ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3699/15 от 29.04.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Качусова О.В.              Дело № 33-3699/15

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 29 апреля 2015 года г.Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего     Мжельской Г.А.

 судей                 Блинова В.А., Белодеденко И.Г.

 при секретаре Быхуне Д.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

 на решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года по делу по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

 Заслушав доклад судьи Блинова В.А., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 ФИО1 обратился в суд к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центррегионжилье», Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России с иском о признании за ней права собственности на жилое помещение – <адрес> в порядке приватизации.

 В обоснование заявленных требований истица указала, что она занимает вышеуказанную квартиру на основании ордера от ДД.ММ.ГГ № ***, выданного войсковой частью 12436. Данное жилое помещение находится в военном городке, который до издания распоряжения Правительства РФ от 11.10.2011 считался закрытым. В приватизации жилых помещений истица ранее не участвовала. Поскольку спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду, препятствий к её приватизации на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не имеется. Между тем, при обращении в ФГКУ «Центррегионжилье» и ФГКУ «Сибирское ТУИО», истцу поступил ответ, из которого следует, что признание права собственности на жилое помещение возможно в судебном порядке.

 В связи с изложенным истцом заявлены вышеуказанные требования.

 Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.

 Признано право собственности ФИО1 в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>.

 В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ «Сибирское ТУИО» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного на время исполнения трудовых обязанностей. Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.03.2000 военный городок г.Алейска был включен в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. В соответствии с инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утв. Приказом Минобороны России 15.02.2000 в закрытых городках военнослужащим и членам их семей предоставляются служебные жилые помещения на время службы. Исключение военного городка из числа закрытых не влечет снятие с жилых помещений статуса служебных. Весь ведомственный жилищный фонд Минобороны России формируется исключительно за счет федерального бюджета и является составной частью федерального жилищного фонда, то есть предназначен для обеспечения выполнения задач общефедерального значения. Большинство ведомственных жилых помещений предназначены именно для временного проживания военнослужащих на время их военной службы.

 ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан в порядке приватизации. Жилищный фонд Вооруженных Сил РФ является собственностью Российской Федерации. Минобороны России является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственным министерству организаций, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника указанного имущества. Однако полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений Министерству обороны РФ не делегировано, соответственно, такое полномочие не могло быть делегировано подведомственному учреждению – ФГКУ «Сибирское ТУИО».

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, указывая, что спорное жилое помещение не было отнесено в установленном порядке к специализированному жилищному фонду, а значит предоставлено на условиях социального найма.

 В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2 возражал против отмены решения суда, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу.

 Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

 На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.

 Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

 В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

 В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

 Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

 Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).

 Судом установлено, что жилое помещение по <адрес> предоставлено ФИО3 (после регистрации брака – Петровой) на состав семьи из трех человек, включая дочерей Ольгу ДД.ММ.ГГ года рождения, и Наталью ДД.ММ.ГГ года рождения, на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа.

 Сведения о предоставлении жилого помещения в качестве служебного в ордере не указаны, отсутствуют такие сведения и в материалах дела.

 Согласно выписке из поквартирной карточки, предоставленной РЭУ *** «Барнаульский» ОАО «Славянка», с ДД.ММ.ГГ ФИО1 и её дочери были зарегистрированы в вышеуказанном жилом помещении; дочери ФИО4 и ФИО5 сняты с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно.

 Как следует из текста искового заявления, ФИО1 обратилась в ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения. Из ФГКУ «Сибирское ТУИО» до настоящего времени не поступил.

 Согласно ответу ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГ в настоящее время в минобороны России рассматривается вопрос о возможности передачи квартиры в собственность граждан в порядке приватизации. Признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

 Постановлением администрации г.Алейска № 154 от 22.02.2005 жилое помещение по <адрес> было включено в число служебных.

 Постановлением администрации г.Алейска № 274 от 24.03.2005 постановление № 154 от 22.02.2005 отменено, поскольку указанное жилое помещение не свободно и включению в число служебных не подлежит.

 Как следует из отзыва ФГКУ «Центррегионжилье» 2 отдел г.Новосибирск на исковое заявление, жилое помещение по <адрес> к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. В спорную квартиру ФИО1 вселилась законно, постоянно в ней проживает, другого жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет.

 Согласно базе данных Департамента жилищного обеспечения Минобороны России государственный жилищный сертификат ФИО1 не выдавался.

 Удовлетворяя исковые требования о признании права собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истец ранее не принимал участие в приватизации, зарегистрирован в спорной квартире, жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, статус военного городка с г.Алейска снят.

 Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

 Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного в связи с трудовой деятельностью, являются несостоятельными.

 В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983), действовавшего на момент предоставления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

 Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения уполномоченного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит данное помещение. Таким образом, предоставление гражданину на время трудовых обязанностей жилого помещения в качестве служебного возможно только после закрепления за ним соответствующего статуса.

 Как следует из материалов дела, решение о присвоении спорному жилому помещению статуса «служебное» уполномоченным органом не принималось.

 Ссылки в апелляционной жалобе на распоряжение Правительства РФ № 752-р от 01.03.2000 о включении военного городка г.Алейска в перечень служебного жилищного фонда, а также на Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ от 15.02.2000 являются несостоятельными, поскольку указанные акты были приняты после предоставления спорного жилого помещения истцу.

 Доводы жалобы о том, что ФГКУ «Сибирское ТУИМ» Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделено полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, не влияют на законность решения.

 Как следует из материалов дела в связи с реорганизацией Алейской КЭЧ жилом дом по <адрес> передан в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений».

 Согласно выписке из лицевого счета, выданной РЭУ *** «Барнаульский» от ДД.ММ.ГГ помещение по <адрес> принадлежит департаменту имущественных отношений Минобороны России.

 В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

 Таким образом, Минобороны Росси является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ, который может осуществлять свои полномочия через свои органы управления и специализированные организации.

 Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти.

 В данном случае Министерство обороны Российской Федерации, являясь органом, осуществляющим управление федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, привлечено к участию в деле в качестве ответчика. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе при его приватизации.

 Таким образом, круг ответчиков определен истцом и включает в себя Министерство финансов РФ как орган власти, осуществляющий управление федеральным имуществом, так и его специализированные организации, наделенные полномочиями по решению отдельных вопросов в сфере жилищного обеспечения.

 Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

     Решение Алейского городского суда Алтайского края от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи