ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3739/19 от 14.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Старникова Ю.Ю.

Судья-докладчик Гуревская Л.С. по делу № 33-3739/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Горбачук Л.В.

судей Гуревской Л.С., Скубиевой И.В.

при секретаре Андреевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Турманская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления

по апелляционной жалобе третьего лица администрации муниципального образования «Братский район»

на решение Братского районного суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Гуревской Л.С., объяснения прокурора Иркутской областной прокуратуры Дудиной В.П., возражавшей против отмены решения, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование иска прокурор Братского района указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКОУ «Турманская СОШ» (далее – учреждение) природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); компьютеры и периферийное оборудование, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 200 00 00 0 - 4 81 207 11 52 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.

Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой, транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при условии наличия паспорта отходов.

Вместе с тем, проверкой деятельности учреждения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I-IV класса.

Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории данного учреждения, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности влечет нарушение основных конституционных прав граждан.

Просил суд обязать МКОУ «Турманская СОШ», расположенное по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Турма, ул. Гагарина, д. 26, в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКОУ «Туманская СОШ», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года исковые требования прокурора Братского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Братский район» просит решение суда отменить. Указывает, что нарушения требований природоохранного законодательства были устранены в полном объеме до принятия решения. Полагает, что спорное решение носит формальный характер, без учета фактических обстоятельств по делу.

Относительно апелляционной жалобы поступили возражения прокурора, участвующего в деле, Петакчян А.Г.

Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел гражданское дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда полагает решение не подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В силу п. 5 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Требования к измерениям и средствам измерений регламентируются Феде¬ральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно ст. 5 указанного Федерального закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании решения заместителя прокурора Братского района от 21.01.2019 № 23 в период с 21.01.2019 по 20.02.2019 прокуратурой Братского района была проведена проверка исполнения МКОУ «Турманская СОШ» природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об отходах потребления, выразившиеся в отсутствии паспортов на отходы I-IV классов опасности установленной формы. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.02.2019.

Согласно Уставу МКОУ «Турманская СОШ» учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования Братский район в сфере общего образования (п. 1.2.). Учредителем и собственником имущества МКОУ «Турманская СОШ» является муниципальное образование «Братский район». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования «Братский район» (п. 1.6.). Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления (п. 8.1.).

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» здание школы по адресу: Иркутская область, Братский район, п. Турма, ул. Гагарина, д. 26, передано в оперативное управление МКОУ «Турманская СОШ» на основании распоряжения мэра № 1083 от 31.12.2009.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 415 01 52 4); компьютеры и периферийное оборудование, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 81 200 00 00 0 - 4 81 207 11 52 4); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4), паспорта установленной формы на момент проверки отсутствовали, что подтверждается информационным письмом директора МКОУ «Турманская СОШ» от 29.01.2019.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что МКОУ «Турманская СОШ», являясь юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I - IV классов опасности, и осуществляя образовательную деятельность, обязано исполнять требования природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Установленную законом обязанность МКОУ «Турманская СОШ» надлежащим образом не исполняет, выявленные в результате проверки нарушения требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, до настоящего времени ответчиком не устранены.

Судом учтено, что согласно представленным представителем ответчика копиям паспортов отходов I-IV классов опасности они не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Кроме того, учреждением при наличии непищевых отходов кухонь и организаций общественного питания не разработаны паспорта на отходы, образующиеся в процессе деятельности учреждения, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, такие как, отходы IV класса опасности овощей необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4), а также отходы (остатки) фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 13 20 4).

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что паспорта отходов 06.02.2019 направлены администрацией школы в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области заказным письмом с уведомлением, получены Управлением 12.02.2019, 22.02.2019 в адрес ответчика от Управления поступило уведомление об исправлении выявленных недостатков, которые устранены, о чем 25.02.2019 направлена информация в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области, следовательно, требования прокурора исполнены ответчиком в полном объеме добровольно до вынесения решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, которым обязанность по предоставлению паспортов отходов считается исполненной в случае, когда копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются им под роспись.

Ответчиком суду представлены несоответствующие Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорта отходов, паспорта представлены ответчиком не на все виды отходов, указанные в иске прокурором, кроме того, доказательства получения паспортов отходов с исправленными недостатками Управлением Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области ответчиком суду не представлены.

Наличие указанных нарушений влечет отсутствие в МКОУ «Турманская СОШ» условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся, нарушает их право на безопасное и благоприятное пребывание в здании учреждения, а также право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района об обязании МКОУ «Турманская СОШ» составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКОУ «Турманская СОШ», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления являются законными и обоснованными, удовлетворены судом.

Принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, социальную значимость проведения установленных мероприятий, руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил разумный срок исполнения возложенной на ответчика обязанности до 01.05.2019.

Выводы суда соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом изучения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Братского районного суда Иркутской области от 26 февраля 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Горбачук Л.В.

Судьи Скубиева И.В.

Гуревская Л.С.