Судья Ковалева В.М. 33-3673/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей областного суда Лысовой Т.В., Ждановой Е.А.,
при секретаре Калабиной А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 22 октября 2014 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Нововятского района г.Кирова, апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Нововятского районного суда г.Кирова от 07 августа 2014 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований прокурору Нововятского района г.Кирова, ФИО2, ФИО1 отказать.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Лысовой Т.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Нововятского района г.Кирова обратился в суд в интересах ФИО2, ФИО1 с иском к ООО «ИРЦ-Вятка», КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» о признании незаконными действий по начислению льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2, ФИО1 с <дата>. В обоснование исковых требований указал, что ФИО2, ФИО1 являются ветеранами труда и получателями мер социальной поддержки, проживают в квартире площадью <данные изъяты> кв.м, состав семьи - <данные изъяты> человека. С <дата> расчет мер социальной поддержки на основании договора с КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» от <дата> № осуществляет ООО «ИРЦ-Вятка». Для расчета льготы ООО «ИРЦ-Вятка» необоснованно, в нарушение требований действующего законодательства применяет площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м, которая рассчитана из фактически приходящейся на каждого льготника площади. Разница в применяемых расчетах составляет за период с <дата> года <данные изъяты> коп. Прокурор просил признать действия КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» и ООО «ИРЦ-Вятка» по начислению льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2, ФИО1 за период с <дата> незаконными; обязать ООО «ИРЦ-Вятка» произвести перерасчет компенсации ФИО2, ФИО1 в размере 50% расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области; компенсации в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; отопление - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области, в виде ежемесячной денежной выплаты за период с <дата> по дату вынесения решения суда; направить расчет компенсаций в КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения г.Кирова» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда; обязать КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» начислить и выплатить ФИО2, ФИО1 названные компенсации за период с <дата> дату вынесения решения суда.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Прокурор Нововятского района г.Кирова с решением суда не согласен, обратился с апелляционным представлением. В обоснование представления указывает на неправильное применение судом норм материального права. Прокурор считает, что при расчете и назначении к выплате льгот необходимо исходить из количества льготников, а не из количества лиц, зарегистрированных в квартире, и применять областной стандарт нормативной площади жилого помещения для каждого гражданина льготной категории, установленный в размере 18 кв.м.
ФИО2, ФИО1 с решением суда не согласны обратились с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывают, что начисление льгот не должно зависеть от количества лиц, зарегистрированных в квартире. Льготы должны предоставляться из расчета 18 кв.м, предусмотренных областным стандартом площади жилого помещения.
ООО «ИРЦ-Вятка» в возражениях на апелляционное представление указывает, что компенсация рассчитана исходя из площади помещения, приходящейся конкретно на каждого льготника. Областной стандарт (18 кв.м) максимальный показатель площади, на которую может быть предоставлена льгота на 1 человека (льготника). По мнению ООО «ИРЦ-Вятка», доводы прокуратуры о том, что при расчете льготы необходимо исходить из максимального показателя областного стандарта, являются ошибочными.
КОГКУ социальной защиты «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» в возражениях на апелляционное представление ссылается на то, что Закон Кировской области от 07.12.2004 № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» предусматривает, что компенсация расходов на оплату жилого помещения ветерану труда рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта. Следовательно, компенсация должна рассчитываться исходя из площади жилого помещения, приходящейся на самого ветерана труда.
Департамент социального развития Кировской области представил возражения на апелляционную жалобу и апелляционное представление, просит оставить решение суда без изменения.
Определением от 22.10.2014 судебной коллегией принят отказ прокурора от представления, производство по апелляционному представлению прекращено.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав в судебном заседании истцов ФИО1 и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика КОГКУ «УСЗН г.Кирова» ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалобы, прокурора Блинову А.В., не имевшую пояснений по жалобе, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 являются ветеранами труда (л.д.14-15).
Истцы проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.12-13, 16-17). Площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, количество проживающих - <данные изъяты> человека.
С <дата> расчет размера мер социальной поддержки осуществляет ООО «ИРЦ-Вятка». Для расчета льготы ООО«ИРЦ-Вятка» применяется площадь жилого помещения, фактически приходящаяся на каждого льготника.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.3, 4 ст.3 Закона Кировской области от 07.12.2004 № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области (далее - областной стандарт); компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; отопление (теплоснабжение, за исключением приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области) в виде ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии со ст.2 Закона Кировской области от 17.09.2005 № 362-ЗО «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается для расчета предоставляемых отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек; 21 квадратный метр - на одного члена семьи из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ФИО1, ФИО2 являются ветеранами труда и получателями мер социальной поддержки.
Из платежных документов на имя плательщика ФИО1 за период <дата> усматривается, что для расчета льготы на двух получателей мер социальной поддержки применена площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м, которая с учетом общей площади квартиры (<данные изъяты> кв.м) и количества проживающих лиц (<данные изъяты> человек) фактически приходится на ФИО1 и ФИО2, являющихся получателями социальных льгот. Плата за содержание и ремонт жилья, отопление и потребленные на общедомовые нужды коммунальные услуги рассчитана исходя из нормативов потребления и площади, фактически приходящейся на каждого льготника.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет льгот и начисление компенсации за жилищно-коммунальные услуги производятся ответчиками в соответствии с нормами федерального законодательства и законодательства Кировской области.
Основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете и назначении к выплате льгот необходимо исходить из количества льготников, а не из количества лиц, зарегистрированных в квартире, и применять областной стандарт нормативной площади жилого помещения для каждого гражданина льготной категории, установленный в размере 18 кв.м, а не в пределах данной площади, основаны на ошибочном толковании норм права.
Законом Кировской области от 07.12.2004 № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» прямо предусмотрено, что расчет компенсаций осуществляется с учетом занимаемой льготником площади жилого помещения в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения (в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области).
Областной стандарт (18 кв.м) - максимальный показатель площади. Данный показатель учитывается при расчете, если на одного льготника приходится площадь, равная или превышающая 18 кв.м. Осуществление расчета компенсации исходя из максимального показателя площади (величины областного стандарта), если на ветерана труда фактически приходится меньшая площадь жилого помещения, ведет к распространению мер социальной поддержки на лиц, которым их предоставление не предусмотрено законом.
Доводы апелляционной жалобы о неравенстве размера льгот и компенсаций, предоставляемых лицам, принадлежащим к одной категории льготников, со ссылкой на решения Конституционного суда, необоснованны, поскольку в настоящем случае компенсации, предоставляемые льготникам данной категории, равны в процентном соотношении (что и предусмотрено нормативными актами), а не в абсолютных величинах.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нововятского районного суда г.Кирова от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: