ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3745/19 от 21.05.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Старникова Ю.Ю.

Судья-докладчик Кислицына С.В. по делу № 33-3745/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Скубиевой И.В.,

судей Гуревской Л.С. и Кислицыной С.В.,

при секретаре Даудовой Л.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Наратаевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления

по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования «Братский район» Кондратьевой Е.С.

на решение Братского районного суда Иркутской области от 25 февраля 2019 года по данному делу

УСТАНОВИЛА:

в обосновании иска указано, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения МКОУ «Наратаевская СОШ» (далее – учреждение) природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах потребления.

Согласно п. 1.2 Устава учреждения, учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий МО «Братский район» в сфере общего образования. Пунктом 8.1. Устава учреждения установлено, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями, для реализации которых учреждение создано (п. 8.2. Устава). Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4) и т.п.

Вышеуказанные отходы включены в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Требования к транспортированию отходов регламентируются ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которой, транспортирование отходов должно осуществляться, в том числе, при условии наличия паспорта отходов.

Вместе с тем, проверкой деятельности учреждения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии установленных форм паспортов на отходы I-IV класса.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, каждый посетитель учреждения имеет конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Несоблюдение учреждением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами потребления нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие достоверных сведений об экологической обстановке на территории данного учреждения, а также отсутствие сведений об отходах, образующихся в результате его деятельности влечет нарушение основных конституционных прав граждан.

Количество граждан, права которых на благоприятную окружающую среду нарушены несоблюдением ответчиком требований природоохранного законодательства, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений допущенных норм законов, но и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг которых также не подлежит конкретизации.

Просил суд обязать МКОУ «Наратаевская СОШ», расположенное по адресу: <адрес изъят>, в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКОУ «Наратаевская СОШ», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Решением Братского районного суда Иркутской области от 25 февраля 2019 года исковые требования прокурора Братского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель МО «Братский район» Кондратьева Е.С. выражает несогласие с вынесенным решением, поскольку администрацией МКОУ «Наратаевская СОШ» нарушения в сфере природоохранного законодательства об отходах производства и потребления были устранены до вынесения решения суда в полном объеме.

В обосновании доводов приводит Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» указывая, что в настоящее время МКОУ «Наратаевская СОШ» уведомление о необходимости устранения недостатков от территориального органа Росприроднадзора не получала. Следовательно, вывод суда о несоответствии паспортов требованиям ФЗ от 24.06.1998 №89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», правилам проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности не правомерен и не соответствует действительности.

Обращает внимание суда на п.1 ст. 16, ч.1 ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ, поясняя, что региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами – ООО «Братский полигон ТБО» в настоящее время не осуществляет деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Наратаевского сельского поселения, однако данному факту не была дана надлежащая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу.

Считает необоснованным и неподтвержденным установленный решением суда срок исполнения - до 01.05.2019.

Помимо вышеизложенного считает, что прокуратура Братского района в исковом заявлении не указала, в чем заключается нарушение, либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования (п.п. 2, 4 ст. 131 ГПК РФ).

Полагает, что решение суда носит формальный характер, не учитывающий фактических обстоятельств по настоящему делу, суд неправильно истолковал закон, таким образом нарушил нормы материального и процессуального права, не правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела.

Просит отменить решение суда в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор, участвующий в деле Петакчян А.Г., просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без изменения.

Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения прокурора Дудиной В.П., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, обсудив приведенные в ней доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В силу п. 5 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.

Пунктом 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, предусмотрено, что на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Требования к измерениям и средствам измерений регламентируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Согласно ст. 5 указанного Федерального закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Суд первой инстанции установил, что на основании решения заместителя прокурора Братского района от 17.12.2018 № 189 в период с 17.12.2018 по 29.12.2018 прокуратурой Братского района была проведена проверка исполнения МКОУ «Наратаевская СОШ» природоохранного законодательства, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об отходах потребления, выразившиеся в отсутствии паспортов на отходы I-IV классов опасности установленной формы. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29.12.2018.

Согласно Уставу МКОУ «Наратаевская СОШ» учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования Братский район в сфере общего образования (п. 1.2.). Учредителем и собственником имущества МКОУ «Наратаевская СОШ» является муниципальное образование «Братский район». Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального образования «Братский район» (п. 1.6.). Имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления (п. 8.1.).

Согласно выписке из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» здание школы по адресу: <адрес изъят>, передано в оперативное управление МКОУ «Наратаевская СОШ» на основании распоряжения мэра № 1083 от 31.12.2009.

В результате деятельности учреждения образуются такие отходы как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код по ФККО 7 33 220 01 72 4); отходы овощей необработанных, фруктов, овощей и растительных остатков необработанных (код по ФККО 4 01 105 11 20 4 - 4 01 105 13 20 4); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4), бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительский свойства (код по ФККО 4 05 000 00 00 0 - 4 05 923 53 62 4).

Как следует из докладной запиской от 14.12.2018, объяснительной от 10.01.2019 информационным письмом директора МКОУ «Наратаевская СОШ», паспорта установленной формы на отходы производства и потребления на момент проверки отсутствовали.

Из чего суд обоснованно пришел к выводу, что МКОУ «Наратаевская СОШ», являясь юридическим лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I - IV классов опасности, и осуществляя образовательную деятельность, обязано исполнять требования природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления. Однако установленную законом обязанность МКОУ «Наратаевская СОШ» надлежащим образом не исполняет.

Поскольку, на момент рассмотрения судом первой инстанции у ответчика отсутствовала паспортизация отходов, суд пришел к обоснованному выводу об обязании МКОУ «Наратаевская СОШ» в срок не позднее 01.05.2019 составить, утвердить и представить в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта на отходы I – IV классов опасности для окружающей среды, которые образуются в процессе деятельности МКОУ «Наратаевская СОШ», в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления.

Довод апелляционной жалобы о том, что МКОУ «Наратаевская СОШ» полностью устранены выявленные прокуратурой Братского района нарушения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления: разработаны, утверждены и направлены в Управление Федеральной службы Росприроднадзора по Иркутской области паспорта отходов I-IV классов опасности, суд обоснованно не принял во внимание. Поскольку представленные представителем ответчика копии паспортов отходов I-IV классов опасности, не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Кроме того, учреждением не были представлены разработанные и утвержденные паспорта на отходы, образующиеся в процессе деятельности учреждения, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, такие как, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 71 101 01 52 1); оборудование электрическое, утратившее потребительские свойства (код по ФККО 4 82 000 00 00 0 - 4 82 812 11 52 4).

Наличие указанных нарушений влечет отсутствие в МКОУ «Наратаевская СОШ» условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся, нарушает их право на безопасное и благоприятное пребывание в здании учреждения, а также право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принял во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, социальную значимость проведения установленных судом мероприятий, в связи с чем, правомерно установил срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный истцом - до 01.05.2019. Данный срок судебная коллегия находит разумным и обоснованным, соответствующим степени защищаемого права.

В целом все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского районного суда от 25 февраля 2019 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В. Скубиева

Судьи Л.С. Гуревская

С.В. Кислицына