Судья Солдатова М.Е. Дело № 33-3759/2022
Материал № 9-43/2022 (М-248/2022)
64RS0004-01-2022-000568-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31.05.2022 г. г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Садовой И.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абраменковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материал по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью страховая компания «ВТБ Страхование» о расторжении договора страхования, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда по частной жалобе ФИО1 на определение Балаковского районного суда Саратовской области от 31.01.2022 г., которым возвращено исковое заявление в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику с вышеуказанными требованиями.
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 31.01.2022 г. исковое заявление возвращено, как поданное с нарушением правил досудебного порядка урегулирования спора.
ФИО1 просит в частной жалобе определение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального права, принять исковое заявление к производству Балаковского районного суда Саратовской области.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции по доводам, изложенным в частной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), не нахожу оснований для его отмены.
Возвращая исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи искового заявления, сведений о соблюдении ФИО1 установленного Федеральным законом от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» досудебного порядка урегулирования спора материалы искового заявления, не содержат.
Соглашаюсь с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 3, п. 3 ст. 132 ГПК РФ заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров при наличии документа, подтверждающего выполнение данного требования.
В силу ст. 15 Федерального закона 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, указанный в ст. 29 настоящего Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст. 30 настоящего Федерального закона, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в ст. 19 настоящего Федерального закона) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
Таким образом, специальное указание об обязательном соблюдении досудебного порядка урегулирования спора содержится в Федеральном законе 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»
В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель представляет в суд либо решение финансового уполномоченного, либо соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия, либо уведомление о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в принятии обращения к рассмотрению; (ч. 4 ст. 25 Закона о финансовом уполномоченном).
Указанные положения п. 1 ч. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона в отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, применяются с 01.06.2019 г.
Следовательно с 01.06.2019 г. потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 настоящего Федерального закона, в случае: 1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного ч. 8 ст. 20 настоящего Федерального закона срока рассмотрения обращения и принятия по нему решения; 2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным в соответствии со ст. 27 настоящего Федерального закона; 3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного (п. 1 ст. 25 Федерального закона 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
При обращении в суд в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов: 1) решение финансового уполномоченного; 2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия; 3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, предусмотренное ч. 4 ст. 18 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 25 указанного Закона).
Из приложенного к исковому заявлению уведомления финансового уполномоченного об отказе в принятии обращения к рассмотрению от 13.07.2021 г. следует, что в принятии обращения ФИО1 отказано ввиду отсутствия в материалах обращения сведений об обращении истца в финансовую организацию с заявлением в установленном статьей 16 Закона № 123-ФЗ порядке.
При отказе в рассмотрении или прекращении рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя в связи с ненадлежащим обращением потребителя к финансовому уполномоченному, в частности, если потребитель финансовых услуг предварительно не обратился в финансовую организацию в порядке, установленном статьей 16 данного закона, если обращение потребителя содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц или его текст не поддается прочтению, а также в случае непредставления потребителем финансовых услуг документов, разъяснений и (или) сведений в соответствии с данным законом, если это влечет невозможность рассмотрения обращения по существу (пункты 2, 11, 12 части 1 статьи 19, пункт 2 части 1 статьи 27 Закона), обязательный досудебный порядок является несоблюденным (вопрос 2 разъяснения по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
ФИО1 обратился с иском в суд при этом доказательств, подтверждающих выполнение требований ст. 25 Федерального закона 04.06.2018 г.
№ 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в материалах дела не имеется.
По правилам п. 1 ч. 1 ст. если потребителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, судья возвращает исковое заявление (п. 1ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в частной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 331, 333, 334 ГПК РФ, судья
определил:
определение Балаковского районного суда Саратовской области от
31.01.2022 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.06.2022 г.
Судья И.М. Садовая