ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3748/2022 от 11.05.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Башенхаев А.И. № 33-3748/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Иркутского областного суда Егорова О.В.,

при секретаре Широкове О.В.,

рассмотрев в апелляционном порядке частную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» ФИО1 на определение Аларского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении заявления представителя ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» об отсрочке исполнения решения Аларского районного суда Иркутской области от 14 мая 2013 года по гражданскому делу № 2-207/2013 по исковому заявлению прокурора Аларского района к администрации муниципального образования «Аларский район», Комитету по образованию администрации МО «Аларский район», МБОУ Идеальская СОШ об обязании осуществить строительство нового здания школы в селе Идеал Аларского района Иркутской области в срок до 1 сентября 2014 года,

установила:

решением Аларского районного суда Иркутской области от 14.05.2013 исковые требования прокурора Аларского района удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования «Аларский район», Комитет по образованию администрации муниципального образования «Аларский район», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Идеальская средняя общеобразовательная школа осуществить строительство нового здания школы в с. Идеал Аларского района Иркутской области в срок до 01.09.2014.

Определениями Аларского районного суда от 24.09.2014, от 06.02.2017, от 11.10.2017, от 22.06.2018, от 13.05.2019, от 04.03.2020, от 14.09.2020, от 09.08.2021 администрации муниципального образования «Аларский район», комитету по образованию администрации МО «Аларский район», муниципальному бюджетному образовательному учреждению Идеальская СОШ предоставлялись отсрочки исполнения решения Аларского районного суда - до 01.01.2017, до 01.09.2017, до 01.05.2018, до 31.03.2019, до 31.12.2019, до 30.06.2020, до 31.12.2020, до 31.12.2021.

Представитель администрации муниципального образования «Аларский район» обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда до 31.03.2022, указав в обоснование, что полное исполнение решения суда администрацией МО «Аларский район» в настоящее время невозможно. В ноябре 2021 года администрацией была подана заявка для участия в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий Иркутской области на 2022 год.

15.12.2021 комиссией по рассмотрению проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) был одобрен проект «Комплексное развитие муниципального образования Куйга Аларского района», в который вошло мероприятие по строительству СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района.

24.12.2021 администрацией был загружен проект комплексное развитие муниципального образования Куйта Аларского района Иркутской области в личный кабинет пользователя сервиса предоставления мер господдержки АПК, документы находятся в стадии согласования. Ориентировочная дата начала реализации проекта 2023 год. Бюджет администрации является высокодотационным, исполнить решение собственными средствами не представляется возможным.

Определением Аларского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года представителю ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В частной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» ФИО1 просит определение суда отменить.

В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права. За период с момента принятия судебного решения заявителем проведена огромная работа, направленная на исполнение решения.

Так, администрацией МО «Аларский район» принято решение об участии в отборе проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов в рамках ведомственного проекта «Современный облик сельских территорий» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий». В 2021 году от администрации МО «Аларский район» представлен проект Аларского района Иркутской области». Представленный проект предусматривает мероприятие строительство средней общеобразовательной школы на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района (далее - проект). По результатам заседания Комиссии по рассмотрению проектов развития сельских территорий (сельских агломераций) Иркутской области, состоявшегося 15 декабря 2021 года, под председательством первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области ФИО2, проект направлен на конкурсный отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

29.12.2021 г. Думой МО «Аларский район» было принято решение №7/146-рд «О бюджете муниципального образования «Аларский район» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Указывает, что в качестве условия предоставления отсрочки (рассрочки), по мнению судов, должно было выступать предполагаемое улучшение имущественного положения должника (что, в свою очередь, некоторым образом гарантирует реальное исполнение судебного акта в будущем). Данный факт подтверждает письмо-ответ заместителя министра сельского хозяйства Иркутской области ФИО3 от 21.02.2022 №02-57-757/22 на запрос администрации МО «Аларский район». Суд не учел баланс интересов должника и взыскателя, финансовое положение администрации муниципального образования «Аларский район».

Письменные возражения на частную жалобу не поступили.

Рассмотрев частную жалобу согласно части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без извещения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.

Судом установлено, что решением Аларского районного суда Иркутской области от 14 мая 2013 года по гражданскому делу № 2-207/2013 по исковому заявлению прокурора Аларского района к администрации муниципального образования «Аларский район», Комитету по образованию администрации муниципального образования «Аларский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Идеальская средняя общеобразовательная школа об обязании осуществить строительство нового здания школы в селе Идеал Аларского района Иркутской области в срок до 1 сентября 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования «Аларский район», Комитет по образованию администрации муниципального образования «Аларский район», муниципальное бюджетное образовательное учреждение Идеальская средняя общеобразовательная школа осуществить строительство нового здания школы в с. Идеал Аларского района Иркутской области в срок до 1 сентября 2014 года.

При этом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что происходит эксплуатация здания МБОУ Идеальская СОШ с угрозой причинения вреда жизни или здоровью людей, муниципальному имуществу.

В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Федерального закона РФ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, причин, существенно затрудняющих исполнение, возможности исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе, права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает, что судебное постановление будет исполнено, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, в связи с чем должник в обоснование своего заявления должен привести и обосновать обстоятельства с учетом вышеизложенного.

Как установлено судом из обстоятельств дела, ранее отсрочка предоставлялась неоднократно определениями Аларского районного суда Иркутской области: определением от 24 сентября 2014 года – до 1 января 2017 года; определением от 6 февраля 2017 года – до 1 сентября 2017 года; определением от 11 октября 2017 года – до 1 мая 2018 года; определением от 22 июня 2018 года – до 31 марта 2019 года; определением от 13 мая 2019 года – до 31 декабря 2019 года; определением от 4 марта 2020 года – до 30 июня 2020 года.

В настоящее время заявление об отсрочке исполнения мотивировано тем, что в ноябре 2021 года администрацией была подана заявка для участия в конкурсном отборе проектов комплексного развития сельских территорий Иркутской области на 2022 год.

15.12.2021 комиссией по рассмотрению проектов комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) был одобрен проект «Комплексное развитие муниципального образования Куйга Аларского района», в который вошло мероприятие по строительству СОШ на 198 учащихся в с. Идеал Аларского района.

24.12.2021 администрацией был загружен проект комплексное развитие муниципального образования Куйта Аларского района Иркутской области в личный кабинет пользователя сервиса предоставления мер господдержки АПК, документы находятся в стадии согласования. Ориентировочная дата начала реализации проекта 2023 год. Бюджет администрации является высокодотационным, исполнить решение собственными средствами не представляется возможным.

Разрешая заявление представителя ответчика и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, и учитывая то, что достаточных доказательств, что по окончании заявленного срока до 31.03.2022 исполнение станет возможным, не представлено, суд первой инстанции отказал представителю ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Аларского районного суда Иркутской области от 14 мая 2013 года по гражданскому делу № 2-207/2013.

Исследовав материалы дела в совокупности с заявленными доводами частной жалобы, судья апелляционной инстанции находит обжалуемое определение законным и обоснованным, отвечающим установленным по делу обстоятельствам.

При этом, ссылка в жалобе на письмо-ответ заместителя министра сельского хозяйства Иркутской области ФИО3 от 21.02.2022 № 02-57-757/22 на запрос администрации МО «Аларский район» не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку носит рекомендательный характер и только подтверждает факт направления проекта комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов в рамках ведомственного проекта «Современный облик сельских территорий» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» на конкурсный отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что ранее ответчику предоставлялись отсрочки из года в год со ссылками на нехватку бюджетных средств, необходимость войти в различные программы (муниципальную, государственную). Также и в частной жалобе упоминается программный источник финансирования – комплексное развитие сельских территорий, в который делается попытка войти, с неизвестным результатом.

Таким образом, правильно применив положения статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал представителю ответчика администрации муниципального образования «Аларский район» в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Оснований для отмены обжалуемого определения и предоставления отсрочки исполнения решения суда до 31 марта 2022 года (как просил ответчик) по делу не усматривается. Доводы частной жалобы заявителя не подтверждают обоснованности заявленных оснований отсрочки исполнения решения суда.

С учётом изложенного, правовые основания для отмены определения суда по доводам частной жалобы, исходя из положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

определение Аларского районного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по данному делу оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

Судья О.В. Егорова

Мотивированный текст определения составлен 18.05.2022