ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3760/2018 от 20.06.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Заостровцева И.А. стр. 200г. г/п. 00 руб. 00 коп.

Докладчик Галкина Л.Н Дело № 33-3760/2018 20 июня 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Корепановой С.В.,

судей Галкиной Л.Н., Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Поташевой Р-М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске дело по апелляционной жалобе Главы администрации МО «Октябрьское» ФИО1 на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 15 марта 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Октябрьское» о возложении обязанности организовать искусственное уличное освещение проезда, расположенного со стороны заднего фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Устьянский <адрес>, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Октябрьское» обязанность организовать искусственное уличное освещение проезда, расположенного со стороны заднего фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Галкиной Л.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Октябрьское» о возложении обязанности организовать уличное (дворовое) освещение территории возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: Устьянский <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что по обращению гражданки ФИО2 по вопросу уличного (дворового) освещения территории возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что на дворовой территории указанного дома установлено 5 наружных уличных светильников. Элементы уличного освещения (фонарные столбы в количестве 6 штук) соединены между собой электрическим кабелем. В темное время суток уличное (дворовое) освещение посредством перечисленных элементов уличного освещения не осуществляется. Фонарные столбы установлены на земельном участке, находящемся в государственной собственности, права на который не разграничены. Обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному (дворовому) освещению действующим законодательством не предусмотрена. На администрацию МО «Октябрьское» в соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена обязанность по организации благоустройства территории городского поселения (в частности, освещения улиц). Ненадлежащая организация ответчиком уличного (дворового) освещения возле многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, создает условия для совершения правонарушений и преступлений.

С учетом уточненных требований просит возложить на администрации МО «Октябрьское» обязанность организовать искусственное уличное освещение проезда, расположенного со стороны заднего фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Хромцов А.Н. в судебном заседании уточненные требования поддержал.

Представитель администрации МО «Октябрьское» ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась.

Судом принято указанное решение, с которым не согласен Глава администрации МО «Октябрьское» ФИО1 и просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на выполнение организации искусственного уличного освещения заднего фасада многоквартирного дома застройщиком при строительстве с целью соблюдения пожарной безопасности.

Указывает, что уличные светильники подключены к общей системе электроснабжения многоквартирного дома, не включаются управляющей компанией, обслуживающий данный дом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, заслушав прокурора Загвоздину Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что на основании обращения ФИО2 в прокуратуру от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, в ходе которой осуществлен осмотр элементов уличного освещения на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ возле указанного дома со стороны фасада здания (подъездов дома) на расстоянии от 10 до 20 метров от стены фасада здания установлены фонарные столбы уличного освещения в количестве 3 штук, которые оснащены плафонами. Направление установки плафонов указанных фонарных столбов в сторону фасада здания– дома <адрес>. Со стороны заднего фасада здания на расстоянии от 10 до 15 метров от стены заднего фасада здания установлены фонарные столбы уличного освещения в количестве 3 штук, два из которых имеют плафоны, которые имеют направление установки под углом 450 от <адрес>. Перечисленные элементы уличного освещения (фонарные столбы в количестве 6 штук) соединены между собой электрическим кабелем. В период проведения осмотра с 18 час. 00 минут до 20 час. 00 минут 09 января 2018 года (темное время суток) уличное (дворовое) освещение посредством перечисленных элементов уличного освещения не осуществляется.

По сведениям из ЕГРН границы земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>, установлены, земельные участки, поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами: .

Проезд со стороны заднего фасада вышеуказанного многоквартирного дома в границы земельных участков с кадастровыми номерами: не входит, и находится между зданиями данного многоквартирного жилого дома и детского сада «Ручеек». Указанный проезд является сквозным и обеспечивает движение неограниченного круга лиц, в том числе подъезд к искусственному источнику противопожарного водоснабжения и к площадке для сбора ТБО.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорная территория проезда со стороны заднего фасада многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не входит в границы земельного участка, являющегося общей долевой собственностью собственников помещений данного многоквартирного жилого дома и используется неограниченным кругом лиц в качестве транзитного проезда и прохода и в силу положений пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к местам общественного пользования, организация освещения данной территории относится к компетенции органов местного самоуправления.

По мнению судебной коллегии, указанный вывод суда мотивирован, соответствует имеющимся по делу доказательствам. Оснований для признания его неправильным судебная коллегия не находит.

На основании пункта 12 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования– территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее– Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункту «д» пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включается, в том числе, электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

На основании пунктов 7, 8 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно–распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

При этом внешней границей сетей электро–, тепло–, водоснабжения и водоотведения, информационно–телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, в состав общего имущества не входит электрическое оборудование, расположенное за границами многоквартирного дома.

Согласно пункту 25 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно статье 14 указанного закона, к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

Поскольку освещение улиц относится к вопросам местного значения то организация освещения территории возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> лежит на администрации МО «Октябрьское».

Так же судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме перечень работ по содержанию общего имущества не предусматривает освещение придомовой территории, таким образом, доводы ответчика об отнесении уличного освещения к обязанностям управляющей компании не основан на требованиях закона.

При этом, судебная коллегия не принимает доводы жалобы об отсутствии обязанности органа местного самоуправления по организации освещения дворовых территорий, поскольку он основан на ошибочном толковании закона, не освобождающего орган местного самоуправления от обязанности по организации освещения дворовой территории, принадлежащей на праве долевой собственности собственниками помещений в многоквартирном доме.

По существу доводы апелляционной жалобы основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут, так как изложенных выводов суда первой инстанции ничем не опровергают, сводятся фактически к иной оценке обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устьянского районного суда Архангельской области от 15 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации МО «Октябрьское» ФИО1– без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Корепанова

Судьи Л.Н. Галкина

Е.В. Кучьянова