ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3759/2013 от 23.08.2013 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Новицкая Т.В. Дело № 33- 3759/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2013 года г. Ханты - Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Дука Е.А.

судей                                  Максименко И.В., Степановой М.Г.

с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.

при секретаре Чайка Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению  П.А.В. о нарушении избирательных прав, об оспаривании решений избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение (адрес),

по апелляционной жалобе избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение (адрес) на решение Сургутского районного суда от 05 августа 2013 года, которым постановлено:

«Заявление  П.А.В. о нарушении избирательных прав, об оспаривании решений избирательной комиссии - удовлетворить.

Отменить постановление (номер) от (дата) избирательной комиссии МО с.(адрес) об отказе в регистрации кандидата на должность Главы МО с.(адрес).

Отменить постановление (номер) от (дата) избирательной комиссии МО с.(адрес) о рассмотрении заявления кандидата на должность Главы МО с.(адрес) от (дата).

Обязать избирательную комиссию МО с.(адрес) выдать П.А.В. разрешение на открытие избирательного счета, справки подтверждения о приеме документов 28 и 29 июля 2013 года.

Обязать избирательную комиссию МО с.(адрес) разрешить вопрос регистрации  П.А.В. в качестве кандидата на должность главы МО с.(адрес) на основании его повторного заявления о согласии баллотироваться от 28.07.2013 года, документов под номерами с 99 по 106 и представленных 29 июля 2013 года для регистрации документов под номерами с 115 по 121, зарегистрированных во входящем журнале. При принятии решения о регистрации или об отказе в регистрации не считать нарушением отсутствие 29 июля 2013 года уведомления об открытии избирательного счета и финансового отчета».

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителей избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение (адрес) Б, Р, Л, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя  П.А.В. – Ф, мнение прокурора Бикмухаметовой Г.Р. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

П.А.В. обратился в суд с заявлением о нарушении избирательных прав, в котором просит отменить постановление избирательной комиссии (номер) от (дата) об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования с.(адрес), постановление избирательной комиссии (номер) от (дата) об отказе в повторной выдаче справки – подтверждения о приеме документов о согласии баллотироваться и разрешения на открытие избирательного счета кандидата, обязать избирательную комиссию МО с(адрес) (далее по тексту – ИК) повторно выдать разрешение на открытие избирательного счета и провести процедуру регистрации кандидата на должность главы МО с.(адрес), ссылаясь на то, что (дата) он подал в ИК свое согласие баллотироваться кандидатом на должность главы МО с.(адрес), а (дата) представил документы для регистрации. О дате проведения проверки подписных листов извещен не был. 28 июля 2013 года в 12-52ч. он подал в ИК заявление о снятии своей кандидатуры и об отзыве ранее поданного заявления. В тот же день в 13-30ч. им подано повторное заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы с.(адрес) с необходимыми документами. Однако (дата) ИК приняла решение об отказе в регистрации по первоначальному заявлению и отказала в повторной выдаче справки-подтверждения о приеме документов и разрешения на открытие избирательного счета. Оспариваемые постановления ИК вручены заявителю (дата).

Дополнив требования, заявитель просит обязать ИК выдать ему справку (подтверждение), разрешение на открытие избирательного счета, разрешить вопрос о регистрации в качестве кандидата на должность главы МО с.(адрес) и, при принятии решения о регистрации либо об отказе в регистрации, не считать нарушением отсутствие 28 и 29 июля 2013 года уведомления об открытии избирательного счета и финансового отчета.

В судебном заседании П.А.В., его представитель Ф заявленные требования, с учетом их дополнений, поддержали в полном объеме.

Представитель ИК с.(адрес) З с требованиями не согласился, пояснив, что повторное выдвижение кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения. Исходя из п.30 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, П.А.В. необходимо было дождаться аннулирования регистрации по первому заявлению. В силу п.9 ст.3 Закона ХМАО №33-оз новая справка (подтверждение) может быть выдана только после отказа в регистрации. Повторное заявление о согласии баллотироваться не учитывается, поскольку не принято решение по заявлению о снятии по первому заявлению. Поскольку первый избирательный счет заявителя был закрыт с нарушением установленного законом порядка, без решения ИК, то выдать разрешение на открытие нового счета не имели права, не закрыв прежний. Считает действия и решения ИК законными.

Представитель территориальной ИК (адрес) Ч с требованиями  П.А.В. не согласился, поддержал доводы представителя ИК с.(адрес).

В заключении прокурор Сургутского района Подлужная Н.Б. полагала заявление подлежащим удовлетворению частично.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ИК МО с.(адрес) Ч просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указал, что (дата), то есть до назначенного на (дата) заседания ИК для решения вопроса о регистрации по первоначальному обращению заявителя, П.А.В. обратился в ИК с заявлением о снятии своей кандидатуры на должность главы поселения с.(адрес), и, следовательно, отказался от дальнейшего участия в выборах. Поданное им заявление о регистрации в качестве кандидата на должность главы поселения от 28 июля 2013 года в 13-30ч. считает противоречащим избирательному законодательству, так как Законом № 67-ФЗ не предусмотрено право повторного выдвижения в качестве нового кандидата на тех же выборах, после снятия своей кандидатуры. Суд, выйдя за пределы своей компетенции, обязал ИК МО с.(адрес) разрешить вопрос о регистрации заявителя в качестве кандидата на должность главы МО на основании повторного заявления о согласии баллотироваться от 28 июля 2013 года и при принятии решения о регистрации или об отказе в регистрации не считать нарушением отсутствие 29 июля 2013 года уведомления об открытии избирательного счета и финансового отчета.

В отзыве на апелляционную жалобу П.А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ИК МО с.(адрес) – без удовлетворения.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя  П.А.В., представителя ТИК (адрес), извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167  ГПК РФ).

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их и отзыв, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на 08 сентября 2013 года назначены выборы главы муниципального образования сельского поселения (адрес), последний срок сдачи документов для регистрации кандидатов установлен до 18:00 ч. 29 июля 2013 года.

18 июля 2013 года П.А.В., в порядке самовыдвижения, подал в ИК свое согласие баллотироваться кандидатом на должность главы с.(адрес) с приложением документов, а 20 июля 2013 года представил документы для регистрации, в том числе уведомление об открытии специального избирательного счета.

В 12:52ч. 28 июля 2013 года П.А.В. подал в ИК заявление о снятии своей кандидатуры и об отзыве ранее поданного заявления о согласии баллотироваться на должность главы сельского поселения (адрес).

В 13:30ч. 28 июля 2013 года П.А.В. подал повторное заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы сельского поселения (адрес) с необходимыми документами, которые были зарегистрированы в книгу входящих документов под номерами с 99 по 106. Также П.А.В. в письменной форме просил выдать ему справку (подтверждение) и разрешение на открытие избирательного счета, в чем ему было отказано в устной форме.

С 14:00ч. до 15:20ч. 29 июля 2013 года ИК рассматривался вопрос о регистрации  П.А.В. в качестве кандидата на должность главы поселения, по результатам было вынесено постановление (номер) от (дата) об отказе в регистрации в связи с тем, что представлено недостаточное количество подписей избирателей в поддержку своего выдвижения.

Заявление об отзыве своей кандидатуры  П.А.В. не рассмотрено.

В 16:10ч. 29 июля 2013 года П.А.В. представил в ИК документы для регистрации к повторному заявлению о согласии баллотироваться в кандидаты. Также П.А.В. в письменной форме повторно просил выдать ему разрешение на открытие избирательного счета.

Постановлением ИК № 21 от 29 июля 2013 года в заявлении  П.А.В. о выдаче справки (подтверждения) и разрешения на открытие избирательного счета к повторному заявлению о согласии баллотироваться было оставлено без удовлетворения ввиду того, что на 28 июля 2013 года П.А.В. числился кандидатом и комиссия не имела законных оснований для выдачи справки (подтверждения), а повторная выдача разрешения на открытие избирательного счета законом не предусмотрена.

Оба постановления были получены  П.А.В. 29 июля 2013 года.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с пунктом 30 статьи 38 Закона №67-ФЗ, кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый непосредственно и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.

Пунктом 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. N 33- оз «О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» установлено, что избирательная комиссия муниципального образования считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Согласно ст.6 Закона N 33-оз избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что у ИК оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом на должность главы муниципального образования сельского поселения Русскинская в рамках требований Закона №67-ФЗ, Закона №33-оз у ИК не имелось. Подача  П.А.В. повторного уведомления о выдвижении с представлением иных избирательных документов, включая подписные листы, не является нарушением требований избирательного законодательства.

Вопреки нежеланию  П.А.В. баллотироваться в кандидаты, без учета его заявления о снятии своей кандидатуры, поступившего за день до заседания комиссии – 28 июля 2013 года, 29 июля 2013 года ИК рассмотрела вопрос о регистрации заявителя по первоначальному заявлению, отказав в регистрации по причине недостаточного количества подписей. Заявление  П.А.В. о снятии своей кандидатуры не рассмотрено.

Как правильно указано судом, выдача справки (подтверждения) и разрешения на открытие специального избирательного счета при повторном выдвижении кандидата, как в данном случае, является обязанностью избирательной комиссии, поскольку в этом случае гражданин повторно приобретает права и обязанности кандидата.

Согласно п.9 ст.3 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. N 33- оз «О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» при поступлении в соответствующую избирательную комиссию документов для выдвижения кандидата оформляется справка (подтверждение) о приеме документов. Справка (подтверждение) оформляется незамедлительно при принятии документов и подписывается кандидатом, а также принявшим документы членом комиссии с правом решающего голоса. В отношении каждого кандидата, представившего документы для выдвижения, оформляется одна справка (подтверждение) о приеме документов. Новая справка (подтверждение) может оформляться только в случае повторного выдвижения кандидата.

В силу п.1.1. ст.9 Закона Ханты-Мансийского АО от 18 июня 2003 г. N 33-оз «О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Создание избирательного фонда осуществляется путем открытия специального избирательного счета в предусмотренном законодательством порядке. О создании своего избирательного фонда (открытии избирательного счета) кандидат обязан уведомить избирательную комиссию, представив вместе с иными документами для регистрации кандидата собственноручное письменное уведомление об этом, которое является необходимым для регистрации документом. В случае создания избирательного фонда (открытия избирательного счета) в нарушение порядка и сроков его создания (открытия), предусмотренных законодательством, избирательный фонд кандидата считается несозданным.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений порядка выдвижения кандидата  П.А.В. 28 июля и 29 июля 2013 года.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении процедуры выдвижения кандидата и регистрации его избирательной комиссией были исследованы в суде и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание. Новых обстоятельств в жалобе не приведено.

Утверждения автора апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий, несостоятельны, поскольку противоречат п.1 ст.75 Закона №67-ФЗ о том, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В данном случае, отсутствие на момент подачи повторного заявления о согласии баллотироваться открытого избирательного счета и финансового отчета влечет безусловный отказ заявителю в его регистрации кандидатом, что вызвано указанными выше неправомерными действиями (бездействием) избирательной комиссии.

Принимая во внимание, что повторное заявление  П.А.В. не рассмотрено, суд, возлагая на ИК обязанность по его рассмотрению, не предрешил тем самым его результат, что следует из резолютивной части решения, а лишь восстановил нарушенное право заявителя на рассмотрение его заявления в порядке, предусмотренном законом.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ). Оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сургутского районного суда от 05 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение (адрес) – без удовлетворения.

Председательствующий судья Дука Е.А.

Судьи: Максименко И.В.

Степанова М.Г.