Судья: Камынина С.В. Дело № 33-3687/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей: Емельяновой Ю.С., Шефер И.А.,
при секретаре Скороходовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» ФИО1 на решение Томского районного суда Томской области от 28 августа 2017 года
по делу по иску прокурора Томского района Томской области, действующего в интересах муниципального образования «Томский район» и неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Город Томск» о признании отсутствующим права муниципального образования «Город Томск» на земельный участок и признании формирования земельного участка незаконным путем признания постановления Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: <...>, на кадастровом плане территории» незаконным (недействительным).
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» ФИО1, представителя третьего лица Городского благотворительного фонда «Добрые руки» ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Федько П.С., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Томского района Томской области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Томский район» и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Томск», в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Город Томск» на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 15132 кв.м, отнесенный к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 70:14:0300022:525 и признать незаконным формирование земельного участка по адресу: <...>, путем признания незаконным (недействительным) постановления Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: <...>, на кадастровом плане территории».
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что администрацией города Томска с ЗАО «Томскгипрозем» заключен муниципальный контракт от 30.12.2013 о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объектами муниципальной собственности, расположенными по адресам: <...>/2, 1/3. Кадастровым инженером подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории под указанными объектами. В Администрацию Томского района 15.12.2014 поступило письмо первого заместителя Мэра города Томска о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из ответа Администрации Томского района от 25.02.2015 следовало, что согласование схемы возможно согласно нормам СНиП Н-97-76, приложен расчет площади земельных участков. 14.10.2015 администрация города Томска обратилась в Администрацию Воронинского сельского поселения с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка под вышеуказанными объектами муниципальной собственности с приложением расчета площади земельного участка под ними и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрацией Воронинского сельского поселения 28.10.2016 на данное обращение дан ответ, согласно которому представленная для согласования границ и площади схема не соответствует установленной приложением №2 к приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 форме, а также подлежит утверждению органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, кроме того, к обращению не приложены правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на участке. Постановлением Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставление земельного участка предварительно согласовано муниципальному образованию «Город Томск». Сведения о земельном участке 08.07.2016 внесены в Государственный реестр недвижимости, участку присвоен кадастровый номер 70:14:0300022:525, 04.08.2016 на земельный участок оформлено право муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск». Деревня Новомихайловка в границы муниципального образования «Город Томск» не входит, находится на территории Воронинского сельского поселения Томского района. Полагал, что Мэр города Томска распорядился земельным участком, расположенным на территории другого муниципального образования. Полномочия по распоряжению земельными участками в д.Новомихайловка, право государственной собственности на которые не разграничено, отнесены к компетенции Администрации Воронинского сельского поселения, с 01.01.2017 данные полномочия перешли к Администрации Томского района. Мэром города Томска нарушены права компетентного органа местного самоуправления на распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, а также права неопределенного круга лиц, которые вправе были обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка (в том числе территории, которая в настоящий момент включена в состав земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300022:525 и на которой не размещены четыре здания, принадлежащие муниципальному образованию «Город Томск»).
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Амантаева А.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что право администрации города Томска на оформление земельного участка в собственность под объектами недвижимости признают, однако принятие решения о формировании земельного участка также должно быть осуществлено органом местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Представитель Администрации Томского района Корнели Д.В. в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» ФИО3 иск не признал. Пояснил, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости: нежилые здания по адресам: <...> принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «Город Томск». В силу закона администрация города Томска является уполномоченным органом на принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования «Город Томск». Постановление администрации города Томска принято в соответствии установленным законом порядком предоставления земельного участка. Полагали, что прокурором избран неправильный способ защиты. Считал, что площадь земельного участка обоснована расчетами специалистов, соответствует размеру, необходимому для обслуживания данных зданий, данный расчет не оспорен, в связи с чем права неопределенного круга лиц не нарушаются. Нарушений прав органов местного самоуправления Томского района и Воронинского сельского поселения не имеется, так как они не были против утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, просили только привести схему в соответствие с требованиями ст.11.10 ЗК РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Городского благотворительного фонда «Добрые руки» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Обжалуемым решением на основании ст.8, 8.1, 12, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 6, 9, 10, 11, 11.3, 11.10, 25, 39.2, 39.14, 39.20, 60 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее – ЗК РФ), ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 №137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.2 Закона Томской области от 12.11.2004 №241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района», ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск прокурора Томского района Томской области удовлетворен. Постановлено признать формирование земельного участка по адресу: <...>, незаконным (недействительным); признать незаконным (недействительным) постановление Мэра города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: <...> на кадастровом плане территории»; признать отсутствующим право собственности муниципального образования «Город Томск» на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 15132 кв.м, отнесенного к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, кадастровый номером 70:14:0300022:525. Решение является основанием для внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
В апелляционной жалобе представитель муниципального образования «Город Томск» ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что разрешенный судом спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Полагает, что требование о признании незаконным формирования земельного участка путем признания недействительным постановления Мэра г. Томска от 27.06.2016 № 677з подлежало разрешению в порядке административного судопроизводства.
Ссылаясь на положения п.2 ст.11, пп. 1, 3 ст.11.10, ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, абз.2 ч.3 ст.3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.1.35 ч.1 ст.40 Устава города Томска, полагает, что администрация города Томска является уполномоченным органом на принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования «Город Томск» в силу норм о разграничении собственности.
Считает, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица. Правом на предъявление исковых требований о признании права собственности отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что применительно к муниципальному образованию «Томский район» установлено не было. По мнению апеллянта, способ защиты права, избранный стороной, должен обеспечивать восстановление её нарушенных прав. Признание права собственности муниципального образования отсутствующим такую защиту не обеспечит, поскольку спорный земельный участок в любом случае будет принадлежать муниципальному образованию «Город Томск», независимо от органа, который примет решение о его формировании, поскольку в силу действующих норм законодательства для целей разграничения государственной собственности к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют собственники зданий, расположенных на таких земельных участках.
Обращает внимание на то, что выводы суда в части непредоставления доказательств обоснования площади земельного участка ответчиком и наличия возражения органов местного самоуправления Томского района против образования спорного земельного участка противоречат обстоятельствам дела, поскольку администрацией города Томска в материалы дела было представлено два расчета кадастрового инженера от 2016 года и от 2017 года, которые обосновывали площадь образованного земельного участка со ссылкой на соответствующий СНиП, подлежащего применению (в заключении указаны номер и дата документа, достаточные для его идентификации). Между тем истом надлежащих доказательств, опровергающих указанное заключение, не представлено. Расчет Администрации Томского района к таким доказательствам отнесен быть не может, поскольку орган местного самоуправления не является компетентным лицом для выдачи заключений о площади земельных участков, необходимых для эксплуатации зданий. Кроме того, письмо Администрации Томского района датировано от 25.02.2015 и содержит расчет в отношении иного земельного участка и иной площади, чем тот, который был образован.
Указывает, что судом неверно сделан вывод о нарушении прав и законных интересов муниципальных образований «Воронинское сельское поселение» и «Томский район», а также интересов неопределенного круга, поскольку для целей разграничения государственной собственности к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют собственники зданий, расположенных на таких земельных участках, третьи лица не вправе претендовать на земельный участок, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости, которые на нем расположены.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Амантаева А.А. считает решение суда законным и обоснованным, жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Томского района, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не нашла.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальному образованию «Город Томск» на праве собственности принадлежат: нежилое здание (дом животноводов) общей площадью 115,7 кв.м, расположенное по адресу: <...> строение 1;
нежилое строение (весовая) общей площадью 16,2 кв.м, расположенное по адресу: <...> строение 1/1; нежилое строение (коровник) общей площадью 2855,41 кв.м, расположенное по адресу: <...> строение 1/2; нежилое здание (телятник) общей площадью 1024 кв.м, расположенное по адресу: <...> строение 1/3.
Постановлением администрации (Мэра) города Томска от 27.06.2016 №677-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого: <...>, на кадастровом плане территории», вынесенным в целях разграничения государственной собственности на землю на территории Томской области, на основании служебной записки (вх.№ 403/3 от 21.03.2016), схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 70:14:0300022, ст. 11.3, 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ, ст.3.1. Федерального закона №137-Ф3, учитывая, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденных решением совета Воронинского сельского поселения от 27.03.2013 №30, земельные участки расположены в зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-3) и в целях приведения земельных отношений в соответствие с действующим законодательством предварительно согласовано МО «Город Томск» предоставление земельного участка из земель населенных пунктов по адресу: <...>, площадью 15132 кв.м (условный номер 70:14:0300022:ЗУ1) для эксплуатации нежилых зданий - сельскохозяйственного назначения; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации нежилых зданий — сельскохозяйственного назначения: категория земель - земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: <...>, площадью 15132 кв.м (условный номер 70:14:0300022:ЗУ1); уполномоченным лицам Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томская поручено обеспечить комплекс работ по межеванию земельного участка и произвести государственный кадастровый учет земельного участка с учетом установленных ограничений в органе, осуществляющем кадастровый учет; Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска - присвоить адрес земельному участку.
В подтверждение межевания земельного участка истцом предоставлен межевой план от 06.07.2016, изготовленный кадастровым инженером Б. в связи с проведением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <...>. Заказчиком кадастровых работ указан Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 12.07.2016 на временный кадастровый учет поставлен земельный участок по адресу: <...>, площадью 15132 кв.м, межевание которого проведено кадастровым инженером Б. 06.07.2016, кадастровый номер участка 70:14:0300022:525 внесен в государственный кадастр недвижимости 08.07.2016.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.2 Закона Томской области от 12.11.2004 N 241-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Томского района» деревня Новомихайловка входит в состав муниципального образования (сельского поселения) «Воронинское сельское поселение», входящего в состав муниципального образования (муниципального района) «Томский район».
В материалы дела представлен ответ Главы Томского района Л. на обращение первого заместителя Мэра города Томска от 25.02.2015 о согласовании схемы земельного участка, согласно которому согласование возможно согласно нормам СНиП II-97-76, приведен расчет площади земельного участка согласно СНиП в размере 9333,45 кв.м, при испрашиваемом на тот момент участке площадью 41800 кв.м.
Глава Воронинского сельского поселения в ответе заместителю Мэра города Томска от 28.01.2016 на обращение о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указал на необходимость формирования схемы расположения земельного участка согласно утвержденной форме и предоставление правоустанавливающих документов на отображенные на схеме объекты недвижимости.
Из дела видно, что право собственности муниципального образования «Город Томск» на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300022:525, площадью 15132 кв.м, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилых зданий сельскохозяйственного назначения, зарегистрировано в ЕГРП 04.08.2016.
Согласно пп. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 1-3, 13-15 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из содержания указанных норм следует, что действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Закона № 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Поскольку спорный земельный участок расположен на территории иного муниципального образования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что формирование данного земельного участка администрацией г. Томска путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществлено при отсутствии соответствующих полномочий.
Доводы апеллянта, сводящиеся к тому, что согласно абз 2 ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее – Закон № 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, а потому действия администрации г. Томска о согласовании предоставления земельного участка по адресу: <...>, и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствуют требованиям закона, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены как основанные на неверном толковании нормы права, поскольку в данной норме речь идет об отнесении к собственности городского округа тех его земель, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности данного муниципального образования.
Доводы апеллянта в части несогласия с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиком не обоснован расчет площади земельного участка при наличии возражения муниципального образования «Томский район» против образования спорного земельного участка указанной площади, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, поскольку отсутствие у администрации г. Томска полномочий на распоряжение спорным земельным участком, расположенном в ином муниципальном образовании, исключает его формирование, в том числе в размерах, необходимых для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих муниципальному образованию «Город Томск».
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно указал, что Администрация Томского района не вправе заявить требования о признании права собственности на спорный земельный участок, истребовании его из чужого незаконного владения, поскольку он относится к неразграниченной государственной собственности, при этом оспаривается законность его формирования в указанных размерах. Отсутствие регистрационной записи о праве собственности на недвижимое имущество у истца, которому указанное право принадлежит в силу прямого указания закона и при этом не подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости, не может служить основанием для отказа такому лицу в иске о признании права отсутствующим, предъявленном к ответчику, за которым право собственности на указанное имущество зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости, поскольку в этой ситуации имеет место конкуренция равноценных доказательств наличия права на объект недвижимого имущества, которая не может быть устранена иными способами защиты гражданских прав. Доводы апеллянта об обратном судебной коллегией признаются несостоятельными.
Вывод суда о том, что признание формирования земельного участка незаконным и права на него у ответчика отсутствующим приведет к восстановлению прав Администрации Томского района и неопределенного круга лиц, нарушенных действиями ответчика, вопреки доводам апеллянта, является правильным.
Довод апеллянта о том, что данный спор подведомственен арбитражному суду, судебной коллегией отклоняется в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Арбитражным процессуальным законом (ч. 1 ст. 52 АПК РФ) не предусмотрена возможность обращения прокурора в арбитражный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Процессуальное законодательство разграничивает подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по субъектному составу и участию в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
К ведению арбитражных судов относятся дела, предусмотренные в ст. 27 АПК РФ.
В данном деле прокурором оспаривается право собственности ответчика на земельный участок, образованный ответчиком в границах территории иного муниципального образования, исковые требования предъявлены в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем оснований для вывода о подведомственности спора арбитражному суду ни по субъектному составу участников, ни по характеру требований, в том числе с учетом специальной компетенции арбитражных судов, не имелось.
Довод апеллянта о том, что требование о признании незаконным формирования земельного участка путем признания недействительным постановления Мэра г. Томска от 27.06.2016 № 677з подлежало разрешению в порядке административного судопроизводства, несостоятелен. Категории дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, предусмотрены в статье 1 Кодекса административного производства Российской Федерации. Исходя из сути заявленных требований, судебная коллегия не усматривает оснований для рассмотрения настоящего дела в указанном порядке.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь п.1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Томского районного суда Томской области от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: