ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3684/2023 от 01.08.2023 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 01.08.2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Фурмановой Л.Г.

судей Тертышниковой С.Ф., Украинской О.И.

при секретаре Суворовой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панариной В.В. к комиссии прокуратуры Белгородской области по служебным спорам, конкурсной комиссии прокуратуры Белгородской области, прокуратуре Белгородской области, прокурору Белгородской области Торговченкову В.И., старшему помощнику прокурора Белгородской области по кадрам Кремневу Э.А. о признании незаконным решения конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы РФ, признании конкурса незаконным и отмены его результатов, обязании принять решение о проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности, взыскании морального вреда и судебных расходов

по апелляционной жалобе Панариной В.В.

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., объяснения представителя прокуратуры Белгородской области Мелиховой Н.Н., старшего помощника прокурора Белгородской области по кадрам Кремнева Э.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Панарина В.В. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом изменений предмета иска, просила признать незаконным решение конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы РФ прокуратуры Белгородской области от 28.09.2022; нарушения ее прав при проведении конкурса устранить посредством признания конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы прокуратуры Белгородской области незаконным и отмены его результатов; обязать представителя нанимателя в лице прокурора Белгородской области Торговченкова В.И. принять решение о проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности; взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.; взыскать моральный вред с представителя нанимателя в лице прокурора Белгородской области Торговченкова В.И. в размере денежного содержания государственного гражданского служащего ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области за период с даты заключения служебного контракта с победителем конкурса по дату вынесения судебного решения по делу.

В обоснование иска указала, что в августе-сентябре 2022 года она участвовала в конкурсе на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области. Сотрудниками прокуратуры допущены нарушения сроков и порядка проведения данного конкурса, в связи с чем 25.10.2022 была подана жалоба прокурору Белгородской области. В ответе на жалобу от 23.11.2022 старший помощник прокурора области по кадрам Кремнев Э.А. сообщил, что по результатам проведенной проверки сроки и порядок проведения конкурса соответствовали установленным требованиям, нарушений не установлено. 19.12.2022 было подано заявление в комиссию прокуратуры Белгородской области по индивидуальным служебным спорам о пересмотре результатов конкурса в связи с нарушением сроков и порядка его проведения. 17.01.2023 комиссией прокуратуры Белгородской области по индивидуальным служебным спорам вынесено решение № 1/2023 от 17.01.2023 об отказе в удовлетворении заявленных требований. При проведении конкурса были допущены ряд нарушений требований закона и подзаконных нормативных актов, что повлекло нарушение ее прав и необходимость принятия решения об отмене его результатов и проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области. Сотрудники кадрового подразделения прокуратуры Белгородской области не размещали на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://gossluzhba.gov.ru объявления о конкурсе. Размещение объявления о конкурсе только на официальном сайте прокуратуры нарушает право потенциальных кандидатов, использующих государственную информационную систему в области государственной службы, на получение информации о вакантных местах в органах прокуратуры Белгородской области. Информация о конкурсе была доступна только кандидатам, работающим или ранее работавшим в прокуратуре и использующим официальный сайт прокуратуры на постоянной основе. Объявление о конкурсе, размещенное на официальном сайте прокуратуры Белгородской области, не содержит информации о конкретной дате проведения второго этапа конкурса, об условиях прохождения гражданской службы, в объявлении не размещены положения должностного, регламента гражданского служащего, включающие должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение должностных обязанностей, что предусмотрено п.1.3.1. Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 12.04.2021 № 186. Ответчиками были нарушены ее права на получение информации на первом этапе конкурса в устной форме при личном посещении прокуратуры 07.09.2022 и посредством, телефонной связи с 22.08.2022 по 11.09.2022, на указанные в объявлении телефоны (т. 52-65-44, 52-51-44) должностных лиц отдела кадров прокуратуры никто не отвечал. Сотрудники отдела кадров не получали согласие кандидатов на обработку персональных данных. Были нарушены сроки и порядок проведения второго этапа конкурса, так как они не направляли ей сообщения об этом в письменной форме. Распоряжение №387-р о проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области, подписанное и.о. прокурора Белгородской области Заратовским О.С. 19.09.2022 нарушило срок проведения заседания конкурсной комиссии. Соответствующих сообщений от прокуратуры Белгородской области в письменной форме о допуске к тестированию 14.09.2022 и индивидуальному собеседованию 28.09.2022 в установленные сроки не получала. Проведение прокуратурой тестирования кандидатов через три дня после окончания первого этапа конкурса, не соответствует законодательству. Психологическое тестирование в прокуратуре 14.09.2022 проходило с ограничением по времени, главный специалист Погромская И.В. до начала тестирования не проинформировала о том, что его продолжительность зависит от темпа работы каждого конкретного кандидата и может составлять до 4-5 часов, при этом затраченное время не влияет на оценку качеств кандидата. В нарушение п. 3.2.2.2. Положения, утвержденного Приказом Генпрокуратуры от 12.04.2021 № 186 при проведении тестирования должны присутствовать не менее трех членов конкурсной комиссии, в прокуратуре Белгородской области 14.09.2022 при проведении тестирования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей, присутствовали только два члена конкурсной комиссии. При проведении индивидуального собеседования 28.09.2022 членами конкурсной комиссии прокуратуры Белгородской области для определения профессионального уровня, кандидата не применялась балльная шкала оценки, также не формировался рейтинг кандидатов в порядке убывания их итоговых баллов с указанием набранных баллов и занятых ими мест. Сроки рассмотрения служебного спора в течение десяти дней по ее заявлению комиссией по служебным спорам прокуратуры Белгородской области были нарушены, а также были допущены нарушения и при формировании комиссии прокуратуры Белгородской области по служебным спорам, что повлекло нарушение ее прав. По результатам голосования по определению победителя конкурса, отраженном в п. 4 решения конкурсной комиссии прокуратуры, все пять кандидатов, участвовавших в конкурсе, получили равное количество голосов «за», то есть по шесть голосов. Конкурс не выявил победителя, наибольшее количество голосов «за» не набрал ни один из кандидатов. Признание победителем конкурса кандидата Ададимовой В.А. противоречит п. 20 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» и п. 3.6. Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры РФ, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 12.04.2021 № 186, так как все пять кандидатов получили равное число, голосов «за». Если в результате проведения конкурса не удалось выявить победителя, представителю нанимателя в лице прокурора Белгородской области Торговченкова В.И. необходимо было принять решение о проведении повторного конкурса. В п. 3 решения конкурсной комиссии указаны необоснованные результаты рейтинговой оценки и итоговые баллы кандидатов, участвовавших в конкурсе, так как согласно п. 3.3.2., п. 3.4. Положения, утвержденного Приказом Генпрокуратуры от 12.04.2021 № 186, по окончании индивидуального собеседования с кандидатом каждый член конкурсной комиссии должен был занести в конкурсный бюллетень результат оценки кандидата с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом комиссии решение, а итоговый балл кандидата определяется как сумма среднего арифметического баллов, выставленных кандидату по результатам индивидуального собеседования, и баллов, набранных кандидатом по итогам тестирования или иной конкурсной процедуры, чего сделано не было. Кадровое подразделение прокуратуры вносило изменения в состав конкурсной комиссии после проведения тестирования 14.09.2022, а именно включило в состав членов комиссии Махонину О.И. и Шкирман К.Р., принимавших решение по определению победителя конкурса, что не позволило оповестить их о дате, месте и времени конкурса не позднее, чем за 7 календарных дней до его начала и противоречит Положению, утвержденному Приказом Генпрокуратуры от 12.04.2021 № 186, поэтому они не могли участвовать в обсуждении результатов конкурсных заданий кандидатов. Проведение прокуратурой Белгородской области тестирования кандидатов 14.09.2022 через три дня после окончания первого этапа конкурса не соответствует п. 14 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ», согласно которому государственный орган не позднее, чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан, допущенных к участию в конкурсе, и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме. Тест, разработанный конкурсной комиссией прокуратуры, содержит более одного варианта верных ответов, что противоречит Положению, утвержденному Приказом Генпрокуратуры от 12.04.2021 №186. При проведении тестирования 14.09.2022 в прокуратуре присутствовала только один член конкурсной комиссии специалист прокуратуры Евминова Н.Н., что также противоречит указанному подзаконному акту, согласно которому должно было присутствовать трое членов комиссии. Решение конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы прокуратуры Белгородской области от 28.09.2022, представленное ответчиком в суд, содержит все признаки совершения состава преступления должностными лицами прокуратуры, так как является подложным.

Определением Октябрьского районного суда г. Белгород от 05.04.2023 суд перешел к рассмотрению заявленного административного спора по правилам гражданского судопроизводства.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12.04.2023 в удовлетворении иска Панариной В.В. отказано.

В апелляционной жалобе Панарина В.В. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении требований.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Белгородской области просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явилась Панарина В.В. (извещениа СМС-уведомлением, доставлено 29.06.2023), представитель Комиссии прокуратуры Белгородской области по индивидуальным служебным спорам (извещены электронным заказным письмом с уведомлением, вручено 03.07.2023), представитель Конкурсной комиссии прокуратуры Белгородской области (извещены электронным заказным письмом с уведомлением, вручено 03.07.2023), прокурор белгородской области Торговченков В.И. (извещен электронным заказным письмом с уведомлением, вручено 03.07.2023), Котов А.В. (извещен электронным заказным письмом с уведомлением, вручено 03.07.2023), Махонина О.И. (извещена электронным заказным письмом с уведомлением, вручено 03.07.2023), Жаворонко Н.Н. (извещена СМС-уведомлением, доставлено 29.06.2023), Шкирман А.Н. (извещена СМС-уведомлением, доставлено 29.06.2023), Надуткина И.Э. (извещена электронным заказным письмом с уведомлением, возвращено по истечению срока хранения), Евминова Н.Н. (извещена СМС-уведомлением, доставлено 29.06.2023), будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела и не ходатайствовавшие об отложении судебного разбирательства, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации дает основания к рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ), Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 (далее по тексту - Положение о конкурсе), Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 186 (далее-Положение о конкурсе в органах прокуратуры), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы о признании незаконным решения конкурсной комиссии, поскольку нарушений процедуры проведения конкурса установлено не было, фактов, свидетельствующих о ее дискриминации, ущемления ее прав по сравнению с другими конкурсантами, не установлено, что обусловило вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Панариной В.В. об обязании представителя нанимателя в лице прокурора Белгородской области Торговченкова В.И. принять решение о проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности; взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда.

Судебная коллегия с приведенными выводами суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено названной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно части 7 статьи 22 поименованного закона для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Частью 12 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах определяются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 (далее - Положение о конкурсе).

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа (пункт 16 Положения о конкурсе).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. N 186 ) утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 утверждена Единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов (ред. от 24.09.2020, действовавшая на момент проведения конкурса), согласно п.1,2 которой она направлена на повышение объективности и прозрачности конкурсной процедуры и формирование профессионального кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) при проведении государственными органами конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв государственных органов (далее соответственно - конкурсы, кадровый резерв).

Конкурсы проводятся в целях оценки профессионального уровня граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих Российской Федерации), допущенных к участию в конкурсах (далее - кандидаты), а также их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения соответствующих должностей гражданской службы (далее соответственно - квалификационные требования, оценка кандидатов).

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании (пункт 6 Положения).

В соответствии с п.п. 15,16,18 вышеуказанной Единой методики проведения конкурса объявление о конкурсе должно включать в себя помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 Положения, сведения о методах оценки, а также положения должностного регламента гражданского служащего, включающие должностные обязанности, права и ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

В целях повышения доступности для претендентов информации о применяемых в ходе конкурсов методах оценки, а также мотивации к самоподготовке и повышению профессионального уровня претендента он может пройти предварительный квалификационный тест вне рамок конкурса для самостоятельной оценки им своего профессионального уровня (далее - предварительный тест), о чем указывается в объявлении о конкурсе.

Предварительный тест размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", доступ претендентам для его прохождения предоставляется безвозмездно.

Указанные требования ответчиком не соблюдены, что нарушало права Панариной В.В. как претендента на доступность к информации о применяемых в ходе конкурсов методах оценки, а также мотивации к самоподготовке и повышению профессионального уровня претендента.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя (пункт 8 Положения).

Согласно пункту 12 Положения решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Второй этап конкурса проводится не позднее чем через 30 календарных дней после дня завершения приема документов для участия в конкурсе, а в случае оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, срок проведения второго этапа конкурса определяется представителем нанимателя.

Государственный орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса размещает на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, список граждан (гражданских служащих), допущенных к участию в конкурсе (далее - кандидаты), и направляет кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы (пункт 14 Положения).

Аналогичные положения содержатся и в Положении о конкурсе в органах прокуратуры.

Между тем, судом установлено, что на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети «Интернет» таких публикаций не содержалось, вопреки приведенным нормам права.

Выводы суда об отсутствии нарушения прав истицы, поскольку ей было известно о проведении указанного конкурса из размещенного объявления о конкурсе на официальном сайте прокуратуры и она приняла участие во всех этапах конкурса не соответствуют приведенным нормам права, так как получение доступной и полной информации в силу упомянутых норм является обязательным для органа, проводящего конкурс и должно обеспечивать равный доступ к гражданской службе всех претендентов, в том числе и истицы.

Распоряжение и.о. прокурора Белгородской области № 387 –р от 19.09.2022г. о проведении второго этапа конкурса в 15 час. 28.09.2022г. свидетельствует о нарушении государственным органом вышеуказанного требования не позднее чем за 15 календарных дней до начала второго этапа конкурса разместить на своем официальном сайте и официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети "Интернет" информацию о дате, месте и времени его проведения, направить кандидатам соответствующие сообщения в письменной форме, при этом кандидатам, которые представили документы для участия в конкурсе в электронном виде, - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием указанной информационной системы (пункт 14 Положения).

Письменное уведомление Панариной В.В. от 14.09.2022г. № 6-21-2022/54 о приглашении ее для участия во втором этапе конкурса на л.д. 141 т.1 вызывает сомнения в его правомерности, при отсутствии на указанную дату распоряжения о его проведении, как указано такое распоряжение издано только 19.09.2022г.

Указанное свидетельствует о нарушении прав истицы, претендовавшей на вакантную должность государственного служащего на равный доступ к государственной службе и участие ее в конкурсе в соответствии с установленным порядком его проведения.

Заслуживают внимания и приведенные в апелляционной жалобе о незаконности решения конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации прокуратуры Белгородской области от 28.09.2022 г.

Как уже было указано выше Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв государственной гражданской службы регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112, а также Единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включении в кадровый резерв государственных органов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397, Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Генеральной прокуратуры № 186 от 12.04.2021г.

Согласно п. 3.6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы и формирования кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих в органах прокуратуры Российской Федерации победитель конкурса определяется открытым голосованием простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании, с учетом результатов прохождения кандидатами конкурсных процедур, их профессионального образования, стажа работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за", "против" или "воздержался". Член конкурсной комиссии голосует за одного из кандидатов, участвующих в конкурсе для замещения вакантной должности гражданской службы. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.

Победителем признается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов "за".

Как усматривается из упомянутого решения результаты голосования по определению победителя конкурса содержат равное количество отданных членами комиссии за каждого кандидата по 6 голосов (т.1, л.д. 52-54).

Таким образом, кандидат, который набрал наибольшее количество голосов "за", не выявлен, а соответственно и победитель конкурса, которым должен быть признан кандидат, набравший большинство голосов, не установлен.

П.5 оспариваемого решения о том, что по результатам голосования конкурсная комиссия признает победителем кандидата Ададимову В.А., не соответствует вышеприведенным нормам при установленных в настоящем случае результатах голосования, которые являются равными для всех кандидатов.

Возражения представителей стороны ответчика о том, что данное голосование касалось рейтинговой оценки по набранным кандидатами баллов судебная коллегия признает неубедительными, поскольку в решении конкурсной комиссии содержится как раздел о Результатах рейтинговой оценки кандидатов, так и отдельный раздел по Результатам голосования по определению победителя конкурса.

Поскольку судебной коллегией установлено нарушение прав истицы на равный доступ к участию в конкурсе на замещение должности государственной службы, что повлекло нарушение ее личных неимущественных прав, закрепленных действующим законодательством, регулирующим вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации,, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации, судебная коллегия считает обоснованными требования истицы в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 33 от 15 ноября 2022 года "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, требования разумности и справедливости, объем нарушенных прав истицы и ее нравственных страданий и переживаний, вызванных нарушением ее прав ответчиком при проведении конкурса, судебная коллегия полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в ее пользу равным 5 000 руб.

При таких данных, вывод суда о том, что нарушений прав, свобод и законных интересов в отношении Панариной В.В. при проведении конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области от 28.09.2022 года прокуратуры Белгородской области не установлено, не соответствует установленным по делу обстоятельствам, и сделан при неправильном применении и толковании вышеприведенных норм права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Требование о взыскании с ответчика судебных расходов, понесенных истицей в виде оплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, удовлетворению не подлежат, так как в целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям ст. 393 ТК РФ установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

В соответствии с названной нормой при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Таким образом, с ответчика в пользу истицы ошибочно уплаченная государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328,329, п. п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12 апреля 2023 г. по делу по иску Панариной В.В. (паспорт ) к комиссии прокуратуры Белгородской области по служебным спорам, комиссии прокуратуры Белгородской области, прокуратуре Белгородской области (ИНН 3124014851), прокурору Белгородской области Торговченкову В.И., старшему помощнику прокурора Белгородской области по кадрам Кремневу Э.А. о признании незаконным решения конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы РФ, признании конкурса незаконным и отмены его результатов, обязании принять решение о проведении повторного конкурса на замещение вакантной должности, взыскании морального вреда и судебных расходов отменить.

Принять новое решение, которым признать незаконным решение конкурсной комиссии по итогам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы РФ прокуратуры Белгородской области от 28 сентября 2022г.

Обязать Прокуратуру Белгородской области организовать проведение повторного конкурса на замещение должности ведущего специалиста отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры Белгородской области.

Взыскать с прокуратуры Белгородской области в пользу Панариной В.В. 5000 руб. в счет компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.08.2023.

Председательствующий

Судьи