ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3726/13 от 17.05.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Гущина Е.Н.

Судья-докладчик Амосов С.С.

По делу № 33-3726/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2013 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,

при секретаре Ободоевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя Саянской городской организации Общественной организации – Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, члена городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений со стороны профсоюзов Ливановой О.В. о признании недействующими постановления администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» №110-37-1372-12 от 21 ноября 2012 года «О внесении изменений в примерное Положение об оплате труда работников учреждений, в отношении которых муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» является главным распорядителем бюджетных средств (за исключением работников общеобразовательных учреждений и централизованной бухгалтерии)» и постановления администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» № 110-37-1373-12 от 21 ноября 2012 года «О внесении изменений в примерное Положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «город Саянск»,

по апелляционной жалобе Ливановой О.В.

на решение Саянского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

Администрацией городского округа муниципального образования «город Саянск» 21 ноября 2012 года приняты постановления: №110-37-1372-12 «О внесении изменений в примерное Положение об оплате труда работников учреждений, в отношении которых муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования «город Саянск» является главным распорядителем бюджетных средств (за исключением работников общеобразовательных учреждений и централизованной бухгалтерии)»; №110-37-1373-12 «О внесении изменений в примерное Положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «город Саянск». Муниципальные правовые акты опубликованы 29 ноября 2012 года в официальном издании – газете «Саянские Зори».

Оспаривая нормативные правовые акты органа местного самоуправления, заявитель указал, что они приняты с нарушением установленного порядка. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений в городе Саянске создана трехсторонняя комиссия. Координационный совет профсоюзов является одной из трех сторон социального партнерства. 23 октября 2012 года в координационный совет поступило обращение городской администрации с целью получения мотивированного мнения на два проекта муниципальных правовых актов.

Координационным советом мэру городского округа направлено отрицательное мнение, основанное на том, что предусмотренные проектами нормы об установлении систем оплаты труда с учетом мнения профсоюзного органа ограничивают права работников по сравнению с положением, предусмотренным региональным соглашением по учреждениям образования Иркутской области на 2011 – 2014 годы, согласно которому должно быть обеспечено участие выборного органа первичной профсоюзной организации путем согласования, а не путем учета мнения, по вопросам принятия работодателями локальных актов, устанавливающих системы оплаты труда.

При наличии такого отрицательного мнения решение трехсторонней комиссии по проектам муниципальных правовых актов принято не было. Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» упростила процедуру согласования, проигнорировала трехстороннюю комиссию, которая не выработала единое мнение относительно нормативных правовых актов.

Заявитель полагал, что оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты с нарушением статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации, без учета мнения стороны профсоюзов трехсторонней городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Решением Саянского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления приняты с нарушением установленного законом порядка, так как трехстороння городская комиссия по регулированию социально-трудовых отношений не приняла своего решения по проектам этих актов, а от стороны профсоюзов поступило отрицательное мнение. Проекты в окончательной редакции должны рассматриваться администрацией городского округа с обязательным участием других сторон партнерства. При рассмотрении замечаний на заседании комиссии администрации 19 ноября 2012 года не был приглашен представитель координационного совета организаций профсоюзов. Документов, регламентирующих работу такой комиссии, администрацией представлено не было. Порядок принятия нормативных правовых актов нарушен.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения представителя муниципального казенного учреждения «администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» по доверенности Зыковой Ю.А., и возражения старшего помощника прокурора г. Саянска Федоровой Л.М.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Амосова С.С., выслушав объяснения Ливановой О.В. и представителя заявителя Кузнецовой Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей муниципального казенного учреждения «администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» по доверенностям Зыковой Ю.А. и Бескровной О.В., заключение прокурора Дудиной В.П. о согласии с решением суда, изучив материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения Саянского городского суда Иркутской области.

Из материалов дела следует, что в муниципальном образовании «город Саянск» создана городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, утвержден регламент ее работы.

В целях соблюдения требований законодательства к процедуре разработки и обсуждения проектов оспариваемых постановлений, администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» направила указанные проекты в городскую трехстороннюю комиссию председателю координационного совета организаций профсоюзов К.Л.В. и координатору союза работодателей города В.И.В.

После получения и обсуждения проектов оспариваемых нормативно-правовых актов координационным советом, мнение стороны социального партнерства было направлено непосредственно в адрес мэра городского округа муниципального образования, являющегося также координатором комиссии, а не секретарю комиссии.

19 ноября 2012 года на заседании городской комиссии администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» по обсуждению проектов муниципальных нормативных правовых актов, мнения союза работодателей города Саянска и координационного совета организаций профсоюзов г. Саянска были рассмотрены. Принято решение считать необоснованными замечания координационного совета и принять вышеуказанные постановления.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые муниципальные акты приняты с соблюдением установленной процедуры принятия, в пределах полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных статьями 7, 34, 36, 37, 46, 47, 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 35.1, 133, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, уставом муниципального образования. Нормативные правовые акты опубликованы в установленном порядке в официальном издании. Оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, так как эти выводы являются правильными. Доводы апелляционной жалобы отклоняются исходя из следующего.

Частью третьей статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Проанализировав названные положения федерального законодательства, и достоверно установив, что в данном случае, органом местного самоуправления были рассмотрены мнения сторон комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по проектам оспариваемых муниципальных правовых актов, и не допущено ухудшения положения участников социального партнерства в правотворческом процессе, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соблюдении процедуры принятия этих актов.

Суд также правильно указал, что нормы муниципальных правовых актов, предусматривающие установление систем оплаты труда работников учреждений с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а не по согласованию с таким органом, на чем настаивала сторона социального партнерства, соответствуют части четвертой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, прямо закрепляющей такое правило.

В силу положений трудового законодательства локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Региональным отраслевым соглашением по учреждениям образования Иркутской области на 2011 – 2014 годы не вводятся иные процедурные нормы. Указанным соглашением министерство образования Иркутской области приняло на себя дополнительные обязанности, которые не влияют на объем полномочий органа местного самоуправления в этой сфере.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

оставить решение Саянского городского суда Иркутской области от 28 февраля 2013 года по данному делу без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья-председательствующий

С.С. Амосов

Судьи

И.И. Губаревич

И.А. Рудковская