ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3738/202228И от 28.06.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Карелина С.Ю. стр. 148г, г/п 0 руб.

Докладчик Аксютина К.А. №33-3738/2022 28 июня 2022 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда Аксютина К.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стариковой А.С., рассмотрев гражданское дело №2-398/2020 по иску Онежского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать центральное водоснабжение населения,

по частной жалобе администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» на определение Онежского городского суда Архангельской области от 7 апреля 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,

установил:

администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Онежский муниципальный район») обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Онежского городского суда Архангельской области от 25 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2-398/2020 по иску Онежского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать центральное водоснабжение населения до 1 февраля 2023 года.

В обоснование заявления указано, что вышеуказанным решением суда на администрацию МО «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать централизованное водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения», утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24. На основании данного решения суда заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежского району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу было возбуждено исполнительное производство -ИП, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа установлен 5 дней. Однако в указанный срок администрация МО «Онежский муниципальный район» решение суда исполнить не может ввиду недостаточности денежных средств. Правительством Архангельской области для улучшения качества питьевой воды утверждена региональная программа «Чистая вода (2019-2024)» № 403-пп от 30 июля 2019 года, в которую включены работы по строительству и подключению водоочистных станций, реконструкции водоносных сооружений, реконструкции существующей системы водопроводных сетей и строительство новых сетей в и . Также Министерством ТЭКи ЖКХ согласованы и утверждены технические задания на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство и подключение блочно-модульной водоочистной станции и реконструкции водоносных сооружений ». В состав работ технического задания входит разработка проекта зон санитарной очистки источника питьевого водоснабжения, что требует значительных финансовых затрат. В то же время администрация является органом местного самоуправления, и в соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете. Указано также, что бюджет МО «Онежский муниципальный район» на 2022 год является остро дефицитным, а при его недостаточности администрация не имеет возможности произвольно расходовать средства других статей расходов. В случае проведения министерством ТЭК и ЖКХ дополнительной кампании на предоставление субсидии в 2022 году на проведение работ по разработке проектной документации, администрация направит заявку на разработку проектной и рабочей документации по объекту. Обращает внимание, что имеется большое количество неисполненных ранее вынесенных решений судов, денежные средства на исполнение которых многократно превышают доходную часть бюджета МО «Онежский муниципальный район». На основании изложенного подано настоящее заявление.

Определением Онежского городского суда Архангельской области от 7 апреля 2022 года в удовлетворении заявления администрации МО «Онежский муниципальный район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу № 2-398/2020 отказано.

С указанным определением не согласился представитель заявителя, в поданной частной жалобе просит его отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование доводов жалобы ссылается на его незаконность и необоснованность, полностью повторяя свою позицию, изложенную суду первой инстанции.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) данная частная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения суда, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст.ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.

Положениями ст. 203 ГПК РФ предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу указанной статьи Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ № 104-О от 18 апреля 2006 года, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст.ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч.ч. 1 и 3) Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Из указанных норм следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением, должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий. При этом должны учитываться интересы как должника, так и взыскателя.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки, суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, решением Онежского городского суда Архангельской области от 25 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 13 января 2021 года на администрацию МО «Онежский муниципальный район» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения», утвержденным Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24.

На основании вышеуказанного решения суда заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Онежского району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 22 февраля 2022 года было возбуждено исполнительное производство -ИП.

На момент рассмотрения настоящего заявления решение суда должником не исполнено.

Отказывая администрации МО «Онежский муниципальный район» в предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции, должным образом оценив указанные должником обстоятельства невозможности исполнения решения суда, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки.

Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку при рассмотрении заявления не было установлено обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта. При этом суд в полном объеме исследовал обстоятельства, изложенные должником в заявлении о предоставлении отсрочки, дал им надлежащую правовую оценку.

Судья апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, а доводы частной жалобы считает несостоятельными в силу следующего.

Сроки исполнения возложенной на администрацию МО «Онежский муниципальный район» обязанности по обеспечению централизованного водоснабжения определялись изначально при вынесении решения – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Должник решение суда в части срока исполнения возложенных обязанностей не оспаривал, то есть согласился с установленным сроком.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, именно они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, в связи с чем отсутствие или недостаточное финансирование не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Доводы частной жалобы о недостаточности денежных средств в бюджете МО «Онежский муниципальный район» получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом определении суда. Указанные доводы должник вновь приводит в качестве основания для отмены оспариваемого определения, при этом дополнительных доказательств, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции в силу объективных причин и имели бы определяющее значение, к частной жалобе не приобщил.

Возложение судом обязанности на какое-либо лицо совершить юридические действия предполагает принятие таким лицом экстраординарных, а не общеплановых мер для его исполнения.

Исполнение решения суда предполагает достижение конкретного результата, указанного в резолютивной части решения. Недостаточность финансирования не является безусловным основанием для отсрочки исполнения решения суда, учитывая, что должник существенных реальных действий для исполнения решения не произвел.

Ответчик ссылается лишь на недостаточность финансирования, что не является исключительным обстоятельством при решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы заявителя о наличии оснований для отсрочки не являются убедительными, по существу направлены на отдаление на длительный и неопределенный период процедуры реального исполнения решения суда, что противоречит как смыслу закона, так и нарушает баланс интересов сторон.

Таким образом, обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судья апелляционной инстанции

определил:

определение Онежского городского суда Архангельской области от 7 апреля 2022 года оставить без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» – без удовлетворения.

Судья К.А. Аксютина