УИД: 29RS0018-01-2020-007477-12
Строка № 2.078, г/п 150 руб.
Судья Поздеева Ю.М.
Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-3755/2021 17 июня 2021 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Маслова Д.А., Поповой Т.В.,
при секретаре Стрельцовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента, взыскании суммы пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 марта 2021 года по делу № 2-814/2021 с учетом определения об исправлении описки от 14 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» (далее - Военный комиссариат Архангельской области) о понуждении произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента, взыскании суммы пенсии за выслугу лет. В обоснование исковых требований указал, что проходил военную службу в рядах Вооруженных сил СССР и Российской Федерации: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части №<адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части №<адрес>. С 24 октября 2002 года является получателем пенсии по выслуге лет с увольнением по ст.51 п.1 п/п «а» (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»). 20 октября 2020 года ему позвонили из пенсионного отдела Военного комиссариата Архангельской области и сообщили, что не выплачивали районный коэффициент 1,4 к пенсии в связи с прохождением военной службы в районе Крайнего Севера (г. Северодвинск) более 15 календарных лет и предложили написать заявление на выплату пенсии за выслугу лет с районным коэффициентом 1,4. 21 октября 2020 года им написано соответствующее заявление. 27 октября 2020 года он уведомлен о начислении единовременной выплаты – доплаты к пенсии в размере 89 156 рублей 96 копеек за период с 21 октября 2019 года по 31 октября 2020 года, а также о размере пенсии с 01 ноября 2020 года с учетом районного коэффициента 1,4 – 50 514 рублей 52 копейки. Таким образом, Военный комиссариат Архангельской области признал, что выплату пенсии за выслугу лет производил в меньшем размере, чем положено по закону, то есть сумма пенсии за период с 24 октября 2002 года по 31 октября 2020 года не получена по вине Военного комиссариата Архангельской области. Просил обязать Военный комиссариат Архангельской области произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 за период с 01 января 2003 года по 20 октября 2019 года, взыскать сумму пенсии за выслугу лет, не полученную своевременно по вине ответчика, за период с 01 января 2003 года по 20 октября 2019 года в размере 668 170 рублей 41 копейку.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил своего представителя.
Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске, с учетом заявления об уменьшении исковых требований, а также по доводам, изложенным в возражениях на отзыв ответчика.
До объявления перерыва в судебном заседании представители ответчика ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, с требованиями не согласились по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на иск.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 марта 2021 года исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Архангельской области о понуждении произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4, взыскании суммы пенсии за выслугу лет удовлетворены.
На Военный комиссариат Архангельской области возложена обязанность произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 за период с 01 январяч 2003 года по 20 октября 2019 года.
С Военного комиссариата Архангельской области в пользу ФИО1 взыскана сумма пенсии за выслугу лет, не полученная пенсионером своевременно по вине Военного комиссариата Архангельской области за период с 01 января 2003 года по 20 октября 2019 года в размере 668 170 рублей 41 копейка.
С указанным решением не согласился ответчик, в поданной апелляционной жалобе просит проверить решение суда в полном объеме, решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при принятии решения допущены нарушения и неправильное применение и толкование норм материального и процессуального права, что повлияло на вынесение неправильного решения. Полагает, судом ненадлежащим образом оценено заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям. Поскольку установленный законодателем срок вступления в силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 3-ФЗ устанавливает годичный срок для ознакомления с нормами федерального законодательства, то указанные положения устанавливают и срок для обращения с соответствующим заявлением для реализации предоставленного пенсионеру права (а именно на получение пенсии с учетом районного коэффициента) в пенсионный орган. В обоснование этого ссылается на позицию, изложенную в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 года, где изложен механизм реализации норм Федерального закона от 10 января 2002 года № 3-ФЗ, а именно путем обращения гражданина в орган, назначающий пенсию за соответствующим перерасчетом, при этом отсутствует указание на какую-либо обязанность пенсионного органа для проведения пересмотра установленных районных коэффициентов пенсионерам военнослужащим, имеющим право на сохранение районного коэффициента. Полагает, что с учетом отсутствия своевременного обращения истца с заявлением о перерасчете пенсии, не реализовавшего свое право на перерасчет, перерасчет и доплата пенсии должны производиться в соответствии с положениями ст. 55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», т.е. не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения. В данном случае такой перерасчет и был произведен. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца за период более чем 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера районного коэффициента к пенсии, у суда не имелось. Кроме того, районный коэффициент к пенсии является дополнительной выплатой, в связи с чем не является пересмотром пенсии и не подпадает ни под одно из указанных в ст.49 вышеуказанного закона оснований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, истец является получателем пенсии за выслугу лет с 24 октября 2002 года, на момент назначения районный коэффициент установлен в размере 1,2. Истец обратился с заявлением о пересмотре размера пенсии с учетом сохраненного районного коэффициента 21 октября 2020 года. 27 октября 2020 года ответчиком произведен перерасчет размера пенсии истца с 21 октября 2019 года, выплачена доплата за период с 21 октября 2019 года по 21 октября 2020 года.
Разрешая спор, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента в размере 1,4 истец имел с момента назначения пенсии – 24 октября 2002 года. При этом исходил из виновного поведения ответчика, производившего расчет пенсии истца 10 января 2003 года, когда Федеральный закон от 10 января 2002 года № 3-ФЗ "О внесении дополнения в ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», закрепивший право пенсионеров за выслугу лет получать районный коэффициент в повышенном размере, уже вступил в силу, а у ответчика сведения о выслуге лет в пенсионном деле истца имелись, в связи с чем расчет пенсии истца должен быть произведен в соответствии с ч. 3 ст. 48 данного закона.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда в силу следующего.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей урегулирован Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с п. "а" ст. 1 данного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 43 данного закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
К размерам пенсий в силу ст. 48 закона применяются районные коэффициенты. Так, пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст.ст. 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
При этом последние части данной статьи дополнены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 3-ФЗ. Согласно ст. 3 названного Федерального закона от 10 января 2002 года № 3-ФЗ, указанная норма вступила в силу с 01 января 2003 года.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Из изложенного следует, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются соответствующие документы, и выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Как указано выше, истец обратился с заявлением в пенсионный орган 21 октября 2020 года. 27 октября 2020 года ответчиком произведен перерасчет размера пенсии истца с 21 октября 2019 года, выплачена доплата за период с 21 октября 2019 года по 21 октября 2020 года, т.е. доплата произведена за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, следовательно, ответчик действовал сообразно нормам ч. 1 ст. 55 вышеуказанного закона.
Нельзя признать основанным на законе вывод суда о виновности ответчика, заключающейся в том, что поскольку пенсия истцу назначалась 10 января 2003 года, изменения, внесенные в ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» уже вступили в силу, следовательно и пенсия подлежала назначению с учетом ч. 3 ст. 48 данного закона.
Действительно, в силу ч. 2 ст. 58 вышеуказанного закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Однако оснований считать, что истцу пенсия с учетом районного коэффициента не выплачена с даты ее назначения по вине пенсионного органа не имеется, поскольку по смыслу ст. 43 данного закона, п. 8-10 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", размеры пенсий определяются из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов, т.е. учитываются их размеры на день увольнения, а следовательно и учитывается законодательство, действующее на день назначения пенсии.
Принимая во внимание, что пенсия за выслугу лет истцу назначалась с 24 октября 2002 года, на указанную дату определялись соответствующие оклады, надбавки, однако на указанную дату Федеральный закон от 10 января 2002 года № 3-ФЗ, который дополнил ст. 48 ч. 3 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», не вступил в силу, оснований для назначения истцу пенсии с учетом норм данного закона, даже при том, что решение о ее назначении принималось 10 января 2003 года, не имелось.
При этом в заявлении о назначении пенсии истец не просил ее назначить с 01 января 2003 года с учетом районного коэффициента 1,4, не обращался он за перерасчетом пенсии и до 21 октября 2020 года.
Кроме того, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 3-ФЗ, вступивший в силу 01 января 2003 года, не предусматривает возможности перерасчета пенсий за выслугу лет в беззаявительном порядке и по документам, имеющимся в пенсионном деле гражданина. Напротив, из смысла указанного закона, принятого 10 января 2002 года, вступившего в силу с 01 января 2003 года, следует, что пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 лет и переехавшим в другую местность, где им была назначена пенсия с учетом коэффициента данной местности либо без него, предоставлено право обратиться за перерасчетом пенсии с учетом коэффициента, который был им установлен по последнему месту работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях. Следовательно, пенсия в соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» может быть пересчитана с применением северного коэффициента с 1 января 2003 года при условии обращения гражданина за перерасчетом пенсии. На это указано и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2002 года.
Учитывая, что абз. 3 ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» предусмотрено право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента для определенного круга лиц, перерасчет пенсии неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права на увеличение пенсии и носит заявительный характер, в данном случае истец за перерасчетом ранее октября 2020 года не обращался, следовательно, у суда первой инстанции по мотиву виновного поведения пенсионного органа отсутствовали основания для перерасчета пенсии истца за весь период с момента вступления Федерального закона от 10 января 2002 года № 3-ФЗ в силу.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным ввиду неправильного применения судом норм материального права, оно на основании ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы стороны истца о том, что 21 октября 2020 года истец обращался не за перерасчетом пенсии, а просил рассмотреть вопрос о выплате ему районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, основанием для удовлетворения требований об установлении такого коэффициента с момента вступления в силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 3-ФЗ являться не могут. Произведенный перерасчет размера пенсии прав истца не нарушает. Установление повышенного районного коэффициента не может не влечь изменения размера пенсии, а следовательно и ее перерасчета. При этом сроки перерасчета пенсий установлены законом. В данном случае, как указано выше, перерасчет произведен ответчиком обоснованно в сроки, установленные п. «б» ч. 1 ст. 55 вышеназванного закона.
Несостоятельны и доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Возможность применения сроков исковой давности к пенсионным правоотношениям вышеуказанным законом не предусмотрена.
Таким образом, ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежит.
Кроме того, следует учитывать, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, носят властно-подчиненный характер, поскольку направлены на выполнение пенсионными органами возложенных на них государством функций по обеспечению граждан пенсией, и порождают имущественные права граждан на пенсионное обеспечение.
Согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в данном случае срок исковой давности применению не подлежал.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Архангельской области» о понуждении произвести доплату суммы пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4, взыскании суммы пенсии за выслугу лет отказать.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Д.А. Маслов
Т.В. Попова