ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3676/19ПО от 16.09.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ

Судья Николаева И.П.

Дело № 33-3676/2019 поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Чупошева Е.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах ФИО1 к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам, по апелляционным жалобам представителя ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» ФИО2, представителя ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3 на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 июня 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить ФИО1 задолженность по социальным выплатам <...>: канцелярские товары – 2993,54 руб., за <...> год: на компенсацию питания – 47335,62руб., одежду – 35230,97руб., за <...> год: на компенсацию питания – 7145,33руб., одежду – 27025,66руб., за <...> года: компенсация на одежду – 6 323,73руб.,за <...> года: компенсация на одежду – 6 338,10руб., всего 132392,95руб. в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» по оплате ФИО1 по выплатам <...> – 2993,54руб., за <...> год – 82566,59руб., за <...> год – 34170,99руб., за <...> года – 12661,83руб., итого: 132392,95руб.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Взыскать с ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» госпошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 3847,85руб.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Бадмацыренову Ю.С., истца ФИО1, представителя ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» ФИО2, представителя Министерства финансов в лице УФК по РБ ФИО4, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на них, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском в интересах ФИО1, прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просил обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить ФИО1 задолженность по социальным выплатам <...>: канцелярские товары – 2993,54руб., за <...> год: на компенсацию питания – 47335,62руб., на одежду – 35230,97руб., за <...> год: на компенсацию питания – 7145,33руб., на одежду – 27025,66 руб., за <...> года: на компенсацию на одежду – 6 323,73 руб.,за <...> года: на компенсацию на одежду – 6 338,10 руб. в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, и обязать Министерство сельского хозяйства РФ произвести финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» (далее – ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова»).

Требования мотивированы следующим. ФИО1 зачислена на обучение в ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсацией за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию <...>. ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» имеет задолженность перед ФИО1 по социальным выплатам, которая образовалась вследствие недостатка финансирования Министерства сельского хозяйства РФ, в ведении которого находится ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова».

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Чебунин И.А., истец ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3 исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указывая, что Минсельхоз, как главный распорядитель средств федерального бюджета, в полном объеме исполнил возложенные на него обязательства по доведению средств на оказание мер социальной поддержки до БГСХА в рамках утвержденных лимитов и выделенных Министерству бюджетных ассигнований на данные цели.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что выплаты в полном объеме ФИО1 не производятся в связи с отсутствием финансирования.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что Министерство - ненадлежащий ответчик по делу.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты РФ, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, мотивируя тем, что Министерство – ненадлежащий ответчик, поскольку обеспечение выделения средств федерального бюджета участникам Госпрограммы к полномочиям Минтруда России не отнесено.

Районным судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» ФИО2 и представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое – об отказе в иске. Указывает, что Академия не имеет возможности исполнить решение суда, так как производит предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ выплаты в пределах выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований. Обращает внимание, что Академией неоднократно направлялись письма в Минсельхоз России о возникшей задолженности по социальным выплатам. Отмечает, что судом не дана оценка позиций Минтруда России и Минфина России по поводу ограничения объемов финансирования Программы на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исследованы и оставлены без внимания доводы Минсельхоза России о неоднократном направлении в адрес Минфина России писем о недостаточном финансировании Программы на содержание детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учебных заведениях, выделяются федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296), которая включает ряд подпрограмм, в частности, Подпрограмму № 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», целями которой является, в том числе повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственным исполнителем Подпрограммы № 3 является Министерство труда и социальной защиты РФ, ресурсное обеспечение реализации указанной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, при этом бюджетные ассигнования ограничены объемом. Минсельхоз РФ ежегодно на запросы Минтруда РФ направляет информацию о потребности подведомственных Министерству образовательных учреждений в полном объеме. Кроме того, Министерство неоднократно направляло обращения в различные органы власти, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ с просьбой о дополнительном выделении бюджетных ассигнований федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, обучающихся по очной форме обучения в учебных заведениях, подведомственных Министерству. Однако Минсельхозу России выделяются бюджетные ассигнования в недостаточном объеме. Таким образом, Министерство в полном объеме исполняет свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова», также принимает все зависящие меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели, что подтверждается материалами дела. Однако судом при принятии решения данные обстоятельства не исследованы, им не дана соответствующая оценка. Обращает внимание, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, исключительно в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Законодательно не установлена возможность осуществления возложенных на Минсельхоз России функций сверх утвержденных лимитов. Исполнение обязательств Минсельхоза России напрямую зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год и плановый период, выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Ежегодно Минсельхоз России направлял в Минфин России, Минтруд России свои предложения о выделении средств федерального бюджета на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях, подведомственных Минсельхозу России. Кроме этого, Минсельхоз России не может влиять на утверждение лимитов бюджетных обязательств на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложенная судом обязанность является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Минсельхоза России, выходит за пределы компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Бадмацыренова Ю.С. против доводов апелляционных жалоб возражала, считая решение суда законным и обоснованным.

Истец ФИО1 просила решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по РБ ФИО4 просила отказать в удовлетворении апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным.

Представители ответчиков Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

На основании ст.ст.327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом социальные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учебном заведении, подлежат взысканию с ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова», а ответчик Министерство сельского хозяйства РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, обязан обеспечить финансирование указанных расходов. При этом суд указал, что отсутствие надлежащего финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится ФИО1

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Согласно статье 1 указанного Закона под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" утратил силу, действует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сохранены.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, <...> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Приказом №<...> ФИО1 зачислена на <...> факультет на места очной формы обучения.

Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», утвержденному 14.01.2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в Академии в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении Академии, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.

Однако, как установлено судом, ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» в полном объеме причитающиеся выплаты в отношении ФИО1 не производит. Так, задолженность по социальным выплатам перед ФИО1 составляет <...> год: на канцелярские товары – 2993,54руб., за <...>: на компенсацию питания – 47335,62руб., на одежду – 35230,97руб., за <...>: на компенсацию питания – 7145,33руб., на одежду – 27025,66 руб., за <...> год: на компенсацию на одежду – 6 323,73 руб.,за <...> год: на компенсацию на одежду – 6 338,10 руб.

Как видно из материалов дела, ответчики не оспаривают наличие задолженности по социальным выплатам перед ФИО1 в указанном размере, ссылаясь лишь на отсутствие надлежащего финансирования. Однако данный факт не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится ФИО1

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства РФ - ненадлежащий ответчик по данному делу, подлежат отклонению.

В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.

Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. №450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Из изложенного следует, что именно Министерству сельского хозяйства России, как главному распорядителю бюджетных средств, выделяются средства, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона №159-ФЗ.

Само по себе недофинансирование не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения социальных гарантий, предусмотренных нормами федеральных законов в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По этому же основанию доводы жалобы представителя ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» ФИО2 о том, что судом не дана оценка позиции Министерства труда и социальной защиты РФ по поводу ограничения объемов финансирования Программы на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебной коллегией отклоняются.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционных жалобах не содержится. Все доводы сторон получили верную оценку суда с приведением соответствующих мотивов.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 5 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: