Дело № 33-3668 судья Бурыкина Е.Н. 2012 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Золина М.П.,
судей Лозиной С.П. и Лозовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Голубевой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Лозиной С.П.,
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области и апелляционному представлению и.о. Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области на решение Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковое заявление Нелидовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в порядке ч.3 ст.225 ГК РФ объектов культурного наследия: трёх воинских захоронений - Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Сёлы, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Вяземка, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Карпово.
Взыскать с администрации Селянского сельского поселения госпошлину в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Судебная коллегия
установила:
Нелидовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер к государственной регистрации права собственности на памятники и мемориальные комплексы и возложении обязанности зарегистрировать право собственности на памятники и мемориальные комплексы. В обоснование своих требований указал, что в соответствии со списком памятников истории и культуры Тверской области, утвержденным постановлением Губернатора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области расположено три воинских захоронения: Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Сёлы, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Вяземка, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Карпово, право собственности на которые не зарегистрировано в ЕГРП. Проведенной проверкой установлено, что администрация осуществляет мероприятия по содержанию в порядке указанных воинских захоронений, однако действий по государственной регистрации права собственности на них не предпринимает.
В судебном заседании помощник прокурора Клименченко В.С. изменил исковые требования, просил обязать Администрацию Селянского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей объектов культурного наследия - указанных воинских захоронений. Также пояснил, что собственники этих объектов культурного наследия не установлены.
Представитель ответчика Глава администрации Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области Шелухина Н.А. исковые требования не признала, поскольку данных, позволяющих говорить о братских могилах как об объектах культурного наследия, не представлено; законодательством не предусмотрена обязанность регистрировать право собственности на воинские захоронения, а лишь предусмотрена обязанность по содержанию и благоустройству захоронений; истцом не представлено доказательств того, что воинские захоронения являются недвижимым имуществом.
Представитель третьего лица администрации Нелидовского района Бабаева И.А. суду пояснила, что объекты недвижимости, указанные прокурором, в реестре муниципальной собственности Нелидовского района не значатся, находятся на территории Селянского сельского поселения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Новикова О.А. в судебное заседание не явилась, имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее суду пояснила, что для постановки на учёт имущества как бесхозяйного необходимо в регистрирующий орган представить заявление органа местного самоуправления, выписки об отсутствии объекта недвижимости в реестре федеральной, областной и муниципальной собственности, кадастровый паспорт на объект.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области просит решение Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, поскольку указанное прокурором имущество не передавалось в собственность муниципального образования, правоустанавливающих документов на данное имущество у ответчика не имеется, в силу чего бездействие в отношении государственной регистрации прав им не допускалось. Считает, что в соответствии с федеральным законом данные памятники уже были отнесены к объектам культурного наследия регионального или федерального (общероссийского) значения, поэтому не могут являться объектами культурного наследия местного значения. Статья 225 ГК РФ не предусматривает обязанности органа местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии на учет любого бесхозяйного объекта недвижимости, расположенного на территории поселения. В решении не указана норма права, предусматривающая такую обязанность. Утверждение о том, что указанные объекты культурного наследия не имеют собственника, считает несостоятельным, поскольку Управление Росреестра по Тверской области приступило к проведению регистрации с января 2000 года. Кроме того, указанные объекты культурного наследия были созданы в период с 1931 по 1977 год, когда вся собственность РФ являлась государственной, и если данные объекты не были переданы в собственность субъекта РФ либо в муниципальную собственность, то данные объекты остались в федеральной собственности. В исковом заявлении прокурора не отражено, в чём выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями по не постановке на учет вышеуказанных объектов культурного наследия. Полагает, что данные объекты не являются бесхозяйными, администрация осуществляет мероприятия по содержанию их в порядке. На основании ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцом или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины, в связи с чем суд незаконно взыскал с ответчика госпошлину.
В апелляционном представлении Нелидовская межрайонная прокуратура просит решение Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение в соответствии с требованиями закона, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины, а решением суда с администрации сельского поселения взыскана в доход государства госпошлина в размере 4000 рублей.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Михайлову Р.С., поддержавшую апелляционное представление, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области расположено три воинских захоронения: Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Сёлы, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Вяземка, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Карпово - которые являются объектами культурного наследия.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пп. 9 п.2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускающего нахождение спорных объектов культурного наследия в собственности поселений; ст. 9.3 Федерального закона 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», делегирующей органу местного самоуправления поселений полномочия по сохранению, использованию, охране объектов культурного наследия местного значения; пп. 13 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которого сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения, ст. 225 ГК РФ - пришел к выводу об отсутствии у вышеперечисленных объектов собственника, возложив на администрацию Селянского сельского поселения обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке их на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, определено, что принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2 Положения). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (пункт 5 Положения).
В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Достоверных доказательств тому, что указанные прокурором объекты не имеют собственника, либо их собственник неизвестен, либо имел место отказ от права собственности на эти объекты прокурором не представлено.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из паспорта памятника истории и культуры № «Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны» в д. Селы следует, что он установлен в 60-е годы, решением Калининского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ принят под охрану.
Из паспорта памятника истории и культуры № «Братская могила советских воинов, погибших в период Великой Отечественной войны» в д. Вяземка следует, что он установлен в 60-е годы, решением Калининского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ принят под охрану.
Из паспорта памятника истории и культуры № «Братская могила советских воинов, погибших в период Великой Отечественной войны» в д. Карпово следует, что он установлен в 60-е годы, решением Калининского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ принят под охрану.
Согласно информации Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ братские могилы, перечисленные в иске, являются объектами культурного наследия регионального значения согласно решению Калининского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ и считаются включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Постановлением Губернатора Тверской области № 468 от 26 октября 2000 года, изданного на основании Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержден государственный список памятников истории и культуры Тверской области местного значения, в который включены воинские захоронения: Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Сёлы; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Вяземка; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Карпово.
Как следует из содержания ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия регионального значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ; к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с ч.3 ст.64 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, ранее принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В силу вышеизложенного, перечисленные в иске прокурора воинские захоронения, находящиеся на территории Селянского сельского поселения, ранее принятые на государственную охрану, относятся к объектам культурного наследия регионального значения.
Доводы прокурора о том, что данные объекты не имеют собственника, судебная коллегия отвергает по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.48 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Указанные прокурором объекты признаны памятниками и приняты на государственную охрану в период существования СССР, в силу ст. 4 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» являлись государственной собственностью.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3).
Памятники истории и культуры регионального значения в указанных Приложениях не указаны, а, следовательно, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью. Не оформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.
Как указано выше, памятники истории и культуры (объекты культурного наследия), к которым относятся воинские захоронения, в силу вышеуказанных законов (Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года и Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ) находились и находятся под государственной охраной. В силу пункта 31 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (приложение к приказу Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203) в случае, если памятники истории и культуры не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы VI, VII вышеуказанного Федерального закона № 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения - на соответствующие органы местного самоуправления (статья 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1
"Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества являются сохранение и благоустройство воинских захоронений.
В соответствии со ст. 5, 6 данного Закона органами местного самоуправления обеспечивается государственный учет воинских захоронений, их сохранность, указанные органы несут ответственность за содержание воинских захоронений.
Судом установлено, подтверждается данными учетных карточек воинских захоронений, что за братскими могилами на территории Селянского сельского поселения, указанными в иске, осуществляется постоянный уход, над ними установлено шефство.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по обеспечению сохранности воинских захоронений не ставится Законом РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей. Возможность признания воинских захоронений - братских могил - бесхозяйными и передача их в чью-либо собственность данным Законом не предусмотрена.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что указанные прокурором объекты являются бесхозяйными и в силу ст. 225 ГК РФ подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Оснований для удовлетворения заявленного прокурором в интересах неопределенного круга лиц иска у суда не имелось.
Допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
определила:
апелляционную жалобу администрации Селянского сельского поселения и апелляционное представление и.о. Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Решение Нелидовского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области к администрации Селянского сельского поселения Нелидовского района Тверской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в порядке ч.3 ст.225 ГК РФ объектов культурного наследия: трёх воинских захоронений - Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Сёлы, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Вяземка, Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. в д. Карпово и взыскании госпошлины в доход государства в размере 4000 рублей - отказать.
Председательствующий М.П. Золин
Судьи Н.В. Лозовая
С.П. Лозина