ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-36743/19 от 02.12.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Короткова М.Е. Дело № 33-36743/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск, Московская область 02 декабря 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Першиной С.В.

судей Матошкина С.В., Матета А.И.

при помощнике судьи Долгове В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очкасова П. А. к ООО «Департамент городского хозяйства» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ООО «Департамент городского хозяйства»

на решение Коломенского городского суда Московской области от 21 мая 2019г.,

Заслушав доклад судьи Матошкина С.В.,

объяснения представителя ООО «Департамент городского хозяйства» Тростину О.В.

установила:

Очкасов П.А. обратился в суд с иском к ООО «ДГХ» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указывав, что он является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты>.

<данные изъяты>. произошла авария на воздушной линии электроснабжения- падение дерева на подводящий к дому электрический кабель в районе <данные изъяты>, в результате чего произошел скачек тока, что привело к поломке техники, расположенной в <данные изъяты>, вследствие чего истцу причинен материальный ущерб.

Управляющей организацией многоквартирного <данные изъяты> является ООО «Департамент городского хозяйства», на которой лежит обязанность по содержанию многоквартирного дома и прилегающего к нему земельного участка, включая расположенные на нем зеленые насаждения,

Он обратился к ООО «Департамент городского хозяйства» с требованием о добровольном возмещении ущерба. Денежные средства выплачены не были.

Просил суд взыскать с ООО «Департамент городского хозяйства», в его пользу возмещение материального ущерба в размере 8 000 руб., компенсацию морального вреда 5 000 руб., расходы по оплате услуг представителя 12 000 руб.

Истец Очкасов П.А. в суд не явился, его представитель по доверенности Кунякина О.С. иск поддержала.

Ответчик ООО «Департамент городского хозяйства» с иском не согласен, указывая, что дерево, повредившее линии электропередачи, располагалось в трехметровой зоне обслуживания теплотрассы. Ответственность за содержание зеленых насаждений в зоне охраны тепловых сетей лежит на МУП «Тепло Коломна», на которое должна быть возложена обязанность по возмещению ущерба.

Представитель третьего лица МУП «Тепло Коломны» поддерживает иск, ссылаясь на то, что действительно дерево, упавшее на линии электроснабжения, находилось в охранной зоне тепловых сетей. В обязанность МУП «Тепло Коломны» входит охрана комплекса сооружений, устройств, входящих в тепловую сеть. Под охраной понимается сохранение тепловых сетей и элементов для бесперебойного теплоснабжения потребителей. В силу действующих норм закона обязанность по содержанию придомовой территории лежит на управляющей организации – ООО «Департамент городского хозяйства» МУП «Тепло Коломны» не несет ответственности за состояние зеленых насаждений на закрепленной за ООО «Департамент городского хозяйства», территорией.

Суд вынес решение исковые требования Очкасова П.А. удовлетворить частично. Взыскать с ООО «Департамент городского хозяйства» в его пользу материальный ущерб в размере 8000 руб., компенсацию морального вреда 3000 руб., расходы по оплате услуг представителя 12 000 руб.

Не соглашаясь с решением суда представитель ООО «Департамент городского хозяйства» Тростина О.В. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Очкасов П.А. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

<данные изъяты> произошла авария на воздушной линии электроснабжения в районе <данные изъяты>. Причиной аварии явилось падение дерева на подводящий к <данные изъяты> электрический кабель, в результате чего произошел скачек тока, что привело к поломке техники, находящейся в <данные изъяты>, вследствие чего истцу причинен материальный ущерб.

Исходя из статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Обязательным условием для возложения обязанности по возмещению вреда является наличие юридического состава, включающего в себя противоправность, виновность, наличие вреда, причинной связи между действием либо бездействием и наступившими последствиями.

Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного статьей 6 Европейской Конвенции от 04.11.1950г. «О защите прав человека и основных свобод».

Управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным <данные изъяты> является ООО «Департамент городского хозяйства», что подтверждается договором от <данные изъяты>. <данные изъяты>.

Согласно п. 1.1 данного договора ООО «Департамент городского хозяйства»ООО приняло на себя обязательства в течения срока действия Договора за плату осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:

- оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном настоящим Договором;

- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (далее – потребителям), в порядке, установленном настоящим Договором;

- осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (далее – иная деятельность) в порядке, установленном настоящим Договором.

Основные характеристики многоквартирного дома на момент заключения Договора и границы эксплуатационной ответственности управляющей организации при исполнении Договора приведены в Приложении № 3 к настоящему Договору (п. 1.2 Договора).

Состав общего имущества многоквартирного дома указан в Приложении № 4 к настоящему Договору.

Согласно Приложения № 3 к Договору <данные изъяты> от <данные изъяты>. площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества дома, составляет 3278 кв.м. (п. «л» ст. 1 Приложения).

В силу п. 2.1.1 Приложения № 3 внешние границы эксплуатационной ответственности управляющей организации по обслуживанию придомовой территории – граница, указанная в кадастровом паспорте многоквартирного дома и акте замера придомовой территории многоквартирного дома (л.д. 206-207).

Исходя из п. 6 Приложения № 4 к Договору <данные изъяты> от <данные изъяты> в состав общего имущества в многоквартирном доме включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Из схемы придомовой территории многоквартирных домов <данные изъяты>, усматривается, что упавшее дерево находится в границах земельного участка по техническому паспорта БТИ жилого дома <данные изъяты>

На основании Постановления администрации городского округа Коломна от 22.09.2015 № 1182 «О закреплении за ООО «ДГХ» территорий, расположенных в границах городского округа Коломна, в целях санитарного содержания, обеспечения благоустройства, чистоты и порядка» за ООО «ДГХ» закреплены территории, расположенные в границах городского округа Коломна, площадью 2072741 кв.м., согласно приложениям, а также обязанность содержать территории, расположенные в границах городского округа Коломна, в соответствии с Правилами благоустройства территории городского округа Коломна, утвержденными решением Совета депутатов городского округа Коломна от 10.09.2012 № 13-РС (л.д. 9).

В суде первой инстанции ответчик не оспаривает расположение упавшего дерева в границах земельного участка, который закреплен за ООО «Департамент городского хозяйства», на который распространяется обязанность ответчика по его содержанию.

В соответствии с пп.1 п. 3.1 Правил благоустройства территории городского округа Коломна, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Коломна от 10.09.2012 № 13-РС, ответственным за содержание многоквартирного дома в отношении общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом – управляющая организация (л.д. 48).

В силу п. 3.5 указанных Правил ответственным за содержание земельного участка, включая расположенные на нем зеленые насаждения, включая расположенные на нем элементы благоустройства и ограждения, если на участке расположен многоквартирный дом, являются лица, указанные в пп.1 п. 3.1 настоящих Правил, т.е. управляющая организация (л.д. 48).

Согласно пп. 4 п. 4.5 указанных Правил лица, ответственные за содержание прилегающих территорий, обязаны осуществлять содержание зеленых насаждений, в том числе санитарную обрезку деревьев (л.д. 49).

Исходя из п. 2.3, 2.4 Правил юридические и физические лица обязаны содержать здания, сооружения, иные объекты, земельные участки, места выполнения работ, а также прилегающие территории, предусмотренные разделом 4 настоящих Правил.

Обязанности по соблюдению чистоты и порядка должны выполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принципами добросовестности и разумности. В частности, мероприятия по содержанию объектов и территорий должны выполняться в полном объеме с надлежащим качеством в сроки, установленные в соответствии с нормативными правовыми актами, а если они не установлены - по мере необходимости, без неоправданных задержек.

Суд оценив представленные доказательства пришел к выводу о том, что обязанность по содержанию зеленых насаждений, расположенных на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, лежит на управляющей организации ООО «Департамент городского хозяйства», чье бездействие по своевременной санитарной обрезки деревьев на территории, содержание и благоустройство, привело к падению дерева и как следствие к нарушению прав Очкасова П.А.

. Поскольку ответчик не доказал отсутствие своей вины в причинении ущерба имуществу истцу, суд считает вину ООО «Департамент городского хозяйства»ООО установленной и на него должна быть возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного имуществу истца.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управляющая компания несет обязанности по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Доводы ответчика о том, что упавшее дерево располагалось не только в зоне ответственности ООО «Департамент городского хозяйства» по договору управления многоквартирным домом № <данные изъяты> от <данные изъяты>., но и в охранной зане тепловых сетей, следовательно, в передах охранной зоны тепловых сетей на ООО «Тепло Коломны» лежит ответственность за зеленые насаждения, не нашли свое должного подтверждения.

МУП «Тепло Коломны» является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды в пределах зоны расположения своих сетей.

Подземные и наземные инженерные коммуникации, переданные МУП «Тепло Коломны» на праве хозяйственного ведения, проходят по всему городу, при этом земельные участки в зоне прохождения сетей и их охранной зоне МУП «Тепло Коломны» не принадлежат и не закреплены за предприятием в целях обеспечения санитарного содержания и благоустройства.

МУП «Тепло Коломны» несет ответственность за эксплуатацию и содержание инженерных сетей, не несет ответственность за состояние зеленых насаждений в зоне прохождения сетей и охранной зоне. Прохождение по земельному участку тепловых сетей и их охранных зон накладывают ограничения для третьих лиц по использованию таких участков.

МУП «Тепло Коломны» осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовыми Правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации России от <данные изъяты> № 197, согласно которым на предприятие возложена обязанность охраны тепловых сетей для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера (п.1).

Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть, трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции и т.п.

Предприятия, организации, граждане в охранной зоне тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведение которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращения несчастных случаев (п.3).

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной не менее 3 метров в каждую сторону (п.4).

В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, снос зданий, производить земляные работы, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы и др.

Исходя из указанных Правил, на МУП «Тепло Коломны» не возлагается обязанность по содержанию территории, в том числе зеленых насаждений, т.к. данная деятельность не является охранительной по отношению к тепловой сети.

В то же время, обязанность по содержанию земельного участка, возложенная на ООО «Департамент городского хозяйства» как на управляющую компанию многоквартирного жилого дома <данные изъяты> по <данные изъяты>, включает, в том числе и санитарную обрезку деревьев, что предусмотрено Правилами благоустройства территории городского округа Коломна, принятыми решением Совета депутатов городского округа Коломна Московской области от 06.09.2012 № 29/8-РП.

На схеме придомовой территории многоквартирных домов <данные изъяты> по <данные изъяты> видно, что придомовая территория, на которой росло упавшее дерево, закреплена за ООО «ДГХ». На схеме выделена охранная зона проходящих по ней наземных тепловых сетей.

Согласно пп.6 п. 4.3 Правил благоустройства территории городского округа Коломна, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Коломна от 10.09.2012 № 13-РС схемой закрепления прилегающей территории границы прилегающей территории устанавливаются на расстоянии для наземных инженерных коммуникаций – до 10 метров от соответствующих коммуникаций. За МУП «Тепло Коломны» не закреплены прилегающие территории.

Согласно Приложению № 5 к Договору <данные изъяты> от <данные изъяты>. в оплату перечня работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества входит резерв на непредвиденные работы.

В соответствии с Приложением № 6 к Договору <данные изъяты> от <данные изъяты>., которое определяет порядок формирования и использования резерв на непредвиденные работы, в целях обеспечения финансирования выполнения непредвиденных работ, не включенных в Перечень работ по текущему ремонту общего имущества, управляющая организация создает резерв на непредвиденные работы.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении правильными, основанными на нормах материального права и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену постановленного решения суда в обжалуемой части, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены правильного по существу решения суда по доводам данной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение неправильного судебного акта, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

определила:

решение Коломенского городского суда Московской области от 21 мая 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Департамент городского хозяйства» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи