№33-3725/2014 судья Чадов А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Оренбург 01 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Сайтбурхановой Р.Х., судей областного суда Коваленко А.И., Фединой Е.В., при секретаре Михалевой В.М. в открытом судебном заседании по докладу Сайтбурхановой Р.Х. рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 08 апреля 2014 года по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании бездействия и обязании принять меры к устранению нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Губаревой О.А., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях выявлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства в отношении памятников природы регионального значения «Жетыкольская коса» и «Скала «Верблюд».
Ссылаясь на положения Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федерального закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ « об экологической экспертизе», Положение о Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утв. Указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011г., Закон Оренбургской области от 07.12.1999 № 394/82-03 «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области», распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 21.05.1998г. №505-р «О памятниках природы Оренбургской области» просил суд признать незаконным бездействие ответчика в отношении вышеуказанных памятников природы регионального значения в отсутствие: комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы; разработанных и утвержденных Правительством Оренбургской области положений о памятниках природы регионального значения; паспортов и охранных обязательств, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области №772-п от 14 сентября 2012г.; установленных режимов особой охраны, обозначения на местности границ и установленных специальных информационных знаков на указанной территории; осуществления государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения в период с 2011 года по октябрь 2013 года; обязать ответчика в срок до 31 декабря 2015 года в отношении памятников природы регионального значения «Жетыкольская коса» и «Скала «Верблюд»: обеспечить осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, путем включения памятника природы в план проверок МПР Оренбургской области; провести комплексное экологическое обследование и государственную экологическую экспертизу; обеспечить реализацию полномочий по организации ООПТ путем разработки проектов положений и внесения в Правительство Оренбургской области предложений об утверждении указанных положений; обозначить на местности границы и установить специальные информационные знаки.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением суда исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отношении памятников природы регионального значения «Жетыкольская коса» и «Скала «Верблюд», в отсутствие:
комплексного экологического обследования и государственной экологической экспертизы; разработанных и утвержденных Правительством Оренбургской области положений о памятниках природы регионального значения; разработанных в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области №772-п от 14 сентября 2012 года паспорта и охранного обязательства в отношении памятника природы регионального значения «Жетыкольская коса»; установленных режимов особой охраны, обозначения на местности границ и установленных специальных информационных знаков на указанной территории; осуществления государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения в период с 2011 года по октябрь 2013 года. Обязал ответчика в срок до 31 декабря 2015 года в отношении памятников природы регионального значения «Жетыкольская коса» и «Скала «Верблюд»: обеспечить осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, путем включения памятника природы в план проверок МПР Оренбургской области; провести комплексное экологическое обследование и государственную экологическую экспертизу; обеспечить реализацию полномочий по организации ООПТ путем разработки проектов положений и внесения в Правительство Оренбургской области предложений об утверждении указанных положений; обозначить на местности границы и установить специальные информационные знаки.
В остальной части исковых требований отказал.
С решением суда не согласился ответчик Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995г. к категориям особо охраняемых природных территорий относятся, в том числе памятники природы, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 26 вышеуказанного закона).
Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст. 26 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995г.).
Аналогичные положения содержаться в Законе Оренбургской области «Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области», согласно ст. 23 которого Правительство области утверждает границы, определяет режим особой охраны территории памятников природы, областного значения и ответственное лицо, под охрану и в ведение которого передается памятник природы. На каждый памятник природы заводится паспорт и оформляется охранное обязательство установленного образца. Форма паспорта и охранного обязательства для памятников природы областного значения утверждается Правительством области.
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Оренбургской области и осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая участки недр местного значения, в сфере охраны окружающей среды и экологии, а также в сфере управления и распоряжения объектами государственной собственности Оренбургской области, в том числе земельными ресурсами; управление участками недр местного значения; организацию охраны окружающей среды и природных ресурсов; управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области, региональный государственный экологический надзор на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Оренбургской области (Положение о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утв. Указом Губернатора Оренбургской области от 14 марта 2011 г. N 120-ук).
В соответствии с главой 2 Положения о Министерстве основными задачами Министерства являются: проведение единой государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере охраны окружающей среды и экологии, а также в сфере управления и распоряжения областным имуществом, в том числе земельными ресурсами; осуществление государственного управления в области охраны окружающей среды; осуществление регионального государственного экологического надзора в рамках полномочий, установленных настоящим Положением; проведение государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством государственной экологической экспертизе регионального уровня.
Главой 3 Положения о Министерстве установлено, что основными полномочиями Министерства являются: подготовка предложений об организации и упразднении особо охраняемых природных территорий областного значения и обеспечение их реализации; ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) областного значения и выдача справок о наличии/отсутствии ООПТ по запросам; оформление паспорта и выдача охранных обязательств на памятники природы областного значения; ведение Красной книги Оренбургской области.
Судом установлено, что Распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21.05.1998 № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» «Скала «Верблюд», расположенная в 8 км к юго-востоку от центральной усадьбы АО «Восточное» и «Жетыкольская коса», расположенная в 9 км к юго-западу от п.Озерный АО «Озерное» (Светлинский район Оренбургской области) включены в перечень памятников природы регионального значения.
Актом проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в Светлинском районе Оренбургской области от 31.10.2013 года выявлены следующие нарушения: не проведено комплексное экологическое обследование вышеназванных памятников природы регионального значения для подтверждения их статуса с последующим проведением государственной экологической экспертизы; отсутствуют положения о памятниках природы регионального значения; паспорта и охранные обязательства, не обозначены в натуре границы названных выше природы, отсутствуют специальные информационные знаки, режим особой охраны памятников природы не определен, государственный надзор не осуществляется (л.д.8,9).
Основываясь на приведенных нормах законодательства и установленных судом обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, за исключением требования о признании бездействия ответчика, выразившегося в отсутствии разработанных в соответствии с требованиями постановления Правительства Оренбургской области №772-п от 14 сентября 2012 года паспорта и охранного обязательства в отношении памятника природы областного значения «Скала «Верблюд», указав, что вышеназванные обязательства регламентированы действующим законодательством и ответчиком в его нарушение не исполнены.
Вышеуказанные бездействия ответчика нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о состоянии особо охраняемых природных территорий регионального значения, об особенностях и условиях нахождения, пользования землей и водным объектом на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Довод апелляционной жалобы ответчика о несоответствии решения суда в части возложения на ответчика обязанности обеспечить осуществление государственного надзора путем включения памятника природы в действующий план проверок Министерства памятников природы регионального значения пункту 7 постановления Правительства РФ от 30.06.2010 года № 489 и его неисполнимости, является необоснованным, поскольку суд первой инстанции не указывал на необходимость включения памятника природы в действующий план проверок Министерства, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает вышеназванных несоответствий.
С доводом апелляционной жалобы о том, что государственная экологическая экспертиза проводится только в отношении намечаемой деятельности и, соответственно, не должна проводиться в отношении памятника природы, уже имеющего правовой статус особо охраняемых природных территорий, согласиться нельзя.
Так, согласно ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Учитывая, что при утверждении вышеуказанных объектов памятниками природы законом предусмотрено проведение экологической экспертизы, которая до настоящего времени не проведена, оснований для освобождения ответчика от ее проведения у суда не имелось.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводом апелляционной жалобы ответчика о том, что Закон Оренбургской области от 07.12.1999 года № 394/82-ОЗ, предусматривающий, что положение об организуемой особо охраняемой природной территории областного значения, разработанное на основе материалов, обосновывающих ее создание и режим, утв. Правительством Оренбургской области, должно применяться только в части не противоречащей федеральному законодательству, не содержащему требование о наличие положений о памятниках природы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 17 Закона Оренбургской области "Об особо охраняемых природных территориях Оренбургской области" не отменена, федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для ее неприменения.
Также необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что судом неверно применены нормы Земельного кодекса, предусматривающие обязанность собственников и иных правообладателей установить специальные информационные знаки, а не ответчика, поскольку право собственности Оренбургской области на эти земли не оформлялось и данные земли у правообладателей не изымались.
Установленная решением суда обязанность ответчика обозначить границы и установить специальные информационные знаки, основана на нормах ст.ст. 23,26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Указанная обязанность согласно положениям ст.ст. 42,95 ЗК РФ не возложена на собственников земельных участков.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, представленным ответчиком доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Представленный ответчиком отчет Уральского отделения РАН Института экологии растений и животных Оренбургского отдела степного природопользования Лаборатории Ландшафтной экологии и заповедного дела о научно-исследовательской работе не свидетельствует о выполнении ответчиком установленных и законодательно возложенных на него обязательств в отношении вышеназванных памятников природы регионального значения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 08 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: