Судья Романова О.А. Дело № 33-3688
31 октября 2012 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре Шабалиной М.Е.
с участием прокурора отдела прокуратуры Кировской области Окулова Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 31 октября 2012 года дело по представлению Кирово-Чепецкого городского прокурора на определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 01 октября 2012 года, которым постановлено:
Отказать Кирово-Чепецкому городскому прокурору в приеме искового заявления в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области об устранении нарушений требований федерального законодательства о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации <данные изъяты> сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области об устранении нарушений требований федерального законодательства о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства. Указал, что в рамках принятой администрацией <данные изъяты> сельского поселения муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства данные субъекты, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории сельского поселения, получают отдельные виды установленной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ поддержки. Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено ведение органом местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. Требования к ведению реестров установлены постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358. Вопреки положениям федерального законодательства в <данные изъяты> сельском поселении реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки не ведется. В связи с этим прокурор просит обязать ответчика завести реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей муниципальной поддержки в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 358, внести него сведения о субъектах предпринимательской деятельности, уже получивших поддержку от органа местного самоуправления
Судьей постановлено определение об отказе в принятии искового заявления на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, так как данное заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Указано, что требования прокурора направлены не на приведение в соответствие с законодательством нормативного правового акта органа местного самоуправления, а на понуждение органа местного самоуправления к принятию нормативного акта, регулирующего вопросы местного значения.
Кирово-Чепецкий городской прокурор в представлении просит отменить данное определение, полагая, что оснований для отказа в принятии иска у судьи не имелось. Прокурор просил суд возложить обязанность на ответчика завести реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который носит исключительно информационный характер и не является муниципальным правовым актом. Требования прокурора направлены на понуждение ответчика совершить определенные действия, а не принять нормативный правой акт.
Изучив материалы дела, доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Действительно, требования прокурора о необходимости принятия нормативного правового акта не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. С учетом положений ст.ст.10,12 Конституции РФ, ч.1 и 2 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять соответствующий нормативный правовой акт, поскольку правотворчество является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
В то же время Кирово-Чепецкий городской прокурор в исковом заявлении просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения завести реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки от органов местного самоуправления, включить в реестр субъектов, уже получивших такую поддержку.
Ведение органами местного самоуправления, оказывающими поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки, предусмотрено ст.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В такой реестр вносятся записи в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и необходимые сведения (ч.2 ст.8 Федерального закона), в течение 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки. Порядок ведения реестров, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 358.
Постановлением администрации <данные изъяты> сельского поселения от 13.04.2011 № 20 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства в <данные изъяты> сельском поселении на 2011-2012 гг.», которой предусмотрены информационные консультационные и другие виды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.
Прокурор в иске указал, что вопреки вышеназванным требованиям закона реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки администрацией <данные изъяты> сельского поселения не ведется, чем нарушается право неопределенного круга лиц на получение информации (ч.5 ст.8 Федерального закона № 208-ФЗ).
Таким образом, обращение прокурора в суд с иском направлено не на понуждение органа местного самоуправления к принятию нормативного правового акта, а на совершение им определенных действий в целях реализации норм федерального законодательства, устранение нарушений прав неопределенного круга лиц.
Реестр субъектов малого предпринимательства - получателей поддержки от органа местного самоуправления не является нормативным правовым актом, не отвечает его признакам (нормативный правовой акта издается в установленном порядке управомоченным органом; устанавливает, изменяет, отменяет правовые нормы, изменяет объем прав, обязанностей и ответственности субъектов; рассчитан на многократное применение и длительное действие).
При таком положении у судьи отсутствовали правовые основания для отказа прокурору в принятии вышеуказанного искового заявления. В связи с изложенным определение судьи от 01.10.2012 подлежит отмене как постановленное с нарушением процессуального законодательства, исковое заявление прокурора - направлению в тот же суд для рассмотрения.
Руководствуясь ст.334 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 01 октября 2012 года отменить, исковое заявление Кирово-Чепецкого городского прокурора направить в тот же суд для рассмотрения со стадии подачи искового заявления.
Председательствующий Судьи