ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3733/2022 от 15.06.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2021-000310-77

Дело № 33-3733/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Герман М.В.

судей Алексеевой Е.Д., Нестеровой М.В.

при помощнике судьи Фроловичевой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО15 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 года по делу № 2-22/2022 по иску Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» к ФИО1 ФИО16 о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, встречному иску ФИО1 ФИО17 к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации, определении к изъятию земельного участка, определении стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка, взыскании стоимости возмещения земельного участка.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения представителей ФИО2- ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФКУ УПРДОР «Северо-Запад»- ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

истец- ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО2, просил о принудительном изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка c кадастровым номером (образованного из исходного земельного участка c кадастровым номером ), общей площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги M-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода c направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги M-10 «Россия» Москва- Тверь- Великий Новгород- Санкт-Петербург, Ленинградская область» посредством выплаты возмещения со стороны ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» в размере 1884000 рублей путем перечисления денежной суммы на банковский счет ФИО2 на основании выданного судом исполнительного листа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» как получателя средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение; после выплаты возмещения ФИО2 государственной регистрации прекращения его права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 1622 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об указанном земельном участке; государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок c кадастровым номером , площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , и включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанном земельном участке; государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок c кадастровым номером площадью 934 м2 категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , и включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанном земельном участке.

В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является исполнительным органом государственной власти, к компетенции которого относится принятие решений об изъятии, в том числе, путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) распложенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также резервирования земель для указанных земель. Распоряжением Федерального дорожного агентства от 5 июня 2020 года № 1678-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода с направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь-Великий Новгород- Санкт-Петербург, Ленинградская область». В соответствии с документацией по планировки территории объекта подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым , расположенный по адресу: . Правообладателем земельного участка с кадастровым номером площадью 1622 м2, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина строительных материалов, является ФИО2, данные об использовании земельного участка в целях предпринимательской и (или) иной экономической деятельности отсутствуют. В целях подготовки изъятия земельного участка были проведены кадастровые работы для образования земельного участка, подлежащего изъятию, и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов. Оставшейся части присвоен кадастровый , площадью 934 м2, категория земель: земли населенных пунктов. Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31 июля 2020 года № 2464-р принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , общей площадью 688 м2, размещено на официальном сайте Федерального агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в газете МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «ТосноTime». Объекты недвижимости на изымаемом для государственных нужд земельном участке с кадастровым номером отсутствуют. С целью исполнения указанного распоряжения ФКУ Упрдор «Северо-Зaпад» направило в адрес главы администрации МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района и ФИО6 уведомления от 20 августа 2020 года № 7733 и № 5718 с копией распоряжения от 31 июля 2020 года № 2464-р. Также копия распоряжения от 31.07.2020 № 2464-р была направлена в Управление Росреестра по Ленинградской области. По результатам проведенной работы по оценке изымаемого земельного участка ООО «УралГеоПроект» был составлен отчет № 45-10/20 от 21 октября 2020 года размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 47:26:0202001:465 составляет 2862972 рублей, согласно выводам проведенной судебной экспертизы- 1884000 рублей. 17 ноября 2020 года ФКУ «Упрдор «Северо-Зaпад» в адрес ФИО2 письмом № 8200 был направлен проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд и отчет оценки, которое ответчиком не было подписано.

ФИО2 и его представитель иск не признали.

ФИО2 предъявил встречные исковые требования к ФКУ «Упрдор «Северо-Запад», Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о внесении изменений в приложение к Распоряжению Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) № 2464-р от 31 июля 2020 года об определении к изъятию в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка, расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1622 м2, кадастровый в целях обеспечения реализации проекта: «Реконструкция участков автомобильной дороги M-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода c направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги M-10 «Россия» Москва- Тверь-Великий Новгород- Санкт-Петербург, Ленинградская область»; определении к изъятию в собственность Российской Федерации вышеуказанного земельного участка; определении стоимости изымаемого в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка, расположенного по адресу: , , категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1622 м2, кадастровый в целях обеспечения реализации проекта в размере 10100000 рублей; взыскании стоимости изымаемого земельного участка, расположенного по адресу: , категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1622 м2 в размере 10100000 рублей. В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка и фундамента магазина строительных материалов по адресу: Земельный участок с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства магазина строительных материалов, общей площадью 1622 м2 кадастровый имеет ограничения (обременения) в виде 428 м2, охранная зона ВЛ 10ЕВ; 1622 м2- водоохранная зона реки Ижора. Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 5 июня 2020 года № 1678-р утверждена документация по планировке территории объекта «Реконструкция участков автомобильной дороги M-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода c направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги M-10 «Россия» Москва- Тверь-Великий Новгород- Санкт-Петербург, Ленинградская область». Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации Федерального дорожного агентства (Росавтодор) № 2464-р от 31 июля 2020 года утверждены подлежащие к изъятию для нужд Российской Федерации земельные участки, где в приложении № 1 значится изымаемая часть земельного участка ФИО2 площадью 688 м2. При изъятии части земельного участка использование оставшейся части по целевому использованию не представляется возможным.

Представители ФКУ Упрдор «Северо-Запад» просили отказать в удовлетворении встречного иска, указав, что изъятие земельного участка для государственных нужд производится на основании ненормативного правового акта органа государственной власти. ФИО2, заявляя требования об определении изъятия в собственность для государственных нужд всего земельного участка с кадастровым номером выбрал неверный способ защиты своих прав и интересов.

Представитель ответчика- Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.

Тосненским городским судом постановлено указанное решение, которым исковые требования ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства удовлетворены. Изъят в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельный участок c кадастровым номером , образованный из исходного земельного участка c кадастровым номером общей площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги M-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода c направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги M-10 «Россия» Москва- Тверь-Великий Новгород- Санкт-Петербург, Ленинградская область» посредством выплаты возмещения co стороны ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в размере 1884000 рублей, путем перечисления денежной суммы на банковский счет ФИО2 на основании выданного судом исполнительного листа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ «Упрдор «Северо-Запад», как получателя средств федерального бюджета, лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ «Упрдор «Северо-Запад», в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение. После выплаты возмещения ФИО2 решение суда является основанием для государственной регистрации: прекращения права собственности ФИО2 на земельный участок c кадастровым номером площадью 1622 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений об указанном земельном участке; признания права собственности Российской Федерации на земельный участок c кадастровым номером площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: , и включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанном земельном участке; признания права собственности ФИО2 на земельный участок c кадастровым номером площадью 934 м2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Российская Федерация, , и включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанном земельном участке. С ФИО2 на в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области расходы по уплате государственной пошлины 17620 рублей. В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства», Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации, об определении к изъятию земельного участка, об определении стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка, взыскании стоимости возмещения земельного участка отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в удовлетворении иска, удовлетворении встречного иска. В обоснование жалобы указал, что к исковому заявлению не приложено доказательств права ФКУ Упрдор «Северо-Запад» на подачу искового заявления, а также причастности истца к строительству путепровода. В представленном в суд уставе ФКУ Упрдор «Северо-Запад» право на обращение в суд за изъятием земельных участков не предусмотрено. В нарушение ст. 282 ГК РФ, п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ исковое заявление подано в суд до истечения 90 дней со дня получения ответчиком проекта соглашения об изъятии. Решение суда полностью содержит позицию ФКУ Упрдор «Северо-Запад», и совершенно проигнорирована позиция ФИО2 Судом не дана оценка тому, что оставшаяся часть земельного участка не может быть использована по его назначению. Податель жалобы не согласен с заключениями проведенных по делу экспертиз, в том числе, в части определения размера возмещения за изымаемый земельный участок. Судом не дана надлежащая оценка доводам ФИО2 о допущенных нарушениях, связанных с проведением экспертизы, и необоснованно не приняты рецензии на экспертное заключение.

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» в письменных возражениях на апелляционную жалобу полагал ее не подлежащей удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются подтверждения о направлении извещений заказными почтовыми отправлениями и по электронной почте.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Статьей 279 ГК РФ регламентировано изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности, пунктами 1-3 предусмотрено:

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;

2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

В свою очередь в соответствии с п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Кроме того, пунктом 1 и абзацем 1 п. 2 ст. 281 ГК РФ установлено:

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение(пункт 1).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (абзац 1 пункта 2).

В соответствии со ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В силу абзаца 9 п. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: … 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: ( … ) автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

В соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);2) утвержденными проектами планировки территории.

Согласно ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также- решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также- размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. 2).

Согласно п. 5 ст. 56.8 ЗК РФ в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина строительных материалов, общей площадью 1622 м2 по адресу: . Также на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 на магазин строительных материалов (фундамент), объект незавершенного строительства площадью застройки 64.1 м2, степенью готовности 6% по адресу: .

Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) в соответствии с пунктами 5.4(15) и 5.13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 374, обращается от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги федерального значения, земельные участки в границах полос отвода указанных автомобильных дорог, а также на земельные участки, изъятые в установленном порядке для размещения автомобильных дорог федерального значения, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

К полномочиям ФКУ УПРДОР «Северо-Запад» относится, в том числе, проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе заключение соглашений об изъятии, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также по регистрации соответствующих прав на них, резервированию земель для государственных нужд, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения и формирования полос отвода, на основании решения Федерального дорожного агентства.

На основании распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31 июля 2020 года № 2464-р в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомодельных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», пп. 5.4.1(1) п.5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», распоряжением Федерального дорожного агентства от 5 июня 2020 года № 1678-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта ««Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода с направленными съездами на км 672+500 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва- Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург, Ленинградская область», обращения ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» от 2 июля 2020 года № 4318 и в целях обеспечения реализации проекта в соответствии с приложением для нужд Российской Федерации в установленном порядке изъят земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: , общей площадью 688 м2, образованный из земельного участка с кадастровым номером , площадью 1622 м2.

По итогам проведения кадастровых работ по преобразованию земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН внесены сведения по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , площадью 688 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, и земельного участка с кадастровым номером , площадью 934 м2, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства магазина строительных материалов.

Распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 31 июля 2020 года № 2464-р было размещено на официальном сайте Федерального агентства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в газете МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области «ТосноTime».

20 августа 2022 года ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» направило ФИО2 уведомление о выходе распоряжения об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка, а также 17 ноября 2020 года проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд с целью подписания и согласования условий, которое со стороны ответчика не было подписано.

Согласно сведениям ЕГРН 6 июля 2012 года на кадастровый учет поставлен объект незавершенного строительства, кадастровый , площадью застройки 64.1 м2, по адресу:

В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически на земельном участке ответчика строений не имеется, со слов ФИО2 фундамент (объект незавершенного строительства) разрушен.

Согласно сообщению администрации МО Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 16 марта 2021 года разрешение на строительство на возведение на земельном участке по адресу: , , здания магазина строительных материалов было выдано 28 июля 2009 года по 31 мая 2010 года ФИО11 На данный момент на земельном участке признаки производства строительных работ отсутствуют.

Из письма комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО Тосненский район Ленинградской области следует, что земельный участок с кадастровым находится в зоне индивидуальной жилой застройки (до трех этажей)- Ж1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования от 20 февраля 2013 года № 34. При этом размещение магазинов- объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, является одним из видов разрешенного использования.

По результатам проведенной работы по оценке изымаемого земельного участка ООО «УралГеоПроект» был составлен отчет № 45-10/20 от 21 октября 2020 года, в соответствии с которым размер возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером составляет 2862972 рублей.

Ответчиком предоставлен отчет № 1907-ОН/ФЛ/2021 ООО «Ленинградская Экспертная Служба ЛЕНЭКСП» от 22 февраля 2021 года в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: , составляет 10100000 рублей, сумма убытков, определенных на уровне налога на имущество, подлежащих уплате составляет 5029 рублей.

С целью устранения противоречий между указанными доказательствами и проверки доводов ответчика о существенном занижении рыночной стоимости земельного участка, а убытки отражены не в полном объеме, так как изъятие части земельного участка приведет к невозможности использования оставшейся его части по назначению и в том объеме, в котором он использовался до изъятия, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.

В соответствии с заключениями судебной экспертизы № 21-91-М-2-1088/1/2021-А и № 21-91-М-2-1088/2021-А, проведенной 28-29 октября 2021 года АНО «Центр судебной экспертизы «ПетроЭксперт», использование оставшейся части земельного участка, которому присвоен кадастровый , площадью 934 м2, в соответствии с целевым назначением под строительство магазина строительных материалов возможно. Рыночная стоимость возмещения изымаемого в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка, убытки и упущенная выгода в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером , площадью 688 м2, по адресу: , составляют 1884000 рублей.

Заключения экспертизы составлены в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Экспертом приняты во внимание основные факты, связанные с объектом оценки, проанализировано местоположение земельного участка, рынок земельных массивов, ценообразующие факторы, применены необходимые стандарты оценочной деятельности, использованы различные подходы оценки. При этом эксперт-оценщик ФИО12 имеет необходимое образование в области оценочной деятельности, стаж экспертной работы в соответствующей области, в заключении привела подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, оно является последовательным и полным.

Избранный экспертом подход в определении размера возмещения за часть земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, соответствует положениям п. 4 ст. 56.8 ЗК РФ, согласно которому в целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что заключения экспертизы соответствует принципам относимости, допустимости и достоверности средств доказывания, предусмотренными статьями 59-61 ГПК РФ, и должны быть положено в основу решения суда.

Допрошенные в судебном заседании эксперты подтвердили свое заключение. При этом экспертом отмечено, что изымаемая часть земельного участка ответчика по площади и глубине земельного участка менее установленной Правилами землепользования и застройки, вместе с тем сохраняется вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - для строительства магазина строительных материалов, информация отражена на публичной кадастровой карте Ленинградской области.

При этом судом правильно учел, что разрешенное использование земельного участка определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ). Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ). ПЗЗ не изменяют вид разрешенного использования и не являются источником сведений о видах разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции были оценены и отклонены представленные ФИО2 рецензии ООО «ОНПО» на заключения экспертизы, проведенной АНО «Центр судебной экспертизы «ПетроЭксперт». При этом суд правильно указал, что рецензии не устанавливают обстоятельства, имеющие значение для дела, сводятся к критике заключений экспертизы, специалисты комментируют выводы эксперта, высказывая суждения об их недостоверности и необоснованности. Однако указанные в рецензии недостатки заключений экспертизы выводов экспертов не опровергают и о недопустимости заключений экспертизы как доказательств не свидетельствуют.

То обстоятельство, что ФКУ УПРДОР «Северо-Запад» обратилось с иском в суд до истечения установленного девяноста дней со дня получения ФИО2 проекта соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд, основанием для отказа в удовлетворении иска об изъятии земельного участка не являются, поскольку все остальные требования законодательства со стороны ФКУ УПРДОР «Северо-Запад» в связи с изъятием земельного участка для нужд Российской Федерации были выполнены в полном объеме, а ФИО2 свое несогласие в изъятием и размером возмещения высказал в ходе рассмотрения дела и подтверждал его на протяжении всего судебного разбирательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих юридическое значение, и несоответствия выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства Российской Федерации и на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, оснований для которой не имеется, а поэтому подлежат отклонению.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО18- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 21 июня 2022 года.