Председательствующий по делу Дело №33-3747-2016
судья Сенотрусова Т.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Кулаковой О.К.
судей Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Матвеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 08 сентября 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченкоского района Забайкальского края, администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании расходов на оплату проезда к месту проведения отдыха и обратно,
по апелляционной жалобе представителя ответчика – администрации муниципального района «Тунгокоченский район» ФИО2
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 18 января 2016 года, которым постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края в пользу ФИО1 задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 49.496 (сорок девять тысяч четыреста девяносто шесть) руб. 40 коп.
Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края профинансировать денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно ФИО1М. «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края, в случае их недостаточности у последнего.
Взыскать с МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 1.684,89 рублей.
Дополнительным решением суда от 31 мая 2016 года постановлено в удовлетворении исковых требований к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что состоит с МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края (далее МБОУ Кыкерская СОШ) в трудовых отношениях в должности главного бухгалтера. В соответствии с приказом директора МБОУ Кыкерская СОШ ей был предоставлен очередной ежегодный отпуск с оплатой бесплатного проезда к месту отдыха, в том числе на члена ее семьи. На оплату проезда к месту отдыха и обратно ею было потрачено 49.496,40 руб. По прибытии из отпуска она предоставила работодателю документы для возмещения стоимости проезда к месту отдыха и обратно, однако ей, как работнику организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, положенную компенсацию не выплатили. С учетом изложенного просила взыскать с МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района Забайкальского края задолженность по расходам, связанным с оплатой проезда к месту проведения отпуска и обратно, в сумме 49.496,40 руб.
Определением суда от 17 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района «Тунгокоческий район» ФИО2 просит решение в части возложения на администрацию «Тунгокоченского района» обязанности по финансированию МБОУ Кыкерская СОШ денежными средствами для оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно истцу в случае их недостаточности у работодателя изменить. Указывает, что финансирование расходов на оплату труда и отдыха работников образовательных учреждений осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам. Отсутствие в решении суда указания на финансирование денежными средствами для выплаты взысканных денежных средств в случае их недостаточности у МБОУ Кыкерская СОШ в пределах выделенных на эти цели субвенций, повлечет нецелевое расходование средств местного бюджета муниципального района «Тунгокоченский район».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО3 просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истица и представитель Администрации муниципального района «Тунгокоческий район», извещенные надлежащим образом о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. На основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, против которых возражала представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец работает и проживает на территории Тунгокоченского района Забайкальского края в с.Кыкер, приравненном к районам Крайнего Севера. Истица работает в МБОУ Кыкерская СОШ главным бухгалтером.
На основании приказа директора МБОУ Кыкерская СОШ от <Дата>№ истице предоставлен очередной ежегодный отпуск в количестве 21 день с 10 сентября по <Дата> с оплатой ей и ее супругу льготного проезда к месту проведения отпуска и обратно.
Из представленного авансового отчета и проездных документов следует, что истцом ФИО1 и ее супругом на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно израсходовано 49.496,40 руб. Судом установлено, что расходы на оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно выплачены не были.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда административно-хозяйственных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Должность ФИО1 – главный бухгалтер МБОУ Кыкерская СОШ относится к административно-хозяйственным.
В соответствии с ч.1 ст.325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года №123 «Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края»).
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Субвенции местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года №81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Согласно п.1 Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План).
План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п.3).
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п.11).
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п.22) - в данном случае Администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.
Администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» представлен план финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год, из которого следует, что требуемые плановые показатели по оплате труда (код бюджетной классификации 201), в том числе заработная плата (код бюджетной классификации 211) составляет 10.788.000 руб., в том числе субвенции 9.300.000 руб.
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе истцу как работнику образовательного учреждения осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
Не могут опровергнуть выводов судебной коллегии доводы представителя Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о том, что финансирование расходов бюджетного учреждения производится в полном объеме, в подтверждение чему представителем ответчика предоставлены заявки на финансирование. Данные доводы и документы подтверждают выделение денежных средств и не доказывают того обстоятельства, что возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно лицам, проживающим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера должно быть произведено путем выделения субвенций из бюджета Забайкальского края, поскольку противоречат приведенным выше нормативным положениям.
Таким образом, решение суда и дополнительное решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, на которое возлагаются обязанности по формированию и выделению субвенций бюджетным учреждениям для оплаты стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ.
В данной части судебная коллегия вышла за пределы доводов апелляционной жалобы в интересах законности в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права.
Судебная коллегия полагает необходимым дополнить решение суда указанием о возложении на администрацию муниципального района обязанности по выплате денежных средств для оплаты стоимости проезда истца и его супруга к месту проведения отпуска и обратно в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда и дополнительное решение оставить без изменения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 18 января 2016 года и дополнительное решение от 31 мая 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении иска к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
То же решение и дополнительное решение частично изменить. Абзац 3 резолютивной части решения изложить следующим образом.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» Тунгокоченского района денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно ФИО1 в случае их недостаточности у МБОУ «Кыкерская СОШ» в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи