находящихся в ведении ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», следствием которых явились многочисленные отключения потребителей от подачи теплоносителя. С начала отопительного периода 2016-2017 годов в г.Пензе произошли многочисленные аварийные ситуации на участках трубопроводов тепловых сетей, эксплуатируемых ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза», прошедшими экспертизу промышленной безопасности в 2016 году, к числу которых, в том числе, относятся:

1) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3511 - ЦТП 327 (2Ду 200 мм., протяженностью 150 м., 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.10.2016;

2) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 - ЦТП Горбольница (2Ду 250 мм., протяженностью 156 м., 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 11.10.2016;

3) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм., протяженностью 550 м., 1991 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 13.10.2016;

4) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 мм., протяженностью 84 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 14.10.2016, от 18.10.2016;

5) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм., протяженностью 700 м., 1968 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 19.10.2016;

6) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 500 мм., протяженностью 293 м., 1987 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 21.10.2016;

7) участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм., протяженностью 1.081 м., 1973 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 21.10.2016;

8) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 311 (2Ду 300 мм., протяженностью 20 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 25.10.2016;

9) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм., протяженностью 507 м., 1983 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016;

10) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм., протяженностью 400 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016, телефонограмма от 07.11.2016;

11) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм., протяженностью 300 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016;

12) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300 мм., протяженностью 300 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016, телефонограмма от 14.11.2016;

13) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1 - ЦТП 302 (2Ду 200 мм., протяженностью 63 м., 1981 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.11.2016;

14) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм., протяженностью 205 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.11.2016, от 08.11.2016, телефонограмма от 14.11.2016, телефонограмма от 23.11.2016;

15) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1124 - ЦТП 122 (2Ду 150-350 мм., протяженностью 435 м., 1976 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 25.11.2016;

16) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм., протяженностью 240 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 05.12.2016, телефонограмма от 19.12.2016;

17) участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм., протяженностью 38 м., 1970 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 06.12.2016.

Ненадлежащее состояние тепловых сетей подтверждается, в том числе, возрастающей динамикой произведенных отключений вследствие прорывов и повреждений. За время прохождения отопительного периода 2014-2015 годов в г.Пензе зафиксировано 121 отключение, за отопительный период 2015-2016 годов - 135. По состоянию на 01.12.2016 уже зафиксировано более 80 отключений потребителей от подачи теплоносителя, произведенных по причине имевших место повреждений на тепловых сетях, принадлежащих ПАО «Т Плюс» и находящихся в настоящее время в аренде у ОАО «Т плюс теплосеть Пенза». Возрастающее количество порывов свидетельствует о постоянном и динамичном ухудшении состояния теплосетевого хозяйства, что требует принятия срочных мер с целью недопущения наступления негативных последствий, в том числе для жизни и здоровья населения г.Пензы. В соответствии с нормами Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети. Положениями «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», принятыми постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № ПО, установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа. Постановлением Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072 утверждены «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», которыми определено, что нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений. Для стальных трубопроводов тепловых сетей эта норма составляет 4 % балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации. Таким образом, установленный срок службы трубопроводов, на которых отмечались повреждения, в настоящее время истек, поскольку они были введены в эксплуатацию в 1967-1991 годах. При этом немаловажным фактором, указывающим на несоответствие нормативам текущего состояния тепловых сетей, является атмосферная коррозия при высокой влажности, которая, исходя из положений «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», недопустима. Указанные участки тепловых сетей с истекшим нормативным сроком службы в программу Технического Перевооружения и Ремонта на 2017 год не включены, перекладка их не производилась, решение об их замене в ходе подготовки к отопительному периоду 2017-2018 годов не принято. Во исполнение предписания Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 28.09.2016, согласно которому теплосетевой организации предписано в срок до 10.10.2016 произвести техническое диагностирование ряда участков тепловых сетей, нормативный срок службы которых истек, ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» получено заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016. Вместе с тем, указанное заключение не подтверждает безаварийную эксплуатацию отдельных участков тепловых сетей, поскольку в данной экспертизе согласно акту от 22.12.2016 Нижне-Волжского управления Ростехнадзора отсутствует, в частности, акт о проведении работ, предусмотренный п.23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013. Кроме того, работы по неразрушающему контролю, проведенные в период с 10.08.2016 по 11.08.2016, выполнены без действующего свидетельства об аттестации лаборатории НК (свидетельство действительно до 09.08.2016, свидетельство действует с 12.08.2016). В нарушение п.4.3.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003 в акте наружного и внутреннего осмотра трубопровода в холодном состоянии не указано конкретное место проведения внутреннего осмотра. Вопреки положениям, установленным разделом 4.3 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003, в актах по наружному осмотру не отражено состояние изоляции трубопровода. В нарушение раздела 4 Инструкции по продлению срока службы трубопроводов 2, 3 и 4 категорий, СО 153-34.17.464-2003 в актах по неразрушающему контролю (УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ) отсутствуют номера, обозначения контролируемых участков трубопровода, а также отсутствует схема (формуляр) проведения неразрушающего контроля (УЗТ, УЗК, ЦД, ТВ) с указанием мест и номеров контролируемых участков. Кроме того, в актах проведения неразрушающего контроля отсутствует информация о том, какие именно участки тепловой сети надземные, какие подземные, отсутствует информация о месте расположения и количестве шурфов (не указаны участки и вид неразрушающего контроля в шурфе), а также отсутствует схема расположения шурфов. Факт ненадлежащего состояния тепловых сетей также подтверждается проведенной прокуратурой района с привлечением Нижне-Волжского управления Ростехнадзора проверкой, в ходе которой установлено нарушение ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части соблюдения параметров температурного режима. Так, по состоянию на 14 час. 30 мин. 16.12.2016 температура сетевой воды в подающих трубопроводах с источников ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 при температуре наружного воздуха минус 19°С составляла 96°С, с котельной Арбеково 98°С, что является отклонением от утвержденных приказом Минэнерго РФ от 30.08.2016 № 868 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Пензы на период до 2031 года» температурных графиков на 8°С и 4°С соответственно (7, 6 % и 3, 9 % при допустимых ± 3 %), что подтверждается актом проверки прокуратуры Октябрьского района г.Пензы от 16.12.2016. Согласно объяснениям технического директора ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» ФИО8 несоблюдение показателей, указанных в температурном графике, связано с тем, что при больших колебаниях температур возможны тепловые расширения трубопровода, что может явиться при текущем состоянии тепловых сетей причиной порывов и повреждений. Во избежание данного факта принято решение о недопустимости резкого повышения температуры сетевой воды в зависимости от температуры наружного воздуха. Таким образом, ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и собственником тепловых сетей не были выполнены до начала отопительного периода в г.Пензе необходимые для организации безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов мероприятия, не исполнены возложенные ч.5 ст.20 ФЗ «О теплоснабжении» обязанности, что, в свою очередь, повлекло за собой многочисленные нарушения в ходе отопительного периода. В силу п.1 ч.1 ст.6 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения. Согласно п.1.31 ч.1 ст.33 Устава города Пензы в компетенции администрации г.Пензы находится организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. На основании п.2.2.28 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы, утвержденного постановлением администрации г.Пензы от 17.05.2013 № 497/1 Управление ЖКХ г.Пензы также участвует в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах г.Пензы, в пределах полномочий. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» установлено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов. При этом схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации, в том числе в отношении строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов. Вместе с тем, администрация г.Пензы, обладая сведениями о большом количестве участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок службы, не предприняла никаких мер по включению указанных участков тепловых сетей в актуализированную схему теплоснабжения г.Пензы на период до 2031 года, утвержденную приказом Министерства энергетики РФ от 30.08.2016 № 868. Таким образом, теплосетевой организацией ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», собственником сетей, администрацией г.Пензы и управлением ЖКХ г.Пензы в настоящее время не обеспечена безаварийная работа объектов теплосетевого хозяйства, в связи с чем имеет место необходимость замены отдельных участков тепловых сетей, нормативный срок службы которых истек. Истечение нормативного срока службы тепловых сетей и неоднократные порывы на вышеуказанных участках свидетельствуют о необходимости их замены. Поскольку фактическое состояние теплосетевого хозяйства не позволяет обеспечить предусмотренные ст.3 ФЗ «О теплоснабжении» основополагающие начала при организации теплоснабжения населения муниципального образования, к числу которых относятся обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, неизбежно возникновение негативных последствий при возможных перебоях либо длительном отсутствии теплоснабжения потребителей. С учетом того, что посредством тепловых сетей, находящихся в ведении ОАО «Т плюс теплосеть Пенза», обеспечивается теплоснабжение большого числа социально-значимых объектов, таких как многоквартирные жилые дома, школы, детские сады, медицинские учреждения (больницы, стационары) и т.д., руководствуясь ст.45 ГПК РФ, в конечном итоге, просил суд обязать ПАО «Т Плюс» согласовать и дать разрешение ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в срок до 01.10.2017 принять меры по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта следующих участков тепловых сетей:

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3511 - ЦТП 327 (2Ду 200 мм., протяженностью 150 м., 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6 (2Ду 250 мм., протяженностью 156 м., 1986 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 11.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика (2Ду 300 мм., протяженностью 550 м., 1991 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 13.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3616 - ЦТП 312 (2Ду 250 мм., протяженностью 84 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 14.10.2016, от 18.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3601 - ТК 3608 (2Ду 450 мм., протяженностью 700 м., 1968 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 19.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1829 - ТК 1829/5 (2Ду 500 мм., протяженностью 293 м., 1987 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 21.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТЭЦ 1 - ТК 1805 (2Ду 700 мм., протяженностью 1.081 м., 1973 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 21.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3615/2 - ЦТП 311 (2Ду 300 мм., протяженностью 20 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 25.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3517 - ТК 3403 (2Ду 700 мм., протяженностью 507 м., 1983 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3403 - ТК 3520 (2Ду 500 мм., протяженностью 400 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016, телефонограмма от 07.11.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3520 - ТК 3523 (2Ду 300 мм., протяженностью 300 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1341 - ТК 1343 (2Ду 300 мм., протяженностью 300 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 31.10.2016, телефонограмма от 14.11.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3404/1 - ЦТП 302 (2Ду 200 мм., протяженностью 63 м., 1981 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.11.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1330 - ТК 1335 (2Ду 400 мм., протяженностью 205 м., 1974 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 07.11.2016, от 08.11.2016, телефонограмма от 14.11.2016, телефонограмма от 23.11.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 1124 - ЦТП 122 (2Ду 150-350 мм., протяженностью 435 м., 1976 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 25.11.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3608а - ТК 3503 (2Ду 700 мм., протяженностью 240 м., 1984 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 05.12.2016, телефонограмма от 19.12.2016;

- участок трубопроводов тепловых сетей ТК 3609а - ТК 3164 (2Ду 500 мм., протяженностью 38 м., 1970 года ввода в эксплуатацию) телефонограмма от 06.12.2016.

Обязать ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в срок до 01.10.2017 принять меры по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта указанных выше участков тепловых сетей. Обязать администрацию г.Пензы до начала работ по капитальному ремонту (замене) участков тепловых сетей при обращении ПАО «Т плюс» либо ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» согласовать отключение холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения или электроэнергии с ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и ПАО «Т Плюс» с целью обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения, обеспечить при обращении выдачу разрешения ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» на проведение земляных работ, в том числе, осуществляемых открытым способом на дорогах и автомагистралях с движением общественного пассажирского транспорта, с установлением сроков их реализации. Обязать Управление ЖКХ г.Пензы скоординировать и проконтролировать выполнение работ по капитальному ремонту (замене) участков тепловых сетей со стороны ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» и ПАО «Т плюс» с целью обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения населения г.Пензы.

Представитель ПАО «Т плюс» и АО «Т плюс Теплосеть Пенза» по доверенностям Антушевич Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что исполнение заявленного требования предполагает значительные финансовые вложения, которые у компании отсутствуют, в том числе, ввиду наличия со стороны муниципального образования г.Пенза как субсидиарного должника МКП «Теплоснабжение г.Пензы» перед ПАО «Т Плюс» задолженности за потребленную в период с декабря 2014 года тепловую энергию в размере более 1, 5 млрд. руб. Ежегодно ПАО «Т Плюс» разрабатывается инвестиционная программа по ремонтам тепловых сетей для обеспечения их надлежащей эксплуатации. В 2016 году в целях определения технического состояния тепловых сетей ПАО «Т Плюс» в соответствии со ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» была проведена экспертиза промышленной безопасности на участках тепловых сетей, общей протяженностью 27, 6 км. Было получено заключение промышленной безопасности от 16.09.2016, которое внесено Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера . По результатам экспертизы на участках тепловых сетей, протяженностью 6, 73 км., срок эксплуатации был продлен на один год, ПАО «Т Плюс» обязано в срок до 01.10.2017 выполнить работы по их перекладке в первую очередь – три участка сетей, указанных в иске, попадают в этот перечень – ТЭЦ1-1-TK 1805, ТК 35-17-3403, ТК 1341-1343. По остальным участкам сетей, обозначенным в иске, срок эксплуатации продлен на 4 года. В настоящее время филиалом «Мордовский» в ПАО «Т Плюс» направлен на утверждение перечень сетей, в том числе и обозначенных в иске, для проведения в 2017 году дополнительной экспертизы промышленной безопасности с целью формирования должного финансирования Программы ТПиР на 2018 год. Кроме того, ПАО «Т Плюс» является хозяйствующим субъектом, который осуществляет регулируемый вид деятельности по производству тепловой энергии, тариф на которую утверждается регулирующим органом. Расходы на выполнение работ по перекладке тепловых сетей должны быть утверждены регулирующим органом в тарифе организации. При корректировке тарифа на тепловую энергию на 2017 год Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области приняло расходы на перекладку сетей ПАО «Т Плюс» в г.Пензе, протяженностью 0, 6 км., в размере 6, 5 млн. руб. Соответственно, установленный тариф не содержит дополнительные затраты на реконструкцию 5, 5 км. тепловых сетей, на которых настаивает прокурор. В свою очередь, ПАО «Т Плюс» не имеет иного источника финансирования для проведения ремонтных работ, расходы на которые не включены в тариф. Тем более, что на 2017 год конечный тариф для потребителей ПАО «Т Плюс» с 01.07.2017 снижается в среднем на 0, 2 %. В связи с необходимостью проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на основании проведенных торгов между ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» как заказчиком и ОАО «Инженерный центр» как подрядчиком был заключен договор возмездного оказания услуг от 01.06.2016, в соответствии с которым исполнитель обязан был указать услуги по экспертизе промышленной безопасности магистральных тепловой сетей ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в количестве 22 единиц. ОАО «Инженерный центр» имеет лицензию от 20.10.2010 на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности по виду деятельности проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, переоформленную на основании решения лицензирующего органа. По результатам оказанных услуг ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016. Заключение экспертизы промышленной безопасности было внесено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера . Исковые требования прокурор основывает на имевших место быть фактах повреждений трубопроводов с начала отопительного сезона 2016-2017 годов, однако практически все случаи порывов на тепловых сетях приходятся на участках с выявленным утончением и рекомендацией к их перекладке, либо вне участков проведенной экспертизы с попаданием данных участков под комплексное отключение при устранении повреждения в одном конкретном месте и невозможности подать теплоноситель на другие участки, либо единичные локальные повреждения.

Представитель администрации г.Пензы по доверенности Шмегеровская Н.И. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель Управления ЖКХ г.Пензы по доверенности Елисеева А.М. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что согласно Положению об Управлении ЖКХ г.Пензы, утвержденному постановлением администрации г.Пензы от 17.05.2013 , УЖКХ координирует и контролирует деятельность по прокладке и переустройству подземных инженерных коммуникаций, находящихся на территории г.Пензы, тогда как истцом заявлены требования о проведении капитального ремонта, данные понятия являются различными, в связи с чем Управление ЖКХ г.Пензы является ненадлежащим ответчиком.

Представитель Нижне-Волжского Управления Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Стрижкова Т.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района г.Пензы решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Проведенными прокуратурой района проверками установлено, что в ходе подготовки и дальнейшего прохождения отопительного периода 2016-2017 годов в г.Пензе на участках тепловых сетей имели место многочисленные порывы и повреждения, классифицируемые как инциденты, причиной которых явилась высокая коррозия на тепловых сетях, что ставит под сомнение полное соответствие текущего состояния тепловых сетей требованиям, установленным федеральными нормами и правилами. Проводимый АО «Т плюс Теплосеть Пенза» текущий ремонт в ходе отопительного периода 2016-2017 годов показал его низкую эффективность и недостаточность, поскольку его проведением не удалось снизить количество порывов и повреждений на участках тепловых сетей, что привело к массовому и длительному отключению теплоснабжения детских садов, школ, больниц, жилых домов и др. Таким образом, в нарушение действующего законодательства надежное теплоснабжение потребителей и безаварийная работа объектов теплоснабжения обеспечены не были. Эксплуатация отработавших нормативный срок службы тепловых сетей без проведения их капитального ремонта не позволяет теплоснабжающей организации осуществлять свою работу в соответствии с основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения. Указанным обстоятельствам судом оценка дана не была, как и тем, что в ходе проверки установлено нарушение АО «Т плюс Теплосеть Пенза» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части соблюдения параметров температурного режима. В результате неправильного определения юридически значимых обстоятельств по делу, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из наличия у ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» заключения экспертизы промышленной безопасности, в котором указаны сроки дальнейшей безопасной эксплуатации объектов экспертизы, указав, что данное заключение экспертизы не было признано ложным, не исключено из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности. Вместе с тем, судом установлено, что данное заключение само по себе не обеспечило безопасную и надежную эксплуатацию тепловых сетей в отопительном периоде 2016-2017 годов, когда имели место многочисленные порывы на участках тепловых сетей. Выявленные специалистами Ростехнадзора недостатки заключения экспертизы свидетельствуют о невозможности восприятия заключения экспертизы в целом как объективного и достоверного подтверждения допустимости дальнейшей эксплуатации участков тепловых сетей с истекшим нормативным сроком. Данное заключение экспертизы подлежало оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Необоснованным является и вывод суда об отказе в части требований к администрации г.Пензы и Управлению ЖКХ г.Пензы, тогда как они являются правильными, содержат указание на конкретный способ исполнения обязанности по организации надлежащего теплоснабжения. К Управлению ЖКХ г.Пензы такие требования не предъявлялись. Просил принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционное представление ПАО «Т плюс» и ОАО «Инженерный центр» решение суда просили оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г.Пензы – без удовлетворения.

Обсудив доводы представления, возражений на него, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как видно из материалов дела, участки тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТЭЦ 1 - ТК 1805; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3517 - ТК 3403; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 1341 - ТК 1343; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 - ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 входят в состав тепломагистралей, принадлежащих ПАО «Т плюс» на праве собственности и находятся во владении АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на основании договора аренды, заключенного 01.12.2014 за , согласно которому арендатор обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, пожарную и иную безопасность, поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять его текущий и капитальный ремонт за свой счет. При проведении текущего и капитального ремонта согласование с арендодателем состава и объема работ обязательно. В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, нанесших или грозящих нанести имуществу ущерб, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению указанных событий и их последствий, предотвращению дальнейшего разрушения или повреждения имущества. Осуществлять расходы, связанные с эксплуатацией и содержанием имущества. АО «Т плюс Теплосеть Пенза» осуществляет передачу тепловой энергии в г.Пензе, обслуживание и эксплуатацию опасных производственных объектов, в том числе, тепломагистралей ТМ-11, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-17, ТМ-18, ТМ-19, ТМ-21, ТМ-22, ТМ-25, ТМ-31, ТМ-34, ТМ-35, ТМ-36, П-312, П-316, П-365.

20.05.2015 ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано свидетельство о регистрации А50-06265 эксплуатации опасного производственного объекта - участка трубопроводов теплосети г.Пенза (peг.номер ), имеющего III класс опасности.

ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору выдана лицензия от 09.10.2015 на осуществление эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, к числу которых относятся тепловые сети первого эксплуатационного района: Октябрьский район, Ленинский район, Железнодорожный район; тепловые сети второго эксплуатационного района: Первомайский район, Ленинский район; тепловые сети третьего эксплуатационного района: Октябрьский район.

Согласно ст.3, ч.5 ст.20 ФЗ «О теплоснабжении» основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации при проверке готовности к отопительному периоду обязаны: - организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; - обеспечивать качество теплоносителей; - обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; - обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

В силу п.п.6.2.1, 6.2.25 Правил при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо: поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт; выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети.

Положениями «СНиП 41-02-2003. Тепловые сети», принятых постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № ПО, установлено, что срок службы тепловых сетей - период времени в календарных годах со дня ввода в эксплуатацию, по истечении которого следует провести экспертное обследование технического состояния трубопровода с целью определения допустимости, параметров и условий дальнейшей эксплуатации трубопровода или необходимости его демонтажа.

Постановлением Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072 утверждены «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», согласно которым нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений. Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр 30121) эта норма составляет 4 % балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации («РД 153-34, 0-20, 518-2003. Типовая инструкция по защите трубопроводов тепловых сетей от наружной коррозии», утвержденная приказом Госстроя РФ от 29.11.2002 № 284, распоряжением Минэнерго РФ от 05.02.2003 № 5-р).

По материалам дела участки тепловых сетей ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТЭЦ 1 - ТК 1805; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3517 - ТК 3403; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 1341 - ТК 1343; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 - ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 входят в состав тепломагистралей, принадлежащих ПАО «Т плюс» на праве собственности и находятся во владении АО «Т плюс Теплосеть Пенза» на основании договора аренды от 01.12.2014. Указанные участки тепловых сетей введены в эксплуатацию в период с 1967 по 1991 годы, то есть установленный срок их службы в настоящее время истек.

В соответствии со ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

01.06.2016 между ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» как заказчиком и ОАО «Инженерный центр» как подрядчиком был заключен договор возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать услуги по экспертизе промышленной безопасности магистральных тепловой сетей ОАО «Т плюс теплосеть Пенза» в количестве 22 единиц.

ОАО «Инженерный центр» имеет лицензию от 20.10.2010 на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, по виду деятельности проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, переоформленную на основании решения лицензирующего органа - приказа от 29.06.2015 -лп.

По результатам оказанных услуг ОАО «Т Плюс Теплосеть Пенза» было выдано заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016, согласно которому технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте: тепломагистрали ТМ-11, ТМ-13, ТМ-14, ТМ-17, ТМ-18, ТМ-19, ТМ-21, ТМ-22, ТМ-25, ТМ-31, ТМ-34, ТМ-35, П-312, П-316, ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» соответствуют требованиям промышленной безопасности. На основании результатов проведения комплексных технических мероприятий по экспертизе технических устройств установлено, что прямые и обратные трубопроводы находятся в технически удовлетворительном состоянии, по основным параметрам отвечают требованиям промышленной безопасности и положениям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» и могут быть допущены к эксплуатации в установленном экспертным заключением порядке. В соответствии с положениями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», срок безопасной эксплуатации технических устройств – участков магистрального трубопровода ТЭЦ1-1-TK 1805, ТК 3517-3403, ТК 1341-1343 составит 1 год, до октября 2017 года, при условии соблюдения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», и выполнения рекомендаций данного заключения промышленной безопасности. Срок безопасной эксплуатации технических устройств – участков магистрального трубопровода ТК 351 1 - ЦТП 327; ТК 3623 - ЦТП Горбольница № 6; ТК 2201 - ЦТП Кондитерская фабрика; ТК 3616 - ЦТП 312; ТК 3601 - ТК 3608; ТК 1829 - ТК 1829/5; ТК 3615/2 - ЦТП 31 1; ТК 3403 - ТК 3520; ТК 3520 - ТК 3523; ТК 3404/1- ЦТП 302; ТК 1330 - ТК 1335; ТК 1124 - ЦТП 122; ТК 3608а - ТК 3503; ТК 3609а - ТК 3164 составит 4 года, до октября 2020 года, при условии соблюдения требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», и выполнения рекомендаций данного заключения промышленной безопасности.

Указанное заключение подписано руководителем ОАО «Инженерный центр» ФИО12 и аттестованным экспертом в области промышленной безопасности ФИО13, имеющим квалификационное удостоверение от 05.08.2016, область аттестации Э12 ТУ 3 категории; было внесено Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности с присвоением регистрационного номера .

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Не усматривая оснований к понуждению ответчиков к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта обозначенных семнадцати участков тепловых сетей, районный суд признал установленным и исходил из отсутствия бесспорных оснований не принимать во внимание заключение экспертизы промышленной безопасности от 16.09.2016 ОАО «Инженерный центр», которое в соответствии с ч.6 ст.13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не было признано заведомо ложным и не исключено из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

Стороной истца не представлено бесспорных относимых и допустимых доказательств невозможности эксплуатации спорных участков трубопроводов более установленного нормативного срока службы. Данное утверждение носит предположительный характер.

Выводы приведенного заключения экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке не опровергнуты, недействительным или заведомо ложным заключение не признано. Вопросы, связанные с фактическим состоянием технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности, требуют специальных познаний, то есть проведения соответствующего экспертного исследования.

По мнению судебной коллегии, выявленные истцом и заявленные в качестве доводов несоответствия спорных участков трубопроводов предъявляемым требованиям недостатки и нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасности сами по себе не могут быть положены в основу вывода об отмене судебного решения и признаны достаточным основанием для принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, суд первой инстанции, опровергая ссылку истца на несоответствие данного заключения требованиям норм и правил экспертизы промышленной безопасности, указал, что оно содержит необходимые указания на нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах, каждый акт по видам контроля (ВИК, УЗК, УЗТ, ЦД, ТВ) подписан проводившими работы уполномоченными лицами.

То обстоятельство, что привлеченное к участию в экспертизе для проведения сопутствующих работ в виде технического диагностирования ООО «КАН» выполнило работы в период с 10.08.2016 по 12.08.2016 без действующего свидетельства об аттестации лаборатории (свидетельство об аттестации действовало с 09.08.2013 по 09.08.2016, а свидетельство выдано с 12.08.2016 по 12.08.2019), само по себе заключение экспертизы по существу не опровергает, а вывод районного суда в указанной части бесспорно не свидетельствует о незаконности принятого и необходимости принятия нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований, как и вывод об отсутствии доказательств аффилированности ОАО «Инженерный Центр», поскольку данные обстоятельства сами по себе без проведения соответствующего экспертного исследования не могут быть признаны подтверждающими неготовность указанных в иске участков тепловых сетей к отопительному сезону.

Кроме того, судом учтено, что проверка готовности к работе в отопительный период 2016-2017 годов теплосетевого предприятия ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза», эксплуатирующего магистральные тепловые сети, принадлежащие ПАО «Т плюс», проводилась комиссией, образованной приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы от 26.04.2016. По результатам проведенной в период с 10 по 14 октября 2016 года проверки оформлены акты проверки готовности к отопительному периоду 2016-2017 годов , , от 14.10.2016, и ОАО «Т плюс Теплосеть Пенза» выдан паспорт готовности к отопительному периоду 2016-2017 годов от 14.10.2016.

Следовательно, по мнению районного суда, компетентными структурами была установлена готовность к работе в отопительном периоде 2016-2017 годов. Срок же проверки готовности к работе в отопительном периоде 2017-2018 годов на момент рассмотрения дела не наступил, и, как правильно указал суд, утверждение истца о ненадлежащем состоянии тепловых сетей на предстоящий отопительный период являлось преждевременным.

Оценивая как несостоятельные доводы истца о фактах многочисленных порывов на теплосетях в период отопительного периода 2016-2017 годов в связи с истечением срока эксплуатации заявленных в иске участков, районный суд правомерно сослался на отсутствие доказательств наличию причинно-следственной связи между произошедшими порывами и сроком эксплуатации теплосетей, тогда как согласно переданным АО «Т плюс Теплосеть Пенза» в Ростехнадзор телефонограммам практически все случаи порывов на тепловых сетях приходятся на участки с выявленным утончением и рекомендацией к их перекладке, либо вне участков проведенной экспертизы с попаданием данных участков под комплексное отключение при устранении повреждения в одном конкретном месте и невозможности подать теплоноситель на другие участки, либо единичные локальные повреждения.

При этом информация, изложенная в обращении заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 24.01.2017 за , основанном на результатах проверки (акт от 22.12.2016), в адрес ПАО «Т Плюс», объяснениях заместителя начальника отдела государственного надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Пензенской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 15.12.2016, письме директора ООО «Инженерный центр» от 16.02.2017 за , является лишь позицией указанных лиц, не основанной на надлежащих исследованиях, проведенных уполномоченным учреждением.

Довод о том, что суд не принял во внимание факт признания стороной ПАО «Т Плюс» обязанности согласно заключению экспертизы в срок до 01.10.2017 выполнить работы по указанным в иске участкам ТЭЦ1-ТК 1805, ТК-35-17-3403, ТК 1341-1343, не может свидетельствовать о бесспорности требований истца относительно указанных участков, поскольку на момент рассмотрения спора предоставленный срок не истек.

Ссылка в апелляционном представлении на нарушение АО «Т плюс Теплосеть Пенза» Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в части соблюдения параметров температурного режима основанием к удовлетворению заявленных исковых требований признана быть не может.

При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ПАО «Т плюс» и АО «Т плюс Теплосеть Пенза» о понуждении к принятию мер по обеспечению надлежащего теплоснабжения путем проведения капитального ремонта заявленных участков тепловых сетей, как и в части требований к администрации г.Пензы и Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы.

Указание в представлении на необоснованное рассмотрение судом в том числе и требований к Управлению ЖКХ г.Пензы, поскольку истец от требований к данному ответчику отказался, не может быть признана состоятельной.

В заявлении истца об уточнении исковых требований от 26.04.2017 за действительно отсутствует указание на Управление ЖКХ г.Пензы как одного из ответчиков по делу.

Вместе с тем, об отказе от иска к указанному ответчику истцом не заявлялось, данный вопрос не разрешался, соответствующего определения не выносилось. В протоколе судебного заседания от 18.05.2017 требование к Управлению ЖКХ г.Пензы было представителем истца поддержано, замечания на протокол в установленном порядке поданы, рассмотрены и удовлетворены не были.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 18.05.2017 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г.Пензы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи