ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3726/2016 от 06.10.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Мельникова Е.В. Дело № 33–3726/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Аврамовой Н.В., Артамоновой С.Я.,

при секретаре Пономаревой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 6 октября 2016 года гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности

по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора города Кургана, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кургана в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети протяженностью 390 м, пролегающей открытым способом от фланцев задвижек со стороны узла ответвления трубопровода, расположенного вблизи дома по <адрес> до наружной поверхности стены здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона города Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию города Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» тепловые сети, пролегающие открытым способом от фланцев задвижек со стороны узла ответвления трубопровода, расположенного вблизи дома по <адрес> до наружной поверхности стены здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона города Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви, расположенного по адресу: <адрес>, общей протяженностью 390 м.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Администрации города Кургана по доверенности Ярушиной Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Поляковской И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор города Кургана обратился в суд с иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее Управление Росреестра по Курганской области) с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети протяженностью 390 м, пролегающей открытым способом от фланцев задвижек со стороны узла ответвления трубопровода, расположенного вблизи дома по <адрес>, до наружной поверхности стены здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и Целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви (Приход), расположенного по адресу: <адрес>, а также передать для эксплуатации по передаточному акту публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» (ПАО «Курганская генерирующая компания») бесхозяйные тепловые сети, пролегающие открытым способом от фланцев задвижек со стороны узла ответвления трубопровода, расположенного вблизи дома по <адрес>, до наружной поверхности стены здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви, расположенного по адресу: <адрес>, общей протяженностью 390 м.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой города Кургана в ходе проверки исполнения законодательства о теплоснабжении выявлены нарушения законодательства, допущенные ответчиком. Установлено, что Администрацией города Кургана не организовано надлежащее теплоснабжение здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви (Приход), расположенного по адресу: <адрес>. Теплоснабжение Прихода осуществляется по тепловым сетям, общей протяженностью 195 м, по трубам, из которых диаметром 57 мм – 125 м, диаметром 76 мм – 70 м, проходящим надземным способом в две нитки от котельной ПАО «Курганская генерирующая компания», до наружной поверхности стены Прихода по <адрес> в <адрес>. Между тем, собственник указанной сети общей протяженностью 390 м, пролегающей от фланцев задвижек со стороны узла ответвления трубопровода, расположенного вблизи дома по <адрес>, до наружной поверхности стены Прихода по <адрес> в <адрес> отсутствует. В связи с отсутствием собственника указанные трубопроводы теплоснабжения не обслуживаются и не ремонтируются. Спорная тепловая сеть является продолжением и технически связана воедино с тепловой сетью, находящейся в собственности ПАО «Курганская генерирующая компания», с помощью которой осуществляется теплоснабжение Прихода. Вместе с тем, Администрации города Кургана мер по передаче сети теплосетевой организации либо единой теплоснабжающей организации, которая осуществляла бы содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сети, не принято. Постановлением Администрации города Кургана от <...> ПАО «Курганская генерирующая компания» определена единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана. Неисполнение требований федерального законодательства может явиться при­чиной возникновения чрезвычайной ситуации на трубо­проводе теплоснабжения. Следствием аварии может быть подтопление горячей водой городской терри­тории, затопление подвала Прихода, где проходят службы, и повлечь причинение вреда здоровью граждан, что требует принятия незамедлительных мер по определению собственника, ко­торый бы обеспечил дальнейшую безопасность трубопроводов. В обоснование права требования прокурор ссылался на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16, 17, 34 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2, 6, 15 Федерального закона от <...> № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...>, пункт 1.7 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...> «О структуре Администрации города Кургана».

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры города Кургана Поспелова М.А. на иске настаивала.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Ярушина Н.С. в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица ПАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности Бутынцева Т.М. в судебном заседании указала, что ПАО «Курганская генерирующая компания» не является собственником спорной сети, разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Курганской области, местного религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом принято изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Кургана просит решение суда отменить, в удовлетворении иска прокурору города Кургана отказать. Ссылаясь на статью 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения Устава муниципального образования города Кургана, не соглашается с выводом суда о том, что именно Администрацией города Кургана должно быть организованно теплоснабжение здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви (Приход), являющейся самостоятельным юридическим лицом и не подпадающей под категорию «население». Полагает, что теплоснабжение Прихода осуществляется в соответствии с договором от <...> о подключении объекта капитального строительства к тепловым сетям и договором от <...> о теплоснабжении, заключенными между Приходом и ПАО «Курганская генерирующая компания», в том числе с использованием спорного участка тепловых сетей. Ссылаясь на пункты 9 и 9.4 приложения к договору о подключении объекта от <...>, считает, что именно Приход осуществлял строительство спорной теплосети и в силу статей 44, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктов 3, 4, 10-12 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства от <...>, именно на нем лежит обязанность обеспечить ввод объекта в эксплуатацию и подключить его к сетям инженерно-технического обеспечения. Ссылается на отсутствие угрозы возникновения аварийной ситуации, поскольку спорные тепловые сети эксплуатируются и обслуживаются Приходом на основании акта разграничения балансовой принадлежности. Отмечает, что спорная сеть пролегает по территории земельного участка, принадлежащего Приходу, в связи с чем считает необоснованным определение границы сети по внешней стене фасада здания по аналогии с многоквартирными домами. Полагает, что требования прокурора не направлены на защиту нарушенных или оспариваемых прав неопределенного круга лиц, их удовлетворение не приведет к восстановлению таких прав, однако повлечет за собой затраты муниципалитета на проведение инвентаризации объектов в соответствии с приказом Минэкономразвития России от <...> «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Ссылается на то, что прокурором не были предъявлены требований к ПАО «Курганская генерирующая компания», и в случае уклонения данного лица от подписания акта приема-передачи бесхозяйной сети решение суда будет неисполнимым.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Ярушина Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Поляковская И.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пункта 4.2. части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

В соответствии с вышеуказанной нормой закона орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 – 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В соответствии со статьей 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...>, пунктом 1.4 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...> «О структуре Администрации города Кургана» к полномочиям Администрация города Кургана отнесены организация теплоснабжения в границах городского округа в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», равно как осуществление деятельности по организации в границах города Кургана электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о теплоснабжении прокурором города Кургана было установлено наличие на территории города Кургана бесхозяйной тепловой сети общей протяженностью 195 м, из которых диаметром 57 мм – 125 м, диаметром 76 мм – 70 м, проходящей надземным способом в две нитки от котельной ПАО «Курганская генерирующая компания» до наружной поверхности стены местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви (Приход) по <адрес> а в <адрес>, что подтверждается информацией Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от <...> об отсутствии сведений о данной тепловой сети в реестре объектов муниципальной собственности (л.д. 8), сообщением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от <...> об отсутствии указанного объекта в реестре государственного имущества Курганской области (л.д. 9), сообщением ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» от <...> (л.д. 10), сведениями Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области от <...> (л.д. 11), сообщением ТУ Росимущества в Курганской области от <...> об отсутствии указанной тепловой трассы в реестре федерального имущества Курганской области (л.д. 13), сведениями Управления Росреестра по Курганской области от <...> об отсутствии сведений о государственной регистрации прав на тепловую сеть (л.д. 27).

Судом установлено, что теплоснабжение здания по адресу: <адрес> осуществляется от котельной , расположенной по адресу: <адрес>, в рамках договора теплоснабжения от <...>, заключенного между ПАО «Курганская генерирующая компания» и местной религиозной организацией православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви (Приход). Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям определена между ПАО «Курганская генерирующая компания» и Приходом по фланцам задвижек, расположенных в районе жилого <адрес> (со стороны узла ответвления) в узле ответвления трубопровода на здание по <адрес>, включая теплопотребляющие установки, на основании согласованной схемы.

Тепловая трасса от котельной подземная в проводимых каналах и воздушная на опорах, протяженностью 2828,34 м, до фланцев задвижек, расположенных в районе жилого <адрес> в <адрес>, принадлежит на праве собственности ПАО «Курганская генерирующая компания» на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного <...>.

При этом, участок тепловой сети от фланцев задвижек, расположенных в районе жилого <адрес> (со стороны узла ответвления) в узле ответвления трубопровода до здания по адресу: <адрес>, и его теплопотребляющих установок, ПАО «Курганская генерирующая компания» на праве собственности или ином законном основании не принадлежит, указанные инженерные сети на обслуживание обществу не передавались.

При этом постановлением Администрации города Кургана от <...> ПАО «Курганская генерирующая компания» определено единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана.

Проанализировав приведенные правовые нормы, регулирующие спорные отношения сторон применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что тепловая сеть, проходящая над землей в две нитки, длиной 195 м, диаметром 57 мм от тепловой подстанции по <адрес> до стены здания местной религиозной организации православный Приход великомученика и целителя Пантелеймона г. Кургана Курганской и Шадринской Епархии Русской Православной церкви по <адрес>, не имеет собственника, является бесхозяйной, в связи с чем на основании статьи 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...>, и пункта 1.4 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от <...> «О структуре Администрации города Кургана», обоснованно возложил на Администрацию города Кургана обязанность обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного, равно как и обязал ответчика передать для эксплуатации по передаточному акту выявленную бесхозяйную тепловую сеть ПАО «Курганская генерирующая компания».

Вопреки доводам апелляционной жалобы ссылки суда в обоснование принятого решения на статью 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положения Устава муниципального образования города Кургана, в подтверждение правомерности иска прокурора, предъявленного к Администрации города Кургана в том числе в защиту прав неопределенного круга жителей городского округа, посещающих здание Прихода, являются обоснованными.

Ссылки апелляционной жалобы Администрации города Кургана на договор от <...> о подключении объекта капитального строительства к тепловым сетям, в том числу на пункты 9 и 9.4 приложения к нему, и договор от <...> о теплоснабжении, заключенные между Приходом и ПАО «Курганская генерирующая компания», являются несостоятельными, поскольку не подтверждают принадлежность спорной тепловой сети именно Приходу. Равным образом не свидетельствует об этом и сам по себе факт использования бесхозяйной тепловой сети, соединяющей тепловую трассу ПАО «Курганская генерирующая компания» и теплопотребляющие установки здания Прихода для обеспечения его теплоснабжением, притом что доказательств наличия собственника у спорной тепловой сети ответчиком в материалы дела не представлено.

Довод Администрации города Кургана о необходимости несения ответчиком затрат на проведение инвентаризации бесхозяйных объектов не может быть принят во внимание как не связанный с предметом и основанием иска прокурора.

Ссылка апелляционной жалобы ответчика на то, что прокурором не были предъявлены требования к ПАО «Курганская генерирующая компания», и в случае уклонения данного лица от подписания акта приема-передачи бесхозяйной тепловой сети решение суда будет неисполнимым, является несостоятельной, поскольку не лишает участников процесса в случае неясности решения суда либо требования, содержащегося в исполнительном документе, на обращение с заявлением об их разъяснении в порядке, предусмотренном статьями 202 и 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Администрации города Кургана, которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, основаны на неверном толковании закона, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе Администрации города Кургана.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Курганского городского суда Курганской области от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.

Судья - председательствующий С.В. Тимофеева

Судьи: Н.В. Аврамова

ФИО1