ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3766/2017 от 25.05.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Рыжова Н.А.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-3766/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Малиновской А.Л. и Алсыковой Т.Д.,

при секретаре Шистеевой Н.А.,

с участием прокурора Попова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» о восстановлении на работе,

по апелляционной жалобе истца ФИО1 и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2017 года,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МУ «Администрация города Тулуна», просила восстановить ее на работе в администрации города Тулуна в должности ведущего специалиста отдела управления имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа.

В обоснование исковых требований указала, что она работала в администрации города Тулуна в должности ведущего специалиста отдела управления имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа. Приказом от <дата изъята> <номер изъят> она уволена по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в связи с осуждением к наказанию, исключающему продолжение прежней работы в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

Считает увольнение незаконным, поскольку с 07.09.2016 по 25.01.2017 она находится в отпуске по беременности и родам.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика МУ «Администрация города Тулуна» ФИО2 заявленные требования не признала.

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 14.02.2017 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение отменить и принять новое решение, восстановить ее на работе в прежней должности. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, не правильно применил закон, нарушил ст. 261 ТК РФ, так как на момент увольнения 02.11.2016 она находилась в состоянии беременности.

Указывает, что приговором суда она лишена права занимать должности государственной службы и в органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Должностная инструкция ведущего специалиста такие обязанности не предусматривала. Кроме того, фактически находясь на листке нетрудоспособности по беременности и родам с 07.09.2016, она не выполняла никакую работу в органах местного самоуправления.

В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что при вынесении решения суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и не установил, что входило в должностные обязанности истца как ведущего специалиста Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям, отдела по управлению имуществом. Судом не выяснено, входят ли в эти обязанности осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Таким образом, неполнота установленных судом фактических обстоятельств дела повлекла за собой принятие незаконного и необоснованного решения.

В письменных возражениях и дополнениях к ним представители ответчика МУ «Администрация города Тулуна» ФИО3, ФИО2 просят в удовлетворении апелляционной жалобы и апелляционного представления отказать.

В судебное заседание представлен отказ прокурора от апелляционного представления.

В соответствии со ст. 326 ГПК РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.

О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, исследовав письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в связи с осуждением работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

По смыслу приведенной нормы закона, осуждение работника к наказанию как основание прекращения с ним трудового договора применяется только при наличии следующих условий: работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения прежней работы, то есть реализация уголовного наказания делает невозможным исполнение работником трудовой функции по трудовому договору в период отбывания наказания; приговор суда, которым работник осужден к такому наказанию, вступил в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что распоряжением мэра городского округа МО «город Тулун» от <дата изъята> <номер изъят> ФИО4 была назначена на должность начальника отдела по учету и распределению жилья Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям Комитета по экономике и финансам администрации городского округа.

Распоряжением мэра городского округа МО «город Тулун» от <дата изъята> <номер изъят> она была назначена на должность начальника отдела по труду и охране труда Комитета по экономике и финансам администрации городского округа.

Распоряжением и.о. мэра городского округа МО «город Тулун» от <дата изъята> <номер изъят> ФИО1 переведена на должность начальника отдела по учету и распределению жилья Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям Комитета по экономике и финансам администрации городского округа.

Распоряжением мэра городского округа МО «город Тулун» от <дата изъята> <номер изъят> истец переведена на должность начальника отдела по учету и распределению жилья Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа.

Распоряжением мэра городского округа МО «город Тулун» от <дата изъята> <номер изъят> ФИО1 переведена на должность ведущего специалиста отдела по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа.

Приговором Тулунского городского суда Иркутской области от 30.06.2016, вступившим в законную силу 02.11.2016, ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного (данные изъяты). Ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок два года (условно), с лишением права занимать на государственной службе и в органах местного самоуправления должности, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями на срок два года (реально).

17.11.2016 начальником уголовно-исполнительной инспекции филиал по г.Тулуну и Тулунскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области в адрес мэра городского округа направлена информация о том, что на учете состоит ФИО1, которая осуждена Тулунским городским судом Иркутской области 30.06.2016 по (данные изъяты). Назначено наказание: два года лишение права занимать должности на государственной службе и органах самоуправления связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Данную информацию просил принять к сведению. При обращении ФИО1 для трудоустройства к работам, связанным с организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями не привлекать.

Кроме того 17.11.2016 уголовно-исполнительной инспекцией в адрес мэра городского округа направлено извещение с приложением копии приговора Тулунского городского суда Иркутской области, в котором разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 34 УИК РФ администрация организации, в которой работает осужденный, обязана: не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения УИИ освободить осужденного ФИО1 от должности, которую она лишена права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в инспекцию сообщение об исполнении требований приговора. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный. За неисполнение приговора суда должностные лица организации несут ответственность в соответствии со ст. 315 УК РФ, л.д. 19.

Приказом (распоряжением) мэра городского округа от <дата изъята> <номер изъят> МУ «Администрация города Тулуна» ФИО1, ведущий специалист отдела по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям, уволена 02.11.2016 по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ в связи с осуждением к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу.

На момент увольнения ФИО1 находилась в отпуске по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, выданного на период с 07.09.2016 по 24.01.2017. Ее дочь родилась ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что увольнение истца по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ произведено во исполнение приговора суда, которым ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного (данные изъяты), и которым ей назначен дополнительный вид наказания в виде запрета занимать должности на государственной службе и органах местного самоуправления, связанные с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями. Увольнение произведено по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в связи с этим увольнение в период временной нетрудоспособности, вызванной беременностью истца, является правомерным. Доводы истца о том, что работодатель должен был уволить ее после выхода с больничного листа, доводы о незаконности увольнения, поскольку в настоящее время истец не выполняет работу, связанную с организационно - распорядительными и административно - хозяйственными функциями, находится в декретном отпуске, не основаны на нормах материального права.

С выводами суда первой инстанции о законности увольнения ФИО1 по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ее работа в должности ведущего специалиста не была связана с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, судом апелляционной инстанции проверены и признаны необоснованными.

Согласно должностной инструкции ведущего специалиста отдела по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа, утвержденной 20.02.2012, с которой ознакомлена истец, на ведущего специалиста возлагаются следующие должностные обязанности:

- участвовать в разработке проектов муниципальных правовых актов г. Тулуна по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

- осуществлять контроль за использованием и сохранностью муниципального имущества жилищного фонда, совместно со структурными подразделениями администрации города осуществлять контроль за соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

- организовывать проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами;

- участвовать в разработке муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ по вопросам, входящим в компетенцию отдела:

- определять состав муниципального заказа на закупку товаров, выполнение работ, оказание и услуг для муниципальных нужд по вопросам, входящим в компетенцию отдела, осуществлять выбор способа размещения закупок, составляющих муниципальный заказ, осуществлять контроль за исполнением работ, оказанием услуг по заключенным муниципальным контрактам;

- участвовать в формировании бюджетных заявок на финансирование из федерального (областного) бюджета мероприятий (объектов) муниципального значения (муниципальной собственности), реализуемых (расположенных) на территории г. Тулуна:

- осуществлять досудебное урегулирование споров, связанных с выселением граждан;

- осуществлять подготовку документов для решения споров в судебном порядке о выселении граждан, о признании не приобретшим права владения и пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета;

- принимать участие в совещаниях, комиссиях и иных мероприятиях по решению вопросов, входящих в компетенцию отдела;

- осуществлять подготовку проектов постановлений, распоряжений администрации городского округа, решений Думы городского округа, распоряжений начальника Управления по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

- осуществлять рассмотрение обращений федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, подведомственных организаций, иных организаций и граждан, принимать по ним решения и направлять заявителям ответы в установленные сроки.

- выполнять другие действия в соответствии с задачами и функциями отдела по поручению начальника отдела, начальника Управления.

Анализ должностных обязанностей ведущего специалиста отдела по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа, анализ документов Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям, исполнителем по которым являлась истец, свидетельствуют о том, что истец занимала в органе местного самоуправления должность муниципальной службы и выполняла работу, связанную с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Задачами отдела, в котором работала истец, являются обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Тулуна; осуществление приватизации муниципального имущества, обеспечение проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, обеспечение постановки бесхозяйного недвижимого имущества на государственный учет, осуществление организационно-юридических действий при разграничении собственности, осуществление ведения реестра муниципальной собственности, выполнение функции по организации конкурсов и аукционов, обеспечение подготовки договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества (Положение об отделе по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа, утвержденное 03.02.2011).

При установленных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца о том, что ее работа в должности ведущего специалиста не была связана с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, являются необоснованными и опровергаются представленными доказательствами.

Приговор суда, предусматривающий наказание в виде запрета занимать муниципальную должность, связанную с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, исключал возможность исполнения истцом должностных обязанностей ведущего специалиста отдела по управлению имуществом Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации городского округа.

В связи с этим не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы истца об увольнении ее в период временной нетрудоспособности, поскольку состояние временной нетрудоспособности, в том числе по причине беременности и родов, не препятствует расторжению трудового договора по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Запретов на увольнение по указанному основанию ст. 261 ТК РФ, на которую ссылается истец, не содержит. Увольнение по данному основанию не зависит от воли сторон, вызвано необходимостью исполнения приговора суда, в связи с чем данные ограничения для увольнения по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ не распространяются.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 326, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 14 февраля 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Принять отказ прокурора от апелляционного представления и производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи А.Л. Малиновская

Т.Д. Алсыкова