Судья Милицин А.В. Дело № 33-3691 (№)
25RS0№-70
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.04.2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Шульга С.В.
судей Коржевой М.В., Храмцовой Л.П.
при секретаре Быковой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС ФИО2№ по <адрес> о взыскании недоначисленных сумм отпускных выплат, компенсации четырехмесячной заработной платы при увольнении, излишне уплаченный НДФЛ, моральный вред и денежной компенсации за несвоевременные выплаты, по апелляционной жалобе ФИО2№ по <адрес> на решение Арсеньевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в пользу ФИО1 сумма четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 76 094, 44 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 15 582, 48 рублей, всего 91676, 92 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в должности ......ФИО2№ по <адрес>, которая в настоящее время после реорганизации преобразована в ФИО3№ по ПК. Приказом Межрайонной ИФНС ФИО2№ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут и она уволена с ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей выплатили компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, однако суммы были исчислены от заработной платы без учета сумм материального стимулирования за 12 месяцев, предшествовавших дате увольнения, что привело к уменьшению выплат. С учетом изменения исковых требований, просила взыскать с ответчика: недоплаченную при увольнении компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 76094,44 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск 15 582, 48 рублей, излишне удержанный НДФЛ в сумме 2 877 рублей, моральный вред 5 000 рублей и денежную компенсацию за несвоевременную выплату, предусмотренную ст. 236 ТК РФ в размере 10 843, 57 рублей.
Истец уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № по <адрес>ФИО8 против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении иска.
Судом поставлено указанное выше решение, с которым ФИО2№ по <адрес> не согласилось, подав апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились. ФИО2№ по <адрес> и ФИО1 просили рассмотреть дело в отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167, ч 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 названного Федерального закона).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 названного Федерального закона
В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.2 и ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем 1 п.8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 п.8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п.2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п.2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч.2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.2 и 3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно п.2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п.1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Между тем, в п.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст.50 и ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и п.8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 зачислена в налоговую инспекцию на должность ...ФИО2№ по <адрес> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещения должности государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № ФЗ – в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
При увольнении ФИО1 были выплачены: сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в сумме 88532, 04 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск за 24 дня в сумме 17250, 72 рубля.
Согласно представленным расчетам и пояснениям представителя ответчика при исчислении указанных выплат, а также при расчете отпускных выплат, начисленных ФИО1 не учитывались суммы материального стимулирования.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания неуплаченной при увольнении компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 76 094,44 рублей и компенсации за неиспользованный отпуск 15 582, 48 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п.4 ч.1 ст.14, ч.1,2,5,10 ст.50, ч.1,2,5,6 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», разъяснениями, изложенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, пришел к выводу о том, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование относится к категории иных дополнительных выплат и подлежит учету при определении сумм отпускных и компенсации при увольнении, в связи с чем обоснованно взыскал с ответчика компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 76 094,44 рублей и компенсацию за неиспользованный отпуск 15582, 48 рублей.
При удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ФИО1 выплачивались суммы материального стимулирования, то они должны учитываться и при расчете среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, в силу следующего.
С учетом вышеуказанных норм и обстоятельств по делу, сумма компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (24 календарных дня) у ФИО1 должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка за особые условия госслужбы) - 9780 руб.; выплаты, учитываемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм - премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7 354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,58 руб., материальное стимулирование 17 522,69 руб., итого 25 235,08 руб.; прочие выплаты; районный коэффициент 2027,52 руб., надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока 3041,27 руб. Итого 32833,20 руб. из расчета денежного содержания 40083,87 рублей (9780+25235,08+5068,79)/29,3*24., таким образом, невыплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составляет 15 582,48 руб. (32833,20 руб.- 17250,72 руб.).
Сумма четырехмесячной компенсации при увольнении должна составлять: денежное содержание, учитываемое в полном объеме (оклад, оклад за классный чин, ежемесячную надбавку за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячное денежное поощрение, ежемесячную надбавку за особые условия госслужбы) - 9780 руб.; премии за выполнение особо важных и сложных заданий 7354,81 руб. и материальной помощи к отпуску 357,88 руб., материальное стимулирование 17 522,69 руб., единовременную выплату к отпуску в сумме 715,17 руб., итого 25 950,25 руб.; прочие выплаты районный коэффициент 2170,55 руб., надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока 3255,82 руб.: итого 5426,37 руб. Начисление компенсации должно составить 164 626,48 руб. (9780+25950,25+5426,37)*4. ФИО1 выплачена сумма компенсации в размере 88 532,04 руб., следовательно, невыплаченная сумма четырехмесячной компенсации при увольнении составляет 76 094,44 руб. (164626,48 руб.- 88532,04 руб.).
Представленные истцом расчеты судебная коллегия находит верными, поскольку иного расчета по данным суммам ответчиком не представлено и расчёты, представленные истцом, ответчиком призны арифметически верными.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их основанными на действующих правовых нормах, оснований к иной оценке не усматривает. Нормы материального права судом применены верно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата материального стимулирования не входит в состав денежного содержания отклоняется судебной коллегией, поскольку они противоречат нормам, Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ, Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а также Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Указание апеллянта на то, что разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации, не носят обязательный характер, судебная коллегия также отклоняет.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно п.2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции обоснованно учел содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ разъяснения.
Разрешая исковые требования в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 10843,57 руб. и в части требований о взыскании излишне удержанной НДФЛ в сумме 2877 рублей, суд первой инстанции отказал, поскольку в соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ отсутствуют основания для взыскания и ссылка на письмо Минфина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, не является нормативно-правовым актом, а носит информативно-разъяснительный характер.
В указанной части решение суда не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2№ по <адрес> без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи