ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-376 от 25.01.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Карпинская А.В. Дело № 33-376

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ефимовой И.В.,

судей Паршиной С.В., Саяпиной Е.Г.,

при секретаре Куницыной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку по апелляционной жалобе администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 02 ноября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи, объяснения процессуального истца Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянова М.О., возражавшего относительно удовлетворения жалобы и отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе обследования, проведенного сотрудниками министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в июле 2016 года, выявлены земельные участки, захламленные отходами производства и потребления. В частности, установлено несанкционированное размещение бытовых отходов приблизительным объемом 3500 куб.м на земельном участке площадью примерно 40000 кв.м, расположенном в <адрес>. Земельный участок относится к землям поселений.

По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации Колоярского муниципального образования было внесено представление об устранении выявленных нарушений и ликвидации захламления территории.

По утверждению прокурора, ответчиком не принято достаточных мер для решения вопроса о ликвидации свалки, в связи с чем прокурор просил суд обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов приблизительным объемом 3500 куб.м на земельном участке площадью 40000 кв.м, расположенном <адрес>

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования «Город Саратов».

Решением Вольского районного суда Саратовской области от 02 ноября
2016 года исковые требования удовлетворены.

Администрация Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области не согласилась с решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В жалобе автор указывает на незаконность и необоснованность решения суда, принятого с нарушением норм материального права. По мнению автора жалобы, судом неправомерно удовлетворены требования прокурора, поскольку полномочия по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельских поселений должны осуществляться органами субъекта Российской Федерации, в связи с чем администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Ссылаясь на положения статей 6, 8 Федерального закона от 24 июня
1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на Закон Саратовской области от 24 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» и статью 3 Устава Колоярского муниципального образования Вольского района Саратовской области, автор жалобы указал, что за сельскими поселениями с 01 января 2016 года закреплено только участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться ежегодно при условии, что федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Соглашение о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации по данному вопросу не заключалось, предоставление соответствующих субвенций Законом Саратовской области от 09 декабря 2015 года № 173-3CO «Об областном бюджете на 2016 год» ответчику не предусмотрено, следовательно, вывод суда об удовлетворении исковых требований является необоснованным.

Представитель администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщил.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января
2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу положений части 1 статьи 51 указанного закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6 данного закона регламентирует полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым, в том числе относятся следующие:

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора).

В статье 8 закона (пункты 1-2) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу части 3 статьи 14 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 ст. 14 закона).

Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 24 сентября 2014 года
№ 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» за сельскими поселениями с 01 января 2016 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с уставом Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, принятым решением Совета Колоярского муниципального образования № 1/4-13 от 25 декабря 2005 года, Колоярское поселение является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Вольского муниципального района. К вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (статьи 1, 3 устава).

Как следует из материалов дела, в ходе рейдового обследования, проведенного министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 08 июля 2016 года на основании обращения Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 28 июня 2016 года, установлено, что на земельном участке площадью примерно 40000 кв.м, расположенном <адрес>, неопределенным кругом лиц допущено несанкционированное размещение на почве твердых коммунальных отходов. По результатам осмотра составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований и фототаблица (л.д. 9-10).

В акте указано, что площадь земельного участка, занятого отходами, составляет примерно 40000 кв.м, приблизительный объем накопленных отходов - 3500 куб.м, земельный участок относится к землям поселений, координаты участка: <данные изъяты>.

Согласно информации от 12 июля 2016 года, направленной министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в Саратовскую межрайонную природоохранную прокуратуру, земельные участки, занятые отходами, расположены на территории Колоярского муниципального образования, относятся к категории земель населенных пунктов, земельные участки не разграничены (л.д. 8).

По результатам проверки прокурором 20 июля 2016 года на имя главы администрации Колоярского муниципального образования направлено представление о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки
(л.д. 11-14).

Согласно ответу главы Колоярского муниципального образования от
17 августа 2016 года за нарушение природоохранного законодательства заместитель главы администрации Колоярского муниципального образования, по вине которого ненадлежащим образом исполняется законодательство, привлечен к дисциплинарной ответственности, администрацией принимаются меры по ликвидации свалки: составляется локальный сметный расчет на ликвидацию отходов. В ответе указано, что при поступлении дополнительных доходов, которые ожидаются в сентября 2016 года, свалка будет ликвидирована (л.д. 15-17).

Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде первой либо апелляционной инстанций несанкционированная свалка отходов на земельном участке была устранена, стороной ответчика не представлено. Факт нахождения свалки в границах Колоярского муниципального образования ответчиком не оспаривался.

Анализ исследованных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по устранению несанкционированной свалки лежит на администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области, поскольку указанные полномочия возложены на ответчика законом субъекта и относятся к вопросам местного значения поселения. Земельный участок, занятый отходами, расположен на территории Колоярского муниципального образования, непринятие мер по ликвидации свалки отходов приводит к захламлению, порче земель, снижению плодородия почв, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку для лиц, проживающих и пребывающих на территории сельского поселения.

Указание в действующем законодательстве на участие сельских поселений в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, возложенных на них законом, включая обязанности по регулярной очистке от отходов территории муниципальных образований.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора являются законными и обоснованными.

Доводы жалобы об отсутствии в бюджете Колоярского муниципального образования денежных средств на осуществление мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов не влияют на правильность выводов суда. Положения действующего законодательства не ставят осуществление органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств для их реализации.

Иные доводы, приведенные в жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, являлись предметом исследования и оценки суда с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиций их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вольского районного суда Саратовской области от 02 ноября
2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи