Дело № 33-3735/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тюмень 21 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Дудниченко Г.Н.,
судей: Журавлёвой Г.М., Малининой Л.Б.,
при секретаре: Загрутдинове Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца администрации Уватского муниципального района Тюменской области на решение Уватского районного суда Тюменской области от 13 мая 2014 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований администрации Уватского муниципального района Тюменской области к Мухиной Е.В. о взыскании излишне перечисленной социальной выплаты на приобретение жилья отказать полностью».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., судебная коллегия
установила:
Администрация Уватского муниципального района Тюменской области обратилась в суд с иском к Мухиной Е.В. о взыскании излишне перечисленной социальной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что <.......> в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» молодой специалист Мухина Е.В. получила свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере <.......> рублей. На указанные средства Мухина Е.В. приобрела по договору купли-продажи от <.......> жилое помещение. Социальная выплата была перечислена на счет Мухиной Е.В. <.......> года, которая получена ответчиком <.......> года. В ходе проверки Департаментом АПК ТО реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» установлено, что в целях получения социальной выплаты стоимость <.......> кв.м., на момент получения свидетельства была установлена <.......> рублей. По договору купли-продажи стоимость <.......> кв.м. жилого помещения, приобретенного ответчиком за счет бюджетных средств, составила <.......> рублей, а самого жилого помещения – <.......> рублей. Социальная выплата составляет <.......>% расчетной стоимости приобретаемого жилья. Таким образом, сумма социальной выплаты должна составлять <.......> рубля, в связи, с чем ответчику излишне выплачены бюджетные средства в сумме <.......> рублей.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился истец администрация Уватского муниципального района Тюменской области.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Отмечает в жалобе, что определением размера социальных выплат производится уполномоченным органом власти области до выдачи молодым семьям (молодым специалистам) свидетельств.
Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по расчету размера социальной выплаты лежит на администрации Уватского муниципального района.
С выводом суда о том, что они должны были узнать о нарушении своего права до перечисления средств социальной выплаты на счет ответчика, не согласны.
Указывает в жалобе, что о нарушении своего права они узнали с момента установления факта переплаты Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, т.е.<.......> года.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судом было установлено.
<.......> ФИО1 администрацией Уватского муниципального района Тюменской области выдано свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности <.......> № <.......>, которым предоставлены средства в размере <.......> рублей на приобретение жилого помещения в Уватском сельском поселении на семью из трех человек(л.д.5).
<.......> на счет ФИО1 администрацией Уватского муниципального района Тюменской области перечислены денежные средства в размере <.......> рублей, что подтверждается платежными поручениями(л.д.6-8).
Согласно справке о состоянии вклада <.......> на счет ФИО1 тремя платежами поступили денежные средства в сумме <.......> рублей(л.д.9).
<.......> ФИО1 приобрела жилое помещение за <.......> рублей.
В период с <.......> по <.......> главным специалистом отдела кадровой и организационной работы департамента АПК ТО проведена проверка достоверности отчетности, представленной Уватским муниципальным районом по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов - участников ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», в ходе, которой произведен расчет размера бюджетных средств, фактически подлежащий получению, и установлено, что ФИО1 переплачено <.......> рублей(л.д.12-15).
Приказом главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области от <.......> для расчета субсидий и займов утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра приобретаемого жилья по муниципальным образованиям Тюменской области на <.......> года в размере <.......> рублей(л.д.16).
При рассмотрении спора представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал состоятельным довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он является правильным и соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 195 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ по общему правилу течение срока исковой давности начинается не со дня нарушения права, а с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение сроков исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
Таким образом, поскольку представителем ответчика было заявлено о применении исковой давности, а иск предъявлен по истечении установленного законом трехлетнего срока предъявления требований, о восстановлении которого истец не просил, данное обстоятельство в силу п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, срок предъявления которых истцом пропущен.
Суд первой инстанции правильно определил момент начала течения срока исковой давности - с <.......> года, когда были перечислены социальные выплаты на счет ответчика.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что администрация Уватского муниципального района должна была узнать о нарушении своего права не позднее <.......> года, то есть до перечисления социальной выплаты на счет ответчика ФИО1
Довод апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности следует исчислять с момента составления Департаментом АПК ТО справки о проверке от <.......> года, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с п.5.5. Положения о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и социальных выплат молодым семьям (молодым специалистам) - участникам мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года" до предоставления указанных договоров в кредитную организацию молодые семьи (молодые специалисты) направляют копии договоров в орган местного самоуправления для осуществления проверки на соответствие сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и требованиям, установленным в нормативных правовых актах по реализации программных мероприятий.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня поступления договора от молодой семьи (молодого специалиста) осуществляет его проверку.
В случае соответствия сведений, указанных в договоре, сведениям, содержащимся в свидетельстве, и требованиям, установленным в нормативных правовых актах по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, возвращает копию договора с отметкой о проверке молодой семье (молодому специалисту) для последующего предоставления копии договора в кредитную организацию.
Согласно п.5.6. этого Положения в случаях, требующих перерасчета социальной выплаты в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения, орган местного самоуправления в течение срока, указанного в абзаце втором пункта 5.5 настоящего Положения, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти области письмо о необходимости проведения перерасчета с приложением копий документов, являющихся основанием для осуществления перерасчета (договор на приобретение жилья, свидетельство о государственной регистрации, акты обследования строящегося жилого дома либо акт ввода жилого дома в эксплуатацию).
Уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 10 рабочих дней со дня поступления письма от органа местного самоуправления издает приказ о перерасчете социальной выплаты и в течение 3 рабочих дней со дня издания приказа направляет заверенную копию приказа в соответствующий орган местного самоуправления.
Из вышеизложенных норм следует, что Уполномоченный орган исполнительной власти области производит перерасчет только после поступления сведений от органа местного самоуправления, который перед перечислением денежных средств молодой семье, проводит проверку на соответствие сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, и требованиям, установленным в нормативных правовых актах по реализации программных мероприятий.
Вывод суда о том, что обязанность расчета размера социальной выплаты лежит на истце, хотя и является неверным, не влияет на существо принятого судом решения, по изложенным выше основаниям.
Судом учтено, что истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд.
Поскольку о нарушении своего права истец узнал не позднее <.......> года, а обратился в суд с настоящим иском <.......> года, он пропустил установленный законом срок давности, в связи, с чем суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что срок исковой давности истек, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что истец не вправе обращаться за взысканием тех денежных средств, которые относятся к федеральному и областному бюджету, поскольку не представлено доказательств полномочий представлять интересы и заявлять требования в интересах федерального и областного бюджета.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, всем обстоятельствам и представленным по делу доказательствам суд дал оценку, отвечающую требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уватского районного суда Тюменской области от 13 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Уватского муниципального района Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: