ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3690/20 от 17.08.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3690/2020 (2-628/2020)

УИД72RS0021-01-2019-004228-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе

председательствующего

Журавлёвой Г.М.,

судей

Плосковой И.В., Смоляковой Е.В.,

при секретаре

Магдич И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 20 мая 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ш.А.А., Ш.О.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14 мая 2018 года за № 180514005/15-1 в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <.......>, по адресу: <.......>.

Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить Ш.А.А., Ш.О.В. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <.......>, по адресу: <.......>.

В остальной части требований отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., возражения представителя истцов Д.Я.В., просившей оставить решение без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ш.А.А., Ш.О.В. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа от 14 мая 2018 года <.......> о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, о возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок и заключить договор аренды сроком на 20 лет.

Исковые требования мотивированы тем, что 23 августа 2011 года постановлением Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области по заявлению истцов утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений по адресу: <.......> ориентировочной площадью 1 000 кв.м. В соответствии с указанным постановлением на истцов возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, предоставить кадастровый паспорт земельного участка в Администрацию муниципального образования. Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области письмом от 12 октября 2012 года № 586а подтвердила предоставление истцам земельного участка, расположенного по адресу: <.......>, и 23 сентября 2014 года указала о необходимости выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка и постановке его на кадастровый учет. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 22 марта 2018 года с присвоением кадастрового номера <.......>. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений. Истцы 16 апреля 2018 года обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. Ответчиком 14 мая 2018 года отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации, в силу статей 5, 14 закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент имущественных отношений Тюменской области не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности третьих лиц. Данный отказ истцы считают незаконным и необоснованным, так как по сведениям ЕГРН земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, сведения о зарегистрированных правах и обременениях на участок отсутствуют.

Определением суда от 05 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО (далее – МТУ Росимущества по Тюменской области).

Определением суда от 02 марта 2020 года по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением суда от 23 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление Росреестра по Тюменской области).

Истцы Ш.А.А., Ш.О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Представитель истцов Ш.А.А., Ш.О.В.Д.Я.В., действующая на основании доверенности серии 72 АА № 1622197 от 07 сентября 2019 года (л.д. 18), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области – Г.Ю.В., действующая на основании доверенности № 229/08-3-Д от 06 ноября 2019 года (л.д. 46), в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 32-34), подписанный директором Департамента имущественных отношений Тюменской области К.А.В.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента лесного комплекса Тюменской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, МТУ Росимущества по Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Росреестра по Тюменской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В., в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что согласно ответу Департамента лесного комплекса Тюменской области на запрос в рамках межведомственного электронного взаимодействия от <.......> испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда. В соответствии с картой-схемой местоположения и границ лесных участков, совмещенных с границами испрашиваемого земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в границах эксплуатационных лесов <.......>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности на лесной участок категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 59 360 га, в том числе по адресу: Чикчинское СП (квартал №№133-137) зарегистрировано в ЕГРН 01 ноября 2018 года за Российской Федерацией.

Считает, что Департамент имущественных отношений Тюменской области не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером <.......> ввиду его принадлежности к федеральной собственности.

Не согласен со ссылкой суда на часть 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На территории Тюменской области постановлением Тюменской областной Думы от 14 декабря 2017 года № 937 «О лесопарковом зеленом поясе вокруг г. Тюмени» создан лесопарковый пояс вокруг г. Тюмени. Судом не был исследован вопрос вхождения спорного земельного участка в границы указанного лесопаркового зеленого пояса. Земельный участок с кадастровым номером <.......> имеет наложение на земли лесного фонда, при этом в границах лесопаркового зеленого пояса не расположен, поскольку материалами дела данное обстоятельство не подтверждается. Кроме того, права на спорный земельный участок либо объекты недвижимости, расположенные на нем, у истцов не возникали.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов Д.Я.В., просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истцов Ш.А.А., Ш.О.В., представителя ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, представителей третьих лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, МТУ Росимущества по Тюменской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Росреестра по Тюменской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав представителя истцов, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от 13 августа 2011 года N 255 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в <.......>» по заявлению Ш.А.А. и Ш.О.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17 мая 2011 года для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в <.......> ориентировочной площадью 1 000 кв.м. На истцов возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет, предоставить кадастровый паспорт земельного участка в Администрацию муниципального образования (л.д. 15).

Сформированный земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений расположенный по адресу: <.......>, поставлен на кадастровый учет 22 марта 2018 года, ему присвоен кадастровый номер <.......>, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством и сведения о них внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 13-14).

Согласно сообщению Администрации Тюменского муниципального района от 15 октября 2012 года № 586а, земельно-градостроительной комиссией Тюменского муниципального района 10 июня 2011 года принято решение о возможном использовании земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв.м для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, расположенного по адресу: <.......>, и предоставления его в аренду на 3 года Ш.А.А. и Ш.О.В. в порядке опубликования сообщения в СМИ и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 17).

17 апреля 2018 года истцы обратились в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении в аренду для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>. В ответ на обращение истцов ответчиком 14 мая 2018 года направлен отказ в предоставлении земельного участка в аренду на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации. В силу статей 5, 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 «О порядке распределения и управления государственными землями Тюменской области» Департамент имущественных отношений не вправе распоряжаться земельными участками, принадлежащими на праве собственности третьим лицам. В связи с чем у ответчика отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 12).

В соответствии с картой-схемой местоположения и границ лесных участков, совмещенных с границами испрашиваемого земельного участка, земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: <.......>, расположен в границах эксплуатационных лесов <.......> (л.д. 101).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права право собственности на лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 59 360 га, в том числе по адресу: Чикчинское СП (квартал №№ 133-137) зарегистрировано в ЕГРН 01 ноября 2018 года за Российской Федерацией (л.д. 109).

В соответствии с актом полевого контроля от 25 февраля 2020 года, подготовленного ООО «Терра плюс» наложений границ земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, на границы иных земельных участков ни по фактическим границам, ни по сведениям ЕГРН не выявлено (л.д. 49-50).

Из заключения кадастрового инженера А.Л.Н. при подготовке межевого плана земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>, следует, что фактическое расположение участка соответствует схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17 мая 2011 года, утвержденной постановлением Администрации Чикчинского муниципального образования N 255 от 23.08.2011 земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, согласно правилам землепользования и застройки Чикчинского муниципального образования разрешенное использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 59).

Частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 43, частью 1 статьи 21, частью 15 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 4, 6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», суд исходил из того, что кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <.......> осуществлен, границы земельного участка установлены, сведений о пересечении границ земельного участка с землями иных категории в ЕГРН не содержится.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о заключении договора аренды земельного участка сроком на 20 лет, руководствуясь пунктом 15 части 2 статьи 36.6, частью 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 421, частью 1 статьи 606, частью 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходил из того, что условия о сроке аренды земельного участка являются индивидуальными условиями договора и согласовываются сторонами при его заключении, разногласия сторон при заключении договора разрешаются в установленном законом порядке.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, признает их законными и обоснованными, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент имущественных отношений Тюменской области не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером <.......>, поскольку он относится к федеральной собственности, судебная коллегия признает несостоятельными.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из указанных положений закона следует, что проведенный в установленном порядке государственный кадастровый учет и наличие сведений о характеристиках земельного участка в ЕГРН подтверждает наличие права на земельный участок с такими индивидуальными характеристиками, которые соответствуют указанным сведениям, до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке эти сведения не оспорены и в Единый государственный реестр недвижимости не внесены соответствующие изменения.

Земельный участок с кадастровым номером <.......> сформирован как объект права с характеристиками и местоположением, которые 22 марта 2018 года внесены в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <.......> имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно частям 15, 16 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда.

Таким образом, действующим законодательством в отношении принадлежности земельного участка к определенной категории установлен приоритет сведений ЕГРН перед сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре.

Поскольку по сведениям ЕГРН земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, оснований для признания доводов апелляционной жалобы о том, что земельный участок расположен на землях лесного фонда, не установлено.

Поскольку сведения ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......>, имеющего категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, границы, установленные на основании межевого плана, не оспорены и недействительными не признаны, каких-либо оснований для признания обоснованными доводов апелляционной жалобы о принадлежности земельного участка к иной категории земель, чем «земли населенных пунктов», сведения о которой содержатся в ЕГРН, следовательно, об отсутствии права Департамента имущественных отношений Тюменской области на заключение договора аренды земельного участка судебная коллегия не находит.

В связи с внесенными Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» изменениями, вступившим в силу с 11 августа 2017 г., установившими указанный приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Иных оснований для отказа в заключении договора аренды отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области не содержит.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, касаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, были предметом подробного изучения суда первой инстанции, и фактически направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выводов суда первой инстанции.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора К.А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: