ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г. Махачкала
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 декабря 2014 г. по делу N 33-3719/2014г.
Ф/судья Джунайдиев Г.Г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А., судей Магомедова М.А. и Ашурова А.И., при секретаре Кулунчакове А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Счетной палаты Республики Дагестан на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 25 августа 2014 года, которым постановлено: признать незаконным постановление Коллегии Счетной палаты РД от 30 июля 2014 года № 52 и распоряжение Счетной палаты РД от 01 августа 2014 года № 119 о проведении плановых контрольных мероприятий MP «Дербентский район».
Признать незаконным требование Счетной палаты РД о предоставлении документов и материалов, на основании которых в 2007-2013 годах были представлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и иные цели.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО5, представителя истца ФИО6, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представителей ответчика – Счетной палаты РД ФИО7 и ФИО8, просивших решение суда отменить и в удовлетворении заявления отказать, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
глава администрации МР «Дербентский район» ФИО9
обратился в суд с заявлением о признании незаконными постановления коллегии Счетной Палаты РД от 30.07.2014 № 52, распоряжения Счетной палаты РД от 01.08.2014 № 119 о проведении плановых контрольных мероприятий в MР «Дербентский район» и требования Счетной палаты РД о предоставлении документов и материалов, на основании которых в 2007-2013 годах были представлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и иные цели. В обоснование заявления указал, что 30 июля 2014 года администрация МР «Дербентский район» Республики Дагестан получила уведомление Аудитора Счетной палаты РД ФИО10 № 05-969 от 30.07.2014 о назначении проверки в МО «Дербентский район».
Проведение проверки организации бюджетного процесса, законности и результативности использования бюджетных и внебюджетных средств при исполнении бюджета МО «Дербентский район» за 2013 год было запланировано на 4 квартал 2014 года. Указанную проверку должна была проводить Служба государственного финансового контроля РД.
Служба государственного финансового контроля РД отказалось от проведения проверки со ссылкой на загруженность. Счетной Палатой РД была созвана Коллегия и вынесено постановление от 30.07.2014 № 52 о внесении изменений в план проведения контрольных мероприятий, включив в него проверку МР «Дербентский район».
О данном постановлении заявитель узнал лишь 08 августа 2014 года.
08 августа 2014 года прибывшей рабочей группе Счетной палаты РД были предоставлены помещения для размещения полного перечня документов и материалов, изложенных в приложении к уведомлению. Претензий со стороны рабочей группы не было.
В 11 часов 35 минут 08 августа 2014 года сотрудниками УЭБ и ПК МВД по РД работникам общего отдела администрации МО «Дербентский район» было вручено письмо аудитора Счетной палаты РД ФИО10, адресованное на имя главы МР «Дербентский район» от 08.08.2014 б/н, в котором было указано требование о представлении до 13 часов 08.08.2014 (в тот же день и в неразумный срок) документов и материалов, на основании которых в 2007-2013 годах были представлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и иные цели, хотя в перечне приложения уведомления № 05-969 от 30.07.2014 указанные документы не значились.
Считает, что постановление Коллегии Счетной палаты РД от 30.07.2014 № 52, распоряжение Счетной палаты РД от 01.08.2014 № 119 незаконными, т.к. в соответствии с Регламентом Счетной палаты РД, проверка МР «Дербентский район» должна была быть произведена в 2015 году.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Счетная палата РД подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении требований ФИО9
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования ФИО9, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что коллегия Счетной палата РД незаконно включила в план работы проверку МР «Дербентский район»; проверку провела с превышением полномочий Счетной палаты РД, предусмотренных ст. 8 Закона РД «О Счетной палате РД»; нарушен установленный Регламентом Счетной палаты РД порядок проведения проверки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Счетная палата Республики Дагестан является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Народным Собранием РД и ему подотчетным. Порядок образования Счетной палаты РД, ее статус, основные задачи, порядок деятельности, полномочия и гарантии ее сотрудников, установлены нормами Конституции РД и Закона Республики Дагестан от 15.11.2011 N 72 (ред. от 08.05.2014) "О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований" (принят Народным Собранием РД 01.11.2011)
Проанализировав положения статей названного Закона судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьями 1 и 8 Закона Республики Дагестан от 15.11.2011 N 72 (ред. от 08.05.2014) к основным задачам и контрольным полномочиям Счетной палаты РД относятся: контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Республики Дагестан (далее - территориальный государственный внебюджетный фонд); организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных федеральным законодательством; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Дагестан, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Республике Дагестан;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и имущества, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан; Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов Республики Дагестан, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Республики Дагестан, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Дагестан;
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Согласно ст. ст. 9, 10 Закона РД № 72 государственный контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в форме внешнего и оперативного контроля.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой.
В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности финансово-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и республиканского бюджета Республики Дагестан.
При проведении контрольного мероприятия Счетной палатой составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) Счетной палатой составляется отчет. Формы и требования к составлению акта проверки и отчета о результатах контрольного мероприятия определяются Регламентом Счетной палаты.
Статьей 17 Закона РД № 72 предусмотрено, что требования и запросы должностных лиц Счетной палаты, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Дагестан, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами Республики Дагестан, органами территориального государственного внебюджетного фонда, органами местного самоуправления, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации).
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц Счетной палаты, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Дагестан.
Согласно ст. 18 Закона РД № 72 должностные лица Счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:
1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;
2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;
3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов Республики Дагестан, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления, организаций;
4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;
6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено федеральным законодательством.
Пунктом 5 приведенной нормы предусмотрено, что руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.
Таким образом, Счетная палата РД вправе осуществлять контроль и проверки расходования финансовых средств, поступивших в бюджеты муниципальных образований из бюджета РД, контроль и проверку соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Дагестан.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в оспариваемом случае основанием для назначения проверки явилось обращение Службы государственного финансового контроля РД о невозможности проведения плановой проверки МР «Дербентский район» на предмет организации бюджетного процесса, законности и результативности использования бюджетных и внебюджетных средств при исполнении бюджета МР «Дербентский район» в связи с загруженностью (л.д. 38).
В связи с обращением была созвана коллегия Счетной палаты РД и вынесено постановление от 30 июля 2014 года № 52 о внесении изменений в план проведения контрольных мероприятий, включив в него проверку МР «Дербентский район» (л.д. 44).
Счетной палатой РД издано распоряжение № 119-р от 01.08.2014 о проведении проверки и формировании состава рабочей группы для её проведения (л.д. 45) и распоряжение № 122-р от 04.08.2014 о проведении проверки МР «Дербентский район» на основании обращения УЭБ и ПК МВД РД (л.д. 46).
Уведомление о проверке направлено в МР «Дербентский район» 30 июля 2014 года (л.д. 48).
Таким образом, проверка проводилась в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом работы контролирующего органа, а также на основании решения контролирующего органа, оформленного правовым актом контролирующего органа.
Довод апелляционной жалобы Счетной палаты РД о законности требования о предоставлении документов для проверки, согласно перечню документов необходимых для проведения плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности, является правомерным.
Вышеуказанное опровергает довод ФИО9 о том, что оспариваемыми действиями нарушены права МР «Дербентский район», дезорганизована работа органов местного самоуправления, поскольку Счетная палата РД при проведении указанной проверки осуществляла свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Вывод суда первой инстанции о том, что ст. 8 Закона РД № 72 не предусматривает право Счетной палаты РД осуществлять контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения земельными участками основан на неправильном толковании норм материального права.
Доходы от управления имуществом, в том числе и земельными участками, являются одним из источником пополнения бюджетов всех уровней, в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД
определила:
апелляционную жалобу председателя Счетной палаты РД ФИО11 удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 25 августа 2014 года отменить и вынести новое решение.
В удовлетворении заявления главы администрации МР «Дербентский район» ФИО9 признании незаконными постановления Коллегии Счетной палаты РД от 30 июля 2014 года № 52, распоряжения Счетной палаты РД от 01 августа 2014 года № 119 о проведении плановых контрольных мероприятий MP «Дербентский район» и требования Счетной палаты РД о предоставлении документов и материалов, на основании которых в 2007-2013 годах были представлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и иные цели, - отказать.
Председательствующий
Судьи