ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ судья Цивилев С.Д.
дело № 33-3743 поступило <...> г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2014 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Шагдаровой Т.А.,
судейколлегии Куницыной Т.Н., Раднаевой Т.Н.
при секретаре Бадмажаповой С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по заявлению прокурора Баргузинского района РБ об оспаривании нормативного правового акта по апелляционной жалобе представителя Совета депутатов МО «Баргузинский район» Семеновой А.А. на решение Баргузинского районного суда РБ от 15 августа 2014 г., которым заявление прокурора Баргузинского района РБ удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения представителя Совета депутатов МО «Баргузинский район» Семеновой А.А., прокурора Дмитриевой Ю.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Баргузинского района РБ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений».
Заявитель полагал, что решение представительным органом муниципального района принято с превышением предоставленных полномочий. В обоснование требований указал, что исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления определена ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Иные полномочия представительного органа муниципального образования в силу ч. 11 ст. 35 данного закона определяются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Статьей 21 Устава МО «Баргузинский район» определена компетенция Совета депутатов МО «Баргузинский район», при этом установление порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при их продаже к компетенции Совета депутатов не отнесено. По смыслу ч. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ и постановления Правительства РБ от 29.06.2012 г. № 387 порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений должен быть определен органом исполнительной власти местного самоуправления. Ссылаясь на п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96, «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектах нормативных правовых актов» прокурор считает, что оспариваемое решение Совета депутатов содержит коррупциогенный фактор. Прокурор принимал меры к разрешению вопроса во внесудебном порядке: было внесено требование об отмене решения Совета депутатов от 03.12.2012 г., которое рассмотрено Советом депутатов и отклонено.
Представитель Совета депутатов МО «Баргузинский район» Семенова не согласилась с заявлением прокурора, пояснив, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружения, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков и оплаты в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Республики Бурятия № 387 от 29.06.2012 г. органам местного самоуправления было рекомендовано в срок до 01.09.2012 г. разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие цены выкупа земельных участков и порядок определения цены. Поскольку Уставом МО «Баргузинский район» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления находящихся в муниципальной собственности земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд отнесено к компетенции Совета депутатов, соответственно определение цены и порядка определения цены также относится к компетенции Совета. Ни федеральным, ни республиканским законодательством, ни Уставом муниципального образования принятие оспариваемого прокурором нормативного правового акта не отнесено к исключительной компетенции администрации муниципального образования. Рассматриваемое решение, на её взгляд, не содержит коррупциогенного фактора, поскольку решение принято Советом депутатов в пределах предоставленной ему компетенции.
Районный суд удовлетворил заявление прокурора.
В апелляционной жалобе представитель Совета депутатов МО «Баргузинский район» Семенова просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований прокурора. Ссылаясь на те же нормы, что и суд в своем решении, а также на Европейскую хартию местного самоуправления от 15.10.1985 г., считает, что полномочия по установлению порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, сооружений, строений не отнесено федеральным законодательством к полномочиям других органов власти, и не отнесено к исключительной компетенции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Поэтому полагает, что Совет депутатов МО «Баргузинский район» как орган местного самоуправления обладает полномочиями по принятию нормативного правового акта, устанавливающего цену выкупа земельных участков и порядок определения цены.
В заседании судебной коллегии представитель Совета депутатов МО «Баргузинский район» Семенова доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что Совет депутатов по смыслу ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 г. вправе решить любой вопрос, относящийся к компетенции органов местного самоуправления.
Прокурор Дмитриева не согласилась с жалобой, полагая, что судом по делу постановлено законное и обоснованное решение. Считает, что представителем заинтересованного лица дано неверное толкование положениям Европейской хартии.
Выслушав указанных лиц, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований, как установлено ч. 11 ст. 35 названного Федерального закона, определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Ни Федеральный закон № 131-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не содержат положений, которые бы наделяли Совет депутатов МО «Баргузинский район» полномочием нормативно устанавливать порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Довод апелляционной жалобы о том, что Совет депутатов муниципального образования имеет такое полномочие в силу того, что наделен исключительной компетенцией в вопросе определения порядка управления и распоряжения имуществом, несостоятелен.
Действительно, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона каждый орган, входящий в структуру органов местного самоуправления, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Представительный орган муниципального образования согласно п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ наделен исключительной компетенцией в вопросе определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, т.е. обладает полномочием по принятию нормативного правового акта, регламентирующего данный вопрос.
По смыслу указанных выше правовых норм представительный орган местного самоуправления наделен полномочием исключительно по нормативному определению общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Устав муниципального образования «Баргузинский район» иных положений не содержит.
Кроме того, Федеральный закон, в силу которого Устав муниципального образования может наделять представительный орган местного самоуправлениями полномочиями по определению порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, отсутствует.
Довод жалобы со ссылкой на Европейскую хартию местного самоуправления судебная коллегия отклоняет как основный на неправильном толковании правовой нормы.
Положения Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 г., ратифицированной Федеральным Собранием 11.04.1998 г. и вступившей в силу для Российской Федерации с 01.09.1998 г., провозглашают самостоятельность и независимость местного самоуправления от органов государственной власти в рамках предоставленных полномочий. Органы местного самоуправления, названные в Европейской хартии органами власти, наделяются правом осуществлять государственные (публичные) полномочия.
Однако это не означает, что органы местного самоуправления обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа.
Из изложенного выше следует, что, принимая оспариваемое решение, Совет депутатов МО «Баргузинский район» вышел за пределы своей компетенции.
Пунктами 3 и 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. N 96, установлен исчерпывающий перечень коррупциогенных факторов.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является, в том числе, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.
В оспариваемой норме содержится именно этот коррупциогенный фактор, поэтому постановленное судом первой инстанции решение о признании нормативного правового акта противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 329 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Баргузинского районного суда РБ от 15 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Шагдарова Т.А.
Судьи Куницына Т.Н.
Раднаева Т.Н.