ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3730/18 от 27.09.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33- 3730/2018

судья Помигуев В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.

судей краевого суда Подшиваловой Е.С., Чайкиной Е.В.

при секретаре Невьянцевой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 сентября 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница» об обязывании начислить и выплатить заработную плату, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2018 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница» об обязывании начислить и выплатить заработную плату, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Заслушав доклад судьи краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд, сославшись на то, что он работает в ГУЗ «Приаргунская ЦРБ» в отделении скорой помощи водителем специализированной автомашины «Скорая помощь» и ему не выплачивается надбавка к заработной плате за классность. С учетом уточнений просил взыскать с ответчика в его пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату за классность за период с мая 2016 года по май 2018 года в размере 103515 рублей, обязать ответчика производить начисления и выплату ему заработной платы с учетом надбавки за классность в размере 25%, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда. Указывает, что с Положением об оплате труда работников ГУЗ «Приаргунская ЦРБ», утвержденное главврачом в апреле 2015 года он ознакомлен не был. Не согласен с тем, что суд принял данное Положение, как неопровержимое доказательство отсутствия у него права на получение надбавки за классность водителям.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя ГУЗ «Приаргунской ЦРБ» по доверенности ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в соответствии с трудовым договором ФИО1 с 19 июня 2001 года осуществляет трудовую деятельность в ГУЗ «Приаргунская ЦРБ» в отделении скорой помощи в должности водителя. Ему была установлена доплата за классность водителям 10 %. С 25 мая 2005г. ФИО1 переведен на должность водителя первого класса отделения скорой помощи по 11 разряду ЕТС.

1 января 2016 г. между ГУЗ «Приаргунская ЦРБ» и ФИО1 был заключен трудового договор, по условиям которого ему установлен оклад в размере 4200 рублей, районный коэффициент в размере 40%, процентная надбавка за работу в особых климатических условиях в размере 30%, стимулирующие выплаты в размере 80% за непрерывный стаж работы в здравоохранении.

Доплата за классность водителей ему установлена не была и с этого времени ему не выплачивалась.

Истец, полагая, что имеет право на получение данной надбавки, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из того, что выплата спорной доплаты не предусмотрена Положением об оплате труда работников ГУЗ «Приаргунская ЦРБ» и не установлена истцу трудовым договором.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера.

В ГУЗ «Приаргунской ЦРБ» утверждено Положение об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница».

В общих положениях данного правового акта указано, что Положение разработано на основании Закона Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края», приказа Министрства здравоохранения Забайкальского края № 34 от 26 января 2015 г.

Пунктом 2.2.3 Положения предусмотрено, что к базовым окладам по соответствующим ПКГ на определенный период времени в течение соответствующего календарного года и с учетом обеспечения финансовыми средствами в случае наличия, устанавливается, в том числе повышающий коэффициент за классность водителям (согласно приложения № 3).

Повышающий коэффициент за классность устанавливается для водителей 1-го и 2-го класса. Повышающий коэффициент устанавливается в размере: 2-й класс - 0,1, 1-й класс - 0,25.

Повышающий коэффициент за классность начисляется исходя из оклада, ставки заработной платы без учета других доплат и надбавок и выплачивается в составе заработной платы и выплачивается с момента возникновения права на его назначение.

Выплата повышающего коэффициента производится в пределах утвержденного годового фонда оплаты труда за счет средств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на содержание государственного учреждения Забайкальского края, или за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

Положением также предусмотрено, что повышающий коэффициент за классность не устанавливается высококвалифицированным водителям, которые включены в перечень наименования профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работах отнесенных к 4 квалифицированному уровню. К таким водителям отнесены водители скорой помощи.

Руководствуясь именно данным пунктом Положения, работодатель не начислял истцу в спорные периоды времени повышающий коэффициент за классность водителям.

Однако такие действия работодателя не основаны на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края" установлено, что оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края (далее - краевые учреждения) включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края (ст. 1 ч 1 Закона).

В перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается, в том числе и надбавка за классность водителям, которая устанавливается водителям краевых учреждений. Размер, порядок и условия ее выплаты устанавливаются Правительством Забайкальского края (ст.ст. 4, 11 Закона).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 4 июня 2014 года № 322 "Об утверждении Положения о надбавке за классность водителям государственных учреждений Забайкальского края" в целях обеспечения достойной оплаты труда для определенной категории работников бюджетной сферы установлена надбавка за классность для водителей 1 и 2 класса, которая начисляется ежемесячно исходя из оклада, ставки заработной платы без учета других доплат и надбавок и выплачивается с момента возникновения права на ее назначение в составе заработной платы в размере: 2 класс - 10 процентов, 1 класс - 25 процентов.

Выплата надбавки за классность производится в пределах утвержденного годового фонда оплаты труда за счет средств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на содержание государственного учреждения Забайкальского края, или за счет средств фонда обязательного медицинского страхования (для государственных учреждений Забайкальского края, финансируемых за счет фонда обязательного медицинского страхования).

Такие же условия назначения данной надбавки предусмотрены и Примерным положением об оплате труда работников Забайкальского края, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26 января 2015 г. N 34.

Каких либо положений, ограничивающих выплату надбавки за классность водителям скорой помощи, данные правовые акты не содержат.

Таким образом, Положение об оплате труда работников государственного учреждения здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница», которым водителям скорой помощи 1 и 2 класса не установлен повышающий коэффициент за классность, ухудшает положение работников по сравнению с Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", Постановлением Правительства Забайкальского края от 4 июня 2014 года N 322 "Об утверждении Положения о надбавке за классность водителям государственных учреждений Забайкальского края" и приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26 января 2015 г. N 34, в связи с чем применению подлежат нормы вышеназванного Закона, Постановления и приказа Министерства здравоохранения Забайкальского края.

Учитывая, что истец с 2005 г. работает водителем скорой помощи, первого класса, он в соответствии с вышеназванными правовыми актами имеет право на получение надбавки за классность в размере 25 процентов.

При этом озвученные в суде апелляционной инстанции представителем ГУЗ «Приаргунской ЦРБ» ФИО3 доводы о законности действий работодателя со ссылкой на то, что Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года № 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 26 января 2015 г. № 34 не указана прямая обязанность учреждений здравоохранения Забайкальского края составлять свои локальные нормативные акты в точном соответствии с Примерным положением об оплате труда, утвержденным вышеназванным приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края, не принимаются судебной коллегией в качестве состоятельных.

Действительно, как указано выше по тексту ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Вместе с тем, нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В противном случае применению подлежит трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Поскольку локальный нормативный акт работодателя ухудшает положение истца по сравнению с Законом Забайкальского края от 9 апреля 2014 года № 964-ЗЗК "Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края", Постановлением Правительства Забайкальского края от 4 июня 2014 года № 322 "Об утверждении Положения о надбавке за классность водителям государственных учреждений Забайкальского края", применению подлежат именно данные нормативные правовые акты, которые устанавливают выплату водителям 1 и 2 класса надбавки и не содержат каких-либо условий, при которых эта надбавка может не выплачиваться.

При таком положении вывод суда о законности действий работодателя ошибочен. В связи с чем решение суда об отказе в иске нельзя признать законным, оно подлежит отмене. При этом судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1

Претендуя на получение данной надбавки, истец представил свой расчет, сделанный исходя из минимального размера оплаты туда.

Данный расчет судебная коллегия принять не может, поскольку вышеназванными правовыми актами установлено, что надбавка за классность для водителей 1 и 2 класса начисляется ежемесячно исходя из оклада, ставки заработной платы без учета других доплат и надбавок.

По предложению судебной коллегии ответчик представил расчет на истца по доплате повышающего коэффициента за классность за период с мая 2016 г. по май 2018 г., который судебная коллегия находит правильным, поскольку он сделан в размере, установленном Постановлением Правительства Забайкальского края от 4 июня 2014 года № 322.

Исходя из данного расчета, задолженность по спорной доплате составляет 37351,24 рублей (с учетом НДФЛ). В связи с этим с ответчика в пользу истца подлежит взысканию вышеуказанная сумма.

Исковые требования истца о компенсации ему морального вреда причиненного неправомерными действиями работодателя, судебная коллегия также находит обоснованными.

Согласно части 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

По смыслу закона во всех случаях неправомерных действий (бездействия) работодателя работник имеет право потребовать возмещения морального вреда, если их следствием стали физические или нравственные страдания работника.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в причитающемся ему размере, и принимая во внимание объем и характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, вызванных указанным нарушением, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, определив, с учетом требований разумности и справедливости, а также установленных при рассмотрении дела обстоятельств, его размер в сумме 1000 рублей.

Кроме того, в порядке, предусмотренном ст. 103 ГПК РФ, судебная коллегия находит необходимым взыскать с ответчика в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 1620 рублей, поскольку при предъявлении рассматриваемого иска истец от уплаты государственной пошлины был освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Приаргунского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к государственному учреждению здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница» о возложении обязанности начислить и выплатить заработную плату, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница» в пользу ФИО1 повышающий коэффициент за классность воителям за период с мая 2016 г. по май 2018 г. в сумме 37351,24 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Приаргунская центральная районная больница» государственную пошлину в местный бюджет в сумме 1620 рублей.

Председательствующий

Судьи