судья Свиридова Ж.А. | № 33-3745-2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 04 декабря 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску войсковой части 77360-Ч к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда в части
по апелляционной жалобе третьего лица филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-«2 Финансово-экономическая служба» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 сентября 2018 года, по которому постановлено:
«Исковые требования Войсковой части 77360-Ч к ГИТ в Мурманской области о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания №51/7-1186-18-ОБ/3 от 05.07.2018 - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителей третьего лица филиала ФКУ «ОСК СФ»-«2 Финансово-экономическая служба» ФИО5, ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика ГИТ в Мурманской области ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Войсковая часть 77360-Ч обратилась в суд с иском к Государственной инспекции труда в Мурманской области (далее – ГИТ в Мурманской области) о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда от 05 июля 2018 года в части первого пункта.
В обоснование заявленных требований указано, что 05 июля 2018 года в отношении войсковой части 77360-Ч вынесено предписание № 51/7-1186-18-ОБ/3 об устранении нарушения трудового законодательства - во исполнение требований статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 марта 2018 года № 41-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» произвести перерасчет заработной платы ФИО8 за май 2018 года и выплатить полученные в результате перерасчета суммы.
Не соглашаясь с данным пунктом предписания ГИТ в Мурманской области, истец указал, что за май 2018 года работнику начислена и своевременно выплачена заработная плата пропорционально отработанному времени с учетом требований трудового законодательства, нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации и коллективным договором.
Полагал, что оснований для перерасчета заработной платы ФИО8 за май 2018 года пропорционально отработанному времени, исходя из МРОТ не имеется, поскольку законодательством не определена личная норма рабочего времени и не предусмотрено, что месячная заработная плата лицам, отработавшим неполную норму рабочего времени, не должна начисляться ниже МРОТ.
Просил суд признать незаконным и отменить предписание № 51/7-1186-18-ОБ/3 от 05 июля 2018 года в части первого пункта.
Представитель истца - войсковой части 77360-Ч по доверенности ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГИТ в Мурманской области ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Третье лицо ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ФКУ «ОСК СФ»-«2 Финансово-экономическая служба» ФИО5 поддержал требования истца.
В апелляционной жалобе третье лицо начальник ФКУ «ОСК СФ»-«2 Финансово-экономическая служба» ФИО10, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Полагает, что предписание в оспариваемой части вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, поскольку является индивидуальным трудовым спором.
Не соглашаясь с выводами суда, ссылается на то, что действующим трудовым законодательством не предусмотрено, что размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23 апреля 2014 года, доплата до МРОТ не входит в систему оплаты труда.
Считает, что установленная законом гарантия – право каждого работника на заработную плату не ниже МРОТ не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени, не выполнил норму труда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец войсковая часть 77360-Ч, третье лицо ФИО8, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда и ее территориальными органами (статьи 353, 354 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, ФИО8 принята на работу в войсковую часть 77360-Ч на основании трудового договора № 601 на должность техника отдела (операционный и плановый) с 04 мая 2018 года на период отсутствия основного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.
07 июня 2018 года в ГИТ в Мурманской области поступило обращение ФИО8 о нарушении трудового законодательства в части выплаты заработной платы за май 2018 года в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, на основании которого ГИТ в Мурманской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении войсковой части 77360-Ч.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 05 июля 2018 года № 51/7-1186-18-ОБ/2, согласно которому выявлено, в том числе нарушение обязательных требований статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в начислении и выплате ФИО8 заработной платы за фактически отработанное время в мае 2018 года в неполном размере.
ГИТ в Мурманской области в отношении войсковой части 77360-Ч 05 июля 2018 года выдано предписание № 51/7-1186-18-ОБ/3, которым в соответствии с пунктом 1 на войсковую часть 77360-Ч 05 возложена обязанность во исполнение требований статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 марта 2018 года № 41-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в срок до 10 августа 2018 года произвести перерасчет заработной платы ФИО8 за май 2018 года и выплатить полученные в результате перерасчета суммы.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности требования ГИТ в Мурманской области в части понуждения войсковой части 77360-Ч произвести перерасчет заработной платы работнику с учетом МРОТ, установленного на май 2018 года, пропорционально отработанному сотрудником времени, с дальнейшим начислением районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с чем отказал в их удовлетворении.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, поскольку судом неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявить работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу приведенных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 11 июля 1947 года № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельством, послужившим основанием для обращения в суд с настоящим иском, явились имеющиеся между работодателем и работником разногласия относительно наличия правовых оснований для доплаты до МРОТ начисленной зарплаты за май 2018 года, поскольку работник не отработал норму рабочего времени.
Таким образом, выявленные государственным инспектором по труду нарушения обязательных требований статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в начислении и выплате ФИО8 заработной платы за фактически отработанное время в мае 2018 года в неполном объеме, не являются очевидными.
Спор относительно соблюдения ответчиком законодательства по начислению и выплате заработной платы в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, следовательно, оспариваемое предписание в части пункта 1 вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является незаконным и подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований войсковой части 77360-Ч к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда в части пункта 1.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 сентября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск войсковой части 77360-Ч к Государственной инспекции труда в Мурманской области о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда в части, - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда в Мурманской области № 51/7-1186-18-ОБ/3 от 05 июля 2018 года, вынесенное в отношении войсковой части 77360-Ч в части пункта 1, которым возложена обязанность в срок до 10 августа 2018 года во исполнение требований статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 марта 2018 года № 41-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» произвести перерасчет заработной платы ФИО8 за май 2018 года и выплатить полученные в результате перерасчета суммы.
Апелляционную жалобу третьего лица филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-«2 Финансово-экономическая служба» удовлетворить.
Председательствующий: | |
Судьи: |