Судья Радионова Н.А. Дело № 33-3761/2019
УИД 26RS0002-01-2018-006059-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 21 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Кононовой Л.И.,
судей Муратовой Н.И., Безгиновой Л.А.,
при секретаре Кузьмичевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе руководителя комитета – ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению комитета труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя к ФИО2 о взыскании переплаты пособия на ребенка, ежемесячной денежной компенсации и ежемесячного пособия многодетной семье, ежемесячного пособия малообеспеченной семье,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Комитет труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя обратился в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что в комитете с 26.06.2014 на учете состоит ФИО2, на момент обращения в комитет, зарегистрированная по адресу: г.Ставрополь, ул.***. В соответствии со ст. 6 Закона Ставропольского края от 07.12.2004 №101-кз «О пособии на ребенка» ответчику с *2014 по *2017 осуществлялась выплата на ребенка. В соответствии со ст. 4 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 № 123-кз «О мерах социальной поддержки многодетных семей» ответчику с *2014 по *2017 осуществлялась выплата ежемесячной денежной компенсации многодетной семье на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. В соответствии с п. 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» ответчику с *2014 по *2017 осуществлялась ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижением ребенком возраста трех лет. В соответствии с п. 1 решения Ставропольской городской Думы от 25.11.2009 №134 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 до 3 лет», ответчику с 01.06.2014 по 31.03.2017 осуществлялась выплата ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. В соответствии со ст. 3 Закона Ставропольского края от 07.12.2004 № 101-кз «О пособии на ребенка», абз. 4 п. 5 постановления Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения у них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае», абз. 3 п. 9 решения Ставропольской городской Думы от 25.11.2009 № 134 «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 дет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей ребенка (детей) в возрасте от 1,5 до 3 лет», соответствующие выплаты назначаются при соблюдении условия совместного проживания заявителя с несовершеннолетними детьми. ФИО2 при обращении за назначением указанных выплат ***2014 и ***2014 была представлена заведомо ложная информация о совместном проживании с несовершеннолетними детьми: Г.А.А., *** года рождения, Г.В.А., *** года рождения. Ответчиком 21.03.2017 в заявлении о прекращении выплат собственноручно указано, что старшие дети с 2014 года проживают не с ней, а с отцом детей. Получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты, о чем ответчик был уведомлен при подаче заявления о назначении выплат. Вследствие намеренного представления ответчиком заведомо ложной информации, образовалась сумма неправомерно выплаченных денежных средств в размере 347293 рублей 40 копеек, из них: ежемесячное пособие на ребенка в размере 26600 рублей за период с *2014 по *2017; ежемесячная денежная компенсация многодетной семье на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 34182 рублей за период с *2014 по *2017; ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 269511 рублей 40 копеек за период с *2014 по *2017; ежемесячное пособие малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере 17000 рублей за период с *2014 по *2017. Ответчиком 18.04.2017 лично получено уведомление комитета о необходимости возмещения вышеуказанной суммы неправомерно выплаченных денежных средств. До настоящего времени неправомерно полученные денежные средства ответчиком не возвращены.
Истец просил взыскать с ФИО2 в пользу комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя неправомерно выплаченные суммы: пособия на ребенка за период с *2014 по *2017 в размере 26600 рублей; ежемесячной денежной компенсации многодетной семье на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 34182 рублей за период с *2014 по *2017; ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в размере 269511 рублей 40 копеек за период с *2014 по *2017; ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в размере 17000 рублей за период с *2014 по *2017, в общем размере 347293 рублей 40 копеек.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 февраля 2019 года исковые требования комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя к ФИО2 о взыскании переплаты пособия на ребенка, ежемесячной денежной компенсации и ежемесячного пособия многодетной семье, ежемесячного пособия малообеспеченной семье, - удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФИО2 в пользу комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя незаконно полученные денежные средства в размере 330293 рублей 40 копеек, из которых: пособие на ребенка за период с *2014 по *2017 в размере 26600 рублей; ежемесячная денежная компенсация многодетной семье на каждого ребенка в возрасте до 18 лет за период с *2014 по *2017 в размере 34182 рублей; ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, назначаемая в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет за период с *2014 по *2017 в размере 269511 рублей 40 копеек.
В удовлетворении исковых требований комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя о взыскании с ФИО2 о взыскании ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за период с *2014 по *2017 в размере 17000 рублей - отказано.
Суд взыскал с ФИО2 в доход муниципального образования город Ставрополь государственную пошлину в размере 6502 рублей 93 копеек.
В апелляционной жалобе руководитель комитета – ФИО1 просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с ФИО2 неправомерно выплаченной суммы ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет в размере 17000 рублей за период с *2014 по *2017, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования в указанной части удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Поскольку решение суда в части удовлетворения заявленных комитетом труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя к ФИО2 о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 330293 рублей 40 копеек, сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность, в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в данной части не являются предметом проверки судебной коллегии.
Так, все доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд необоснованно относит ФИО2 к категории малообеспеченной одинокой матери, имевшей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, так как данная выплата выплачивается малообеспеченной одинокой матери с первого числа месяца, в котором подано заявление, но не ранее месяца, в котором ребенку исполнилось 1,5 года, по первое число месяца, следующего за месяцем, в котором ребенку исполнилось 3 года. Соответственно, учитывая дату рождения несовершеннолетнего Г.Р.Д., *** года рождения, по состоянию на 26.06.2014 ответчик не имела права на получение данной выплаты как малообеспеченная одинокая мать, поскольку на дату обращения в комитет, ее сыну не исполнилось 1,5 года. При этом ФИО2 на основании ее заявления от 26.06.2014 № ***, в соответствии с Порядком, с *2014 по *2017 осуществлялась выплата как родителю в малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет, в виде ежемесячного пособия в размере 500 рублей, что подтверждается решением комитета № *** от 30.06.2014. Судом установлено, что на момент подачи 26.06.2014 заявления ФИО2, в содержании и воспитании старших несовершеннолетних детей участия не принимала, что не соответствовало требованиям для малообеспеченной многодетной семьи, предусмотренным п. 5 Порядка для назначения данной выплаты, т.е. ФИО2 не имела права получать данное пособие.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы, и приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 25.11.2009 N 134 (далее по тексту – Порядок), малообеспеченная многодетная семья - это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, у которой среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения; малообеспеченная одинокая мать - это мать, в свидетельстве о рождении ребенка (детей) которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце ребенка произведена по указанию матери, среднедушевой доход семьи которой ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ставропольском крае для соответствующих социально-демографических групп населения.
Согласно материалам дела, ответчик ФИО2 является матерью несовершеннолетних Г.А., *** года рождения, Г.В.А., *** года рождения, Г.Р.Д., *** года рождения (л.д.9-11).
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 26.08.2013 место жительство детей Г.А.А., *** года рождения, Г.В.А., *** года рождения определено с отцом ФИО3 по месту его жительства.
В период с *2014 по *2017 ФИО2 осуществлялась выплата как родителю в малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет, в виде ежемесячного пособия в размере 500 рублей, что подтверждается решением комитета № *** от 30.06.2014, что подтверждается решением комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя за № *** от 30.06.2014 (л.д.55). Сумма выплаченного пособия за указанный период составила 17000 рублей.
Как установлено судом, за указанной выплатой ФИО2 обратилась в комитет труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя 26.06.2014 (л.д.25), при этом на тот момент ее третьему ребенку – Г.Р.Д., еще не исполнилось трех месяцев.
Вместе с тем, в соответствии с Порядком предоставления дополнительных мер социальной поддержки малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25.11.2009 №134 (в редакции решения Ставропольской городской Думы от 08.09.2010 № 83), данное пособие выплачивается малообеспеченной одинокой матери с первого числа месяца, в котором подано заявление, но не ранее месяца, в котором ребенку исполнилось 1,5 года, по первое число месяца, следующего за месяцем, в котором ребенку исполнилось 3 года.
При изложенных обстоятельствах, поскольку по делу установлено и не оспаривается ответчиком, что с 2014 года ее старшие несовершеннолетние дети – Г.А.А., *** года рождения, и Г.В.А., *** года рождения, с нею не проживают, а на момент обращения за получением пособия (26.06.2014), третьему ребенку ответчика – Г.Р.Д., *** года рождения, не исполнилось 1,5 года, то ФИО2 в указанный период не приобретено право на получение ежемесячного пособия как малообеспеченной одинокой матери, установленного решением Ставропольской городской Думы от 25.11.2009 № 134.
Таким образом, решение суда в данной части подлежит отмене, а заявленные требования в части взыскания с ФИО2 в пользу комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя неправомерно выплаченного ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, и малообеспеченной одинокой матери, в размере 17000 рублей за период с *2014 по *2017 - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 20 февраля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя о взыскании с ФИО2 ежемесячного пособия малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за период с *2014 по *2017 в размере 17000 рублей отменить. В указанной части принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя в данной части.
Взыскать с ФИО2 в пользу комитета труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя неправомерно выплаченное ежемесячное пособие малообеспеченной многодетной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за период с *2014 по *2017 в размере 17000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу удовлетворить.