Судья Рубан В.В.
№ 33-3728-2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск
26 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1,
Судей
Койпиш В.В.,
ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 к администрации муниципального образования Терский район, Министерству труда и социального развития Мурманской области о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки с _ _ апреля 2014 года в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в п.Умба Терского района от 11 сентября 2014 года , которым постановлено:
«ФИО4 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Терский район, Министерству труда и социального развития Мурманской области о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки с _ _ .04.2014 в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг - отказать».
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Терский район о возложении обязанности возобновить меры социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1980 года работает в должности *** Муниципального бюджетного учреждения (далее - МБУ) «Районный методический кабинет». На основании решения мирового судьи судебного участка Терского района от 12 декабря 2007 года ей были предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с приказом заведующей МБУ «Районный методический кабинет» от _ _ декабря 2007 года, и она их получала до _ _ апреля 2014 года. В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 30 декабря 2013 года «О результатах проверки Муниципального образования Терский район» распоряжением администрации Муниципального образования Терский район от 07 апреля 2014 года «Об исключении муниципального бюджетного учреждения Районный методический кабинет из числа учреждений, наделенных функциями, уполномоченного органа по расходованию средств субвенции на осуществление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам, а также пенсионерам из их числа в соответствии с Законом Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», приказом МБУ Районный методический кабинет от _ _ апреля 2014 года «Об отмене предоставления мер социальной поддержки» льготы истцу были отменены с _ _ апреля 2014 года.
Считает указанное решение незаконным, поскольку МБУ Районный методический кабинет является учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, а она, работая в должности *** данного учреждения, относится к категории специалистов образовательных организаций.
С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований просила суд обязать администрацию Муниципального образования Терский район возобновить ей меры социальной поддержки с _ _ апреля 2014 года в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Мурманской области, в качестве третьих лиц - МБУ Районный методический кабинет, МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Терский район».
В судебном заседании истец ФИО4 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика – администрации Муниципального образования Терский район ФИО5 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Мурманской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому иск не признал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - МБУ Районный методический кабинет в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Терский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает, что она, работая в учреждении образования (МБУ Районный методический кабинет) ***, на основании подпункта 6 статьи 3 Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО, относится к категории специалистов образовательных организаций.
Ссылаясь на пункт 2.2 Устава МБУ Районный методический кабинет, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, указывает, что МБУ Районный методический кабинет является организацией, осуществляющей обеспечение образовательной деятельности.
Обращает внимание на то обстоятельство, что представитель Муниципального образования Терский район, наделенного государственными полномочиями по организации и предоставлению ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам муниципальных учреждений, в ходе судебного разбирательства не возражал против удовлетворения исковых требований.
Приводит довод о том, что, МБУ Районный методический кабинет, несмотря на отсутствие лицензии, является учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность, поскольку реализует образовательные программы.
Отмечает, что одному из *** МБУ Районный методический кабинет, являющемуся в настоящее время получателем пенсии, на основании решения суда от 12 декабря 2007 года продолжает предоставляться льгота в виде жилищно-коммунальной выплаты.
Указывает, что принимаемые законы не должны ухудшать материальное положение работников.
В отзыве на апелляционную жалобу Министр труда и социального развития Мурманской области ФИО6 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4, представители ответчиков - администрации Муниципального образования Терский район, Министерства труда и социального развития Мурманской области, представители третьих лиц - МБУ Районный методический кабинет, МКУ «Центр бухгалтерского учёта и отчётности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципального образования Терский район», извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно пункту 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского законодательства.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их, и к установленным правоотношениям применил надлежащий закон.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Статьей 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Мурманской области осуществляется на уровне самого субъекта Российской Федерации и регулируется нормами Закона Мурманской области от 27 декабря 2004 года № 561-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и в поселках городского типа» (с последующими изменениями и дополнениями).
Статьей 1 названного выше Закона Мурманской области предусмотрены меры социальной поддержки, которые предоставляются отдельным категориям граждан, являющимся специалистами социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи и работающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Мурманской области в государственных областных или муниципальных учреждениях (организациях).
В целях настоящего Закона к специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи относятся все специалисты, имеющие среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и соответствующие требованиям квалификационной характеристики по должности, среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, высшее образование или незаконченное высшее образование, а также руководители государственных областных и муниципальных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям квалификационной характеристики по должности (пункт 2 статьи 1 Закона Мурманской области).
На основании пункта 3 статьи 1 Закона Мурманской области, перечень должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях (организациях), имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), утверждается Правительством Мурманской области.
Согласно раздела 1 Постановления Правительства Мурманской области от 01 марта 2011 года № 86-1ПП «О перечне должностей специалистов, работающих в государственных областных и муниципальных учреждениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки и (или) установление повышенных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) в соответствии с Законом Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа» должность методиста входит в указанный в постановлении перечень и относиться к специалистам социально-культурной сферы, сфер бытового обслуживания, здравоохранения, образования, ветеринарной службы, физической культуры и спорта, связи, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии со статьей 3 Закона Мурманской области.
Согласно статье 3 Закона Мурманской области специалистам, указанным в статье 1 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (в государственном или муниципальном жилищном фонде, а педагогическим работникам -независимо от формы собственности жилищного фонда) и (или) по оплате коммунальных услуг (независимо от формы собственности жилищного фонда) при условии проживания в сельских населенных пунктах или поселках городского типа (педагогическим работникам государственных областных учреждений и специалистам государственных областных образовательных учреждений - независимо от места проживания). Указанные меры социальной поддержки предоставляются по месту жительства или месту пребывания данных лиц в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг (далее - ежемесячная жилищно-коммунальная выплата).
Ежемесячная жилищно-коммунальная выплата предоставляется специалистам, перечисленным в пункте 2 статьи 3 указанного Закона Мурманской области, данный перечень работников государственных областных или муниципальных организациях является полным, закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В данный перечень включены:
- педагогические работники образовательных организаций, учреждений физической культуры и спорта, социального обслуживания населения, культуры и искусства, медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения Мурманской области (пункт 5 указанной статьи);
- специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность по общеотраслевым должностям служащих в государственных областных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, социального обслуживания населения, образовательных организаций, медицинских организациях, подведомственных исполнительному органу государственной власти Мурманской области, уполномоченному в сфере охраны здоровья, и медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения Мурманской области (за исключением специалистов государственных областных образовательных организаций) (пункт 6 статьи 3 Закона Мурманской области).
Исходя из положений указанных правовых норм к числу государственных областных или муниципальных учреждений, специалисты которых имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся, в том числе образовательные организации.
Истец, относя себя к специалистам образования, полагает, что имеет право на указанные выше льготы.
Разрешая спор и проверяя указанные обстоятельства, суд тщательно проанализировал законодательство, регламентирующее спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу о том, что исковое заявление ФИО4 не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО4 с _ _ августа 1980 года работает в должности *** МБУ Районный методический кабинет (л.д.37).
Истец является собственником *** квартиры по адресу: поселок ... ... района ... области, улица ..., дом *, квартира *, в которой с _ _ июня 1986 года имеет регистрацию (л.д.35, 36).
Из справок, выданных МКУ «***» от _ _ июня 2014 года и _ _ июля 2014 года следует, что на основании приказа № * от _ _ апреля 2010 года МУ РМК «О предоставлении социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с Законом Мурманской области» истцу с _ _ апреля 2010 года по _ _ марта 2014 года предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: ... область, ... район, поселок ..., улица ..., дом *, квартира * - в полном объеме: 100% - электроэнергия, 100% - теплоэнергия.
На основании распоряжения администрации Терского района от 07 апреля 2014 года № 124 «Об исключении МБУ РМК из числа учреждений, наделенных функциями уполномоченного органа по расходованию средств субвенции на осуществление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты специалистам, а также пенсионерам из их числа в соответствии с Законом Мурманской области» и приказа заведующей МБУ Районный методический кабинет от _ _ апреля 2014 года № * «Об отмене предоставления мер социальной поддержке», с _ _ апреля 2014 года меры социальной поддержки (ежемесячная жилищно-коммунальная выплата) специалистам МБУ Районный методический кабинет, а также пенсионерам из их числа, в том числе и истцу, отменены.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от _ _ апреля 2013 года № * в отношении МБУ Районный методический кабинет, в графе «Сведения о видах экономической деятельности» указано: тип сведения - основной, наименование ОКВЭД - образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группы.
Вместе с тем, из сообщения МБУ Районный методический кабинет от _ _ августа 2014 года следует, что МБУ Районный методический кабинет не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно пункту 1.1 Устава МБУ Районный методический кабинет, утвержденного главой Муниципального образования Терский район 08 апреля 2013 года, МБУ Районный методический кабинет является некоммерческой организацией и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об образовании», Законом Мурманской области «Об образовании в Мурманской области», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и локальными нормативными актами учреждения.
Согласно пункту 2.1 Устава, целями учреждения являются: осуществление методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов и руководителей муниципальных образовательных учреждений; создание и развитие единого информационного и методического пространства.
К основным видам деятельности учреждения относятся: аналитическая,
информационная, организационно-методическая и консультационная (пункт 2.3 Устава МБУ Районный методический кабинет).
Как следует из пунктов 17, 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
При этом согласно статье 91 указанного Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Исходя из указанных обстоятельств, проанализировав положения статей 2, 10 и 91 Федерального закона «Об образовании», положения образовательных программ МБУ Районный методический кабинет, плана работы МБУ Районный методический кабинет на 2013-2014 учебный год, муниципального задания МБУ Районный методический кабинет на 2014 год, должностных инструкций работников МБУ Районный методический кабинет, в том числе ***, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБУ Районный методический кабинет не относится к образовательным организациям, поскольку не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
При этом, несмотря на то, что в выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МБУ Районный методический кабинет указано образование для взрослых и прочие виды образования, судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку из Устава данного учреждения следует, что основными видами ее деятельности являются аналитическая, информационная, организационно-методическая, тогда как отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности подтверждает, что учреждение не является образовательным, иное свидетельствовало бы о незаконности деятельности данного учреждения, поскольку Федеральный закон «Об образовании» однозначно указывает на осуществление образовательной деятельности на основании лицензии.
При таком положении, установив, что МБУ Районный методический кабинет не относиться к образовательным организациям, суд первой инстанции верно указал, что истец не имеет право на получение мер социальной поддержки в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы на правильность принятого судом решения не влияют, поскольку фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой не имеется, свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение мирового судьи судебного участка Терского района от 12 декабря 2007 года, несостоятельна, поскольку указанное решение не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора.
Не является основанием к отмене решения суда и довод в жалобе о предоставлении указанных льгот бывшему работнику МБУ Районный методический кабинет.
С учетом установленных обстоятельств указание в жалобе на осуществление МБУ Районный методический кабинет деятельности по реализации образовательных программ по повышению квалификации педагогических работников правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
Иных доводов об обстоятельствах, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в п.Умба Терского района от 11 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.
председательствующий
судьи