Дело № 33-3749/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 8 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей: Алексеевой Г.Ю., Хрулевой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-855/2020 по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом-Кудрово-Сити» об обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., возражения представителя ответчика ФИО6 относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к ООО «УК «Наш Дом-Кудрово-Сити», указывая, что он является собственником <адрес> в <адрес>, управление которым осуществляет ответчик. 16 апреля 2019 года он, истец, через систему ГИС ЖКХ направлен ответчику запрос о предоставлении возможности ознакомления с журналом учета заявок в отношении <адрес> в <адрес> с внесенными в него записями за период с августа 2017 года по апрель 2019 года. Ссылаясь на то, что ответчиком журнал для ознакомления ему предоставлен не был, истец просил суд обязать ответчика предоставить ему для ознакомления журнал учета заявок в отношении <адрес> в <адрес> с записями за период с августа 2017 года по апрель 2019 года, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2020 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального права, ссылаясь на положения п. 17 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», просит иск удовлетворить, полагает, что у суда отсутствовали основания для отказа в иске.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. 4 ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее по тексту - Правила № 170), зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 октября 2003 года за № 5176, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 2.2.5 Правил № 170 объединенные диспетчерские службы (ОДС) должны вести в специальных журналах учет заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения (приложение № 5).
В соответствии с пунктом 2.2.6 Правил № 170 заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 33-34).
Согласно Уставу основным видом деятельности ответчика является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (л.д. 35-36, 55-70).
18 марта 2016 года ответчику выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно распоряжению заместителя председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля администрации Ленинградской области от 23 августа 2018 года № 1307 ответчик осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес> (л.д. 38).
16 апреля 2019 года истец обратился к ответчику с просьбой о предоставлении для ознакомления журнала учета заявок по дому № по <адрес> в <адрес> за период с августа 2017 года по апрель 2019 года.
18 апреля 2019 года ответчик отказал истцу в предоставлении журнала.
Суд первой инстанции, сославшись на положения Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731, где отражены виды информации, которые обязаны раскрывать управляющие организации и способы такого раскрытия, пришел к выводу о том, что все предусмотренные Стандартом сведения управляющей компанией опубликованы на сайте управляющей компании, официальном сайте «Реформы ЖКХ, сайте «ГИС ЖКХ», отказал истцу в удовлетворении иска.
Судебная коллегия не может согласиться с правильностью вывода суда первой инстанции о наличии оснований к отказу ФИО2 в иске по следующим основаниям.При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика признал факт наличия и ведения обществом журнала учета заявок собственников и пользователей помещений <адрес> по <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», которым утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Правила № 416).
В соответствии с п. 4 названных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе раскрытием информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731 («з»).
В пункте 17 Правил № 416 отражено, что аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах.
Регистрация заявок осуществляется в журнале заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии).
Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью аварийно-диспетчерской службы.
Аварийно-диспетчерская служба обязана обеспечить хранение указанного журнала в занимаемом этой службой помещении и ознакомление по желанию собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, в отношении которых эта служба осуществляет аварийно-диспетчерское обслуживание, с внесенными в журнал учета заявок записями.
Таким образом, обязанность организации, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирным домом, по ведению журнала учета заявок собственников и пользователей многоквартирного дома и обеспечению им доступа к такому журналу предусмотрена не Стандартом раскрытия информации, она не связана с раскрытием какой-либо информации о деятельности такой организации, а установлена Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и связана с осуществлением прав собственника жилого помещения в конкретном доме.
Названные положения действующего законодательства не были учтены судом при разрешении возникшего между сторонами спора, что привело к необоснованному отказу ФИО2 в иске.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Таким образом, правоотношения сторон по настоящему делу подпадают под действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как разъяснено в п. 45. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Таким образом, по смыслу Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», сам по себе факт нарушения прав потребителя презюмирует обязанность ответчика компенсировать ему моральный вред.
Право истца, как потребителя услуг, предоставляемых ответчиком, на ознакомление с журналом учета заявок, ведение которого осуществляет ответчик, последним нарушено.
При таком положении судебная коллегия находит установленным факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя услуг, в этой связи у истца возникает право требовать от ответчика компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации названного вреда судебная коллегия принимает во внимание степень вины нарушителя, степень нравственных страданий истца, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, и считает возможным установить его в сумме 5 000 рублей.
Отказ ответчика в предоставлении истцу для ознакомления журнала учета заявок указывает на несоблюдение им добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, а удовлетворение судом апелляционной инстанции иска в части взыскания компенсации морального вреда в обязательном порядке влечет наложение на ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения законных требований потребителя, размер которого составит в данном случае 2 500 рублей.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25 февраля 2020 года по настоящему делу отменить и принять по делу новое решение.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом-Кудрово-Сити» предоставить ФИО1 для ознакомления журнал учета заявок собственников и пользователей в многоквартирном <адрес> в <адрес> муниципального района <адрес> за период с августа 2017 года по апрель 2019 года в срок не позднее 7 дней с момента принятия настоящего определения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом-Кудрово-Сити» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 (Пять тысяч) рублей, штраф в размере 2 500 (Две тысячи пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Наш Дом-Кудрово-Сити» в доход бюджета Всеволожского муниципального района Ленинградской области в размере 700 рублей.
Председательствующий
Судьи:
Судья: Гусева Е.В.