ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3665/19 от 02.10.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Асламбекова Г.А. гражд. дело № 33–3665/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 2 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.

судей областного суда: Алтаяковой А.М. и Метелевой А.М.

при секретаре: Каримовой Л.К.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Ершова А. В. на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 7 августа 2019 года по иску Ершова А. В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» о признании причин пропуска срока обращения за получением компенсации уважительными,

УСТАНОВИЛА:

Ершов А.В. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что при обращении в Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» (далее ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани») ему отказано в компенсации расходов на оплату проезда в <адрес> ФГБУ <данные изъяты>» (далее <данные изъяты>) для оказания специализированной медицинской помощи и консультации ребенка-инвалида Е. по основаниям пропуска 6 месячного срока обращения за указанной выплатой. Считает, что срок пропущен им по уважительной причине, связанной с неосведомленностью о возможном обращении к ответчику в установленный срок, а также неоднократном обращении в другие организации для решения вопроса о выплате компенсации, наличии у него на иждивении малолетних детей, ребенка инвалида и постоянного ухода за пожилой нетрудоспособной матерью. Просил восстановить срок обращения за получением компенсационной выплаты за билеты на проезд до места лечения и обратно ребенку-инвалиду Е.., обязать ответчика произвести выплату компенсации в размере стоимости двух билетов по маршруту <адрес><адрес> от 15 января 2018 года и <адрес><адрес> от 19 января 2018 года на общую сумму 9856 рублей.

В судебном заседании истец Ершов А.В. исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства социального развития и труда Астраханской области Луганская А.А. иск не признала.

Представитель ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» в судебном заседании участия не принимал.

Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 7 августа 2019 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, указав, что судом не приняты во внимание представленные доказательства уважительности причин пропуска им срока обращения к ответчику с заявлением о компенсации расходов на оплату проезда в <адрес><данные изъяты> для оказания специализированной медицинской помощи и консультации ребенка-инвалида Е. Отказ в восстановлении срока лишает его права на получение мер социальной поддержки, установленных региональным законодательством.

Заслушав докладчика, объяснения Ершова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителей ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» по доверенности Зражевской Е.Ю. и Министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности Луганской А.А., считавших жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 8 января 2018 года Ершовым А.В. за наличный расчет в сумме 9856 руб. приобретены билеты на железнодорожный транспорт в купе для инвалидов по пути следования 15 января 2018 года <адрес><адрес> и 19 января 2018 года <адрес>-<адрес> на сопровождающее лицо Е.. и указанного в билете ребенка-инвалида Е. по направлению и вызову из <данные изъяты> для оказания специализированной медицинской помощи и консультации ребенка-инвалида.

29 января 2019 года истец обратился в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи и консультации ребенка-инвалиды.

Письмом ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» от 8 февраля 2019 года Ершову А.В. отказано в выплате компенсации на основании части 2 статьи 15 Закона Астраханской области «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ (далее Закон Астраханской области от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ), так как обращение заявителя поступило позднее 6 месяцев со дня осуществления проезда в специализированную медицинскую организацию.

Отказывая в удовлетворении иска, районный суд указал на несоблюдение Ершовым А.В. срока обращения к ответчику за получением мер социальной поддержки и отсутствие оснований для восстановления данного срока.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1).

На основании статьи 26.3-1 Федерального закона Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Согласно статье 1 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85/2016-ОЗ "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" (далее Закон Астраханской области от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ) настоящий Закон регулирует отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области.

Статьей 15 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ предусмотрено, что семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом (далее в настоящей статье - расходы на оплату проезда) в целях оплаты проезда в специализированную медицинскую организацию и обратно в другие субъекты Российской Федерации для получения высокотехнологичной медицинской помощи и консультации (часть 1). Право на компенсацию расходов на оплату проезда имеют семьи, нуждающиеся в поддержке, имеющие детей-инвалидов, понесшие расходы на оплату проезда и обратившиеся за ее получением в срок не позднее шести месяцев со дня их осуществления (часть 2).

В соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ правительством Астраханской области постановлением от 16 августа 2017 года №273-П утвержден Порядок и условия назначения и предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов (далее Порядок), пунктом 7 которого предусмотрены основания для отказа в назначении компенсации расходов на оплату проезда, в числе которых несоответствие заявителя требованиям, установленным частью 2 статьи 15 Закона Астраханской области.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что назначение компенсации расходов на оплату проезда в специализированную медицинскую организацию для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и консультации ребенком-инвалидом (далее - компенсация расходов на оплату проезда) осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов, центры социальной поддержки населения районов города Астрахани.

В силу приведенных положений законодательства реализация права на получение компенсации расходов на оплату проезда до места лечения и обратно носит заявительный характер. На лицо, обратившееся за назначением компенсации расходов на оплату проезда, возложена обязанность по представлению в учреждение по месту жительства необходимых документов, перечень которых установлен вышеуказанным Порядком, при условии, если заявление о компенсации указанных расходов подано в соответствующее учреждение не позднее шестимесячного срока со дня осуществления расходов.

Как следует из материалов дела и истцом не оспаривалось, заявление о выплате компенсации расходов на оплату проезда подано Ершовым А.В. 29 января 2019 года, по истечении 1 года со дня приобретения железнодорожных билетов и за пределами установленного законом срока на подачу такого заявления.

Установленный частью 2 статьи 15 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года №85/2016-ОЗ 2016 года срок является пресекательным, возможность его восстановления законом не предусмотрена. При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что даже в том случае, если бы возможность восстановления пропущенного срока была нормативно урегулирована, оснований для удовлетворения требований истца не имелось, поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, то есть обстоятельств, объективно препятствовавших подаче заявления о компенсации расходов на оплату проезда в установленный законом срок, истец в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

С истечением установленного законом шестимесячного срока на подачу заявления о возмещении расходов на оплату проезда Ершов А.В. утратил право на получение соответствующей компенсации, то есть на момент обращения к ответчику с соответствующим заявлением такое право у него отсутствовало, в связи с чем ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г.Астрахани» обоснованно, в соответствии с пунктом 7 Порядка, отказало истцу в удовлетворении его заявления.

Доводы жалобы со ссылкой на наличие причин, препятствующих современному обращению к ответчику с заявлением о выплате компенсации, сводятся к несогласию с оценкой районного суда установленных по делу обстоятельств, а также основаны на ином толковании материального закона, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения. Новых обстоятельств, которые бы не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, судебная коллегия также не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 7 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ершова А. В. - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: А.М. Алтаякова

А.М. Метелева