ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3731/13 от 01.04.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Андреянова Г.В. дело № 33-3731/13   учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   1 апреля 2013 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,

судей Абдуллаева Б.Г., Сайдашевой Э.Р.,

при секретаре судебного заседания Сафине Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 января 2013 года, которым постановлено:

заявление прокурора Вахитовского района города Казани удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального образования города Казани, которое не обеспечило надлежащее состояние муниципальной дороги на проезжей части на улице <адрес>.

Обязать Муниципальное образование города Казани организовать проведение ремонта муниципальной дороги, имеющей повреждение дорожного полотна на проезжей части на улице <адрес>.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокурора – Золина И.А. с жалобой не согласившегося, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Вахитовского района города Казани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИКМО города Казани) о признании бездействия по не обеспечению надлежащего состояния муниципальной дороги на проезжей части на улице <адрес>, и о возложении обязанности организовать проведение ремонта для устранения образовавшегося повреждения.

В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что по указанному адресу на проезжей части образовалась выбоина, что является нарушением СНиП 2.05.02-85 и ГОСТа Р-50597-93.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представители ответчика ИКМО города Казани, третьего лица Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ИКМО города Казани ставится вопрос об отмене решения суда, при этом указывается, что бремя содержания дорожного полотна по улице Магаданская и улице Моторная города Казани в силу договора оперативного управления несет Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани, она же является заказчиком работ по комплексному содержанию и ремонту улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов Вахитовского и Приволжского районов города Казани согласно муниципальному контракту с муниципальным унитарным предприятием трест «Горводзеленхоз» от 20 апреля 2012 года.

Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона разъяснено понятие дорожной деятельности, как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пунктам 6 и 1 статьи 13 Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 14 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в сфере благоустройства, озеленения, санитарно-эпидемиологического благополучия.

Удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что дорожная деятельность, включая деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, является полномочием органа местного самоуправления.

Статьей 5 Устава муниципального образования города Казани определена структура органов местного самоуправления: представительный орган муниципального образования - Казанская городская Дума, Глава муниципального образования города Казани - Мэр города Казани, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - исполнительный комитет города Казани, контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата города Казани.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 39 Устава в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы. Территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.

Как видно из пункта 1.2 Положения о муниципальном казенном учреждении «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы от 6 декабря 2010 года № 6-2, Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.

Исходя из этого, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о возложении обязанности по проведению ремонта автомобильной дороги местного значения на орган местного самоуправления, к полномочиям которого такая деятельность отнесена в силу Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования города Казани.

При этом передача имущества в оперативное управление Администрации и наделение ее функциями заказчика по муниципальным контрактам не влекут изменения обязанности Исполнительного комитета осуществлять функции по решению вопросов местного значения, а направлены на обеспечение реализации данных вопросов на территории районов города. В связи с этим доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Исходя из изложенного, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, которые подтверждаются материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения по делу не усматривается.

Руководствуясь статьей пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 января 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий -

Судьи -