Дело № 33 - 3751 судья Румянцева В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2018 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Копанёвой И.Н., Алексеевой Т.В.,
при секретаре Брусовой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 16 августа 2018 года по делу по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат, компенсации за задержку и причинение морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кургановой И.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о взыскании недоплаченных денежных выплат, компенсации за задержку и причинение морального вреда.
Исковые требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состояла с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут, она уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности.
При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно, что в расчет денежного содержания при исчислении отпускных за 2017 г., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск работодателем не были включены суммы выплаченных ей денежных средств материального стимулирования и разовых премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС.
С учетом уточнений просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области в её пользу денежную задолженность при увольнении в размере 88 625 руб. 62 коп., из которой: по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в 2017 г. - 24 676 руб. 18 коп., задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы - 59 159 руб. 16 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск - 4 790 руб. 28 коп.; компенсацию за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи иска - 7 040 руб. 73 коп.; обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России; взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., обязав ответчика произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила их удовлетворить.
Представители ответчика УФНС России по Тульской области по доверенности ФИО2 и третьего лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности ФИО3 иск не признали, указав, что при увольнении истице все выплаты произведены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
С Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области в пользу ФИО1 взысканы недополученные суммы оплаты ежегодного отпуска в размере 24 676 руб. 18 коп., компенсация за неиспользованный отпуск - 4 790 руб. 28 коп., компенсация при увольнении с государственной гражданской службы - 59 159 руб. 16 коп., а также компенсация за задержку указанных выплат в сумме 6 736 руб. 06 коп., начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по ДД.ММ.ГГГГ, и компенсация морального вреда - 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
Дополнительным решением от 12.09.2018 г. суд обязал Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области самостоятельно рассчитать и выплатить ФИО1 компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодного отпуска, компенсацию за неиспользованный отпуск и компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы, начиная с 30.03.2018 г. по день фактического расчета включительно в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
В апелляционных жалобах УФНС России по Тульской области и Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя УФНС России по Тульской области по доверенности ФИО2 и представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области по доверенности ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 1 по Тульской области в должности <данные изъяты>.
На основании приказа УФНС по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№@ Межрайонная ИФНС России № 1 по Тульской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области.
ДД.ММ.ГГГГ истица уволена с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе».
При увольнении ФИО1 произведены следующие выплаты: четырехмесячное денежное содержание в размере <данные изъяты>., компенсация за неиспользованные отпуска (<данные изъяты>) - <данные изъяты>., что подтверждается соответствующими бухгалтерскими документами и сторонами не оспаривалось.
При этом в расчет указанных выплат ответчиком не были включены денежные средства материального стимулирования, выплаченные истице на основании приказов работодателя за 4 квартал 2015 г. (выплачено в июне 2016 г.), за период с 2016 г. по дату увольнения в декабре 2017 г., а также премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС.
Возражая относительно исковых требований, сторона ответчика ссылалась на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, не является гарантированной выплатой обязательного характера и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности подразделений ФНС, в связи с чем не подлежит учету при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Между тем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с этим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
На основании ч. ч. 1 и 2 ст. 50 вышеуказанного Федерального закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Согласно ч. 5 указанной статьи к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В силу ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных, в том числе подп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) п. 1 Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца (абз. 1 п. 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3 должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14 должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1,5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2 окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3 окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется также, в том числе, за счет средств на выплату: районного коэффициента (коэффициента); повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
На основании п. п. 8 и 9 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год), а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 07.05.2012 г. № 601, в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, с 2014 г. Правительством РФ ежегодно принимаются постановления, предусматривающие объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов на соответствующий год.
Согласно сообщениям Министерства финансов РФ и ФНС РФ от 11.07.2018 г. и 10.07.2018 г. материальное стимулирование государственных служащих территориальных органов ФНС России осуществлялось в период с 2015 г. по 2017 г. за счет бюджетных ассигнований, выделяемых ФНС России Постановлениями Правительства РФ от 31.03.2015 г. № 302-12, от 23.04.2016 г. № 347-7 и от 23.02.2017 г. № 228-7. Доведение сведений об объемах указанных ассигнований до распорядителей за соответствующие периоды осуществлялось как приказами, так и письмами ФНС России. Размер сумм материального стимулирования конкретного государственного гражданского служащего определялся исходя из критериев оценки качества выполнения им должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик его работы и устанавливался руководителем конкретного налогового органа по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа. Данное стимулирование не является гарантированной выплатой каждому работнику и не носит обязательного характера. Такое премирование осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на соответствующие территориальные органы ФНС России, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ). Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, в том числе его участия в реализации приоритетных проектов (программ).
Из анализа приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 г. № 238-7 (в последующем это были постановления № 302-12 от 31.03.2015 г., № 347-7 от 23.04.2016 г. и № 228-7 от 23.02.2017 г.).
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.04.2010 г. № 5905-17 указанные средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда включаются в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС РФ от 10.07.2008 г. № 02-08/07-2248П.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2017 г., а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
При таких обстоятельствах, правильно руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу ФИО1 задолженности по оплате ежегодного отпуска, компенсаций за неиспользованный отпуск и при увольнении.
Выводы суда подробно мотивированы в постановленном по делу решении, судебная коллегия находит их правильными.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционных жалоб УФНС России по Тульской области, Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о том, что согласно ч. 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ и п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562, дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, а, следовательно, не должно учитываться при расчете вышеуказанных выплат, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и, как не опровергающие правильности выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены постановленного по делу решения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского городского суда Тульской области от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УФНС России по Тульской области и Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи