<данные изъяты>
<данные изъяты> Дело №33-3693/2016 11 июля 2016 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Верещагина Г.С.,
судей Гудушина Н.Б., Рудь Т.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 11 июля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 7 апреля 2016 года, которым постановлено:
«исковое заявление К.А.Н. в интересах несовершеннолетней К. к администрации муниципального образования «Город Новодвинск» о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Новодвинск» обеспечить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Новодвинска Архангельской области».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К.А.Н. обратилась в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней К. о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ). Просила обязать администрацию МО «Город Новодвинск» обеспечить К. местом в ДОУ на территории города Новодвинска.
В обоснование заявленных требований указала, что ребенок был поставлен на учет для определения в ДОУ, но до настоящего времени место в детском саду не предоставлено.
К.А.Н. в судебном заседании иск поддержала.
Администрация МО «Город Новодвинск» в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно представленному отзыву, иск не признала.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Город Новодвинск». В апелляционной жалобе представитель Царева М.В. просит решение суда отменить.
С учетом п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полагает, что к участию в деле в качестве ответчика должно быть привлечено также министерство образования и науки Архангельской области.
В МО «Город Новодвинск» в детских дошкольных учреждениях количество групп требуемой возрастной категории явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся; переполненность групп детьми приведет к нарушению санитарных норм и условий образовательного процесса, к нарушению условий лицензии, и, как следствие, применение установленных законом санкций к ДОУ, вплоть до приостановления деятельности.
Указывает на то, что место в дошкольном образовательном учреждении будет предоставлено ребенку истца в порядке очередности, поскольку внеочередное предоставление ему места в детском саду будет противоречить действующему федеральному законодательству и нормативно-правовым актам, определяющим порядок приема детей в образовательные учреждения, а также нарушать права несовершеннолетних детей, родители которых обратились с заявлениями ранее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что К.А.Н. является матерью несовершеннолетней К.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К.А.Н. и ее дочь зарегистрированы и проживают в <адрес>.
9 апреля 2015 года отец ребенка К.С.Н. обратился в комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений администрации МО «Город Новодвинск» с заявлением о предоставлении дочери места в детском саду. Данное заявление было принято. Однако до настоящего времени ребенок местом в ДОУ не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетней К. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО «Город Новодвинск» обязанности по предоставлению ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Новодвинска.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании».
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.
На основании Устава МО «Город Новодвинск» администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Согласно п. 8 Положения об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования на территории МО «Город Новодвинск», утвержденного постановлением Главы МО Город Новодвинск» от 11.02.2015 №187-па постановка детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования на учет осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребенка.
Предоставление муниципальной услуги в связи с обращениями родителей (законных представителей) о принятии детей на учет осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по принятию на учет детей для зачисления в муниципальные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, утвержденным постановлением администрации МО «Город Новодвинск» от 14.02.2012 №87-па (п. 10).
Согласно п. 11 Положения, список детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных организациях с 1 сентября текущего календарного года, формируется не позднее 1 августа текущего календарного года. После установленной даты в список детей, нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных организациях с 1 сентября текущего календарного года, могут быть дополнительно включены только дети, имеющие право первоочередного (внеочередного) приема в дошкольные образовательные организации. После установленной даты в список детей могут быть также внесены изменения, касающиеся переноса даты поступления в дошкольную образовательную организацию на последующие периоды и изменения данных ребенка.
Дети, родители (законные представители) которых обратились с заявлениями о принятии детей на учет менее чем за месяц до начала учебного года, включаются в список детей, которым места в дошкольных образовательных организациях необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года (п. 12).
Таким образом, при достижении несовершеннолетними возраста двух месяцев, указанного в ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Как следует из материалов дела, К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении.
Между тем, администрацией МО «Город Новодвинск» обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, в связи с чем, нарушено конституционное право на бесплатное дошкольное образование.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию МО «Город Новодвинск» обеспечить дочь истца местом в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Новодвинска.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 7 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Новодвинск» – без удовлетворения.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 |
Т.Н. Рудь |