ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3768/17 от 24.11.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Лобанова НЮ Дело № 33-3768/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Карелиной ЕГ, Черемисина ЕВ,

при секретаре Биляк ЕО

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кореньковой Валентины Ивановны к Департаменту социальной защиты населения Томской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии

по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, пояснения представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Щедриной ИИ, действующей на основании доверенности от 07.07.2017, действительной в течение 1 года, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, истца Кореньковой ВИ и ее представителя Франчук ЛВ, возражавших против этих доводов, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Коренькова ВИ обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что является получателем трудовой пенсии по старости в связи с достижением соответствующего возраста. До ухода на пенсию она являлась муниципальной служащей, в связи с чем имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Однако распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области № 742 от 21.12.2016 в специальный стаж засчитаны периоды с 01.11.2004 по 05.02.2007 и с 02.02.2015 по 05.06.2016, всего 3 года 7 мес. 7 дней и отказано в назначении государственной пенсии за выслугу лет. С указанным решением не согласна, так как иные периоды ее работы в соответствующих должностях не зачтены в стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет. Просила суд, с учетом уточнений, признать распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской области от 21.12.2016 № 742 незаконным в части невключения в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы с 01.08.1981 по 08.09.1997 (16 лет 1 месяц 7 дней); включить периоды работы: с 01.08.1981 по 26.05.1987 - в должности инженера по труду и зарплате Томского механизированного лесхоза; с 27.05.1987 по 31.12.1988 - в должности экономиста Томского механизированного лесхоза; с 01.01.1989 по 30.04.1991 – в должности экономиста планово-экономического отдела Томского лесохозяйственного территориального производственного объединения; с 01.05.1991 по 26.12.1994 - в должности экономиста по хозрасчетной деятельности Томского мехлесхоза; с 26.12.1994 по 13.12.1995 - в должности ст. экономиста государственного предприятия «Сибирский лес»; с 03.01.1996 по 21.01.1996 - в должности главного экономиста Томского лесхоза; с 10.07.1997 по 08.09.1997 - в должности главного экономиста Томского лесхоза в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет; обязать Департамент социальной защиты населения Томской области назначить ей государственную пенсию за выслугу лет с 22.11.2016.

В судебном заседании истец Коренькова ВИ, ее представитель Франчук ЛВ поддержали исковые требования с учетом уточнений по изложенным основаниям.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области.

Обжалуемым решением суд, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 7, ст. 19, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 12 ч. 1 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 2, 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 1, 12, 13 Закона Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области», ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», п. 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, п. 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР № 6 от 08.01.1971, постановлениями Совета Министров СССР от 04.04.1997 № 856 «Вопросы организации Министерства лесного хозяйства СССР», от 22.03.1950 № 1181 «Об утверждении Положения о государственной лесной охране СССР», Совета Министров РСФСР от 14.11.1959 № 1820 «Об улучшении ведения лесного хозяйства в лесах РСФСР», от 28.12.1961 № 1565 «Об утверждении Положений о Главном управлении лесного хозяйства и охраны леса и Управления лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР», от 15.12.1971 № 661 «Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства РСФСР», от 17.01.1991 № 26 «О совершенствовании управлением лесами», исковые требования Кореньковой ВИ удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель Департамента социальной защиты населения Томской области Щедрина ИИ просит отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что, удовлетворяя исковые требования и включая периоды работы на указанных истцом должностях в стаж муниципальной службы, суд первой инстанции неверно применил положения пп. 6 п. 1 Приложения № 1 к Закону Томской области № 240-ОЗ, отнеся лесхозы к органам государственной власти и управления, государственного (народного) контроля СССР и РСФСР, к должностям руководителей и специалистов, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов. Между тем лесхозы, в том числе Томский механизированный лесхоз, Томское лесохозяйственное территориальное производственное объединение, государственное предприятие «Сибирский лес» являлись подведомственными учреждениями, не обладали государственно-властными полномочиями и не были органами государственного управления. В утвержденном Приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6 Общем положении о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР определен статус лесхозов как предприятий, осуществляющих в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины. Считает ссылки суда на ст.54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» несостоятельными, поскольку данная статья не устанавливает требований к стажу для назначения пенсии. Отмечает, что Указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 направлен на повышенную социальную защиту федеральных государственных служащих, к каковым истец не относится. Также считает необоснованным применение судом письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 № 266-ВЯ, поскольку оно носит информационно-разъяснительный характер, кроме того, требование данного письма включать периоды работы в органах управления лесным хозяйством, в том числе в лесхозах, в стаж государственной службы на основании подпункта «г» раздела VIII Приложения № 1 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 № 1233, противоречит содержанию данного подпункта. Отмечает, что Реестр муниципальных должностей Томской области и Реестр муниципальных должностей и месячных окладов государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти Томской области не содержат должностей, поименованных как «экономист» либо «главный экономист».

В возражениях на апелляционную жалобу истец Коренькова ВИ просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ч. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 5 ст. 7 названного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 указанного закона).

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).

Согласно ст. 13 Закона Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в Томской области, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 года № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».

При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды замещения должностей, установленные законодательством. Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (часть 1, 3 статьи 12 Закона № 198-ОЗ).

Судом первой инстанции установлено, что Коренькова ВИ 01.08.1981 принята инженером по труду и зарплате в Томский механизированный лесхоз, 27.05.1987 переведена экономистом. Томский лесхоз реорганизован в Томское лесохозяйственное территориальное производственное объединение, с 01.01.1989 Коренькова ВИ переведена экономистом планово-экономического отдела Томского лесохозяйственного территориального производственного объединения; с 01.05.1991 в связи с реорганизацией переведена в Томский мехлесхоз экономистом по хозрасчетной деятельности, с 26.12.1994 по 13.12.1995 работала в должности ст. экономиста в государственном предприятии «Сибирский лес»; с 03.01.1996 принята в Томский лесхоз главным экономистом, 22.01.1996 переведена бухгалтером, 10.07.1997 переведена главным экономистом; с 06.07.2000 Томский лесхоз переименован в ГУ «Томский лесхоз», 01.04.2003 переименован в Томский лесхоз. 29.10.2004 истец уволена переводом в Агентство лесного хозяйства Томской области.

22.11.2016 Коренькова ВИ обратилась в Департамент социальной защиты населения Томской области с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет, предусмотренную законом Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».

Распоряжением № 742 от 21.12.2016 в назначении государственной пенсии за выслугу лет Кореньковой ВИ отказано в связи с отсутствием требуемого стажа муниципальной службы, предусмотренного п. 3 ст. 2 Закона Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет». Указанным распоряжением в стаж муниципальной службы Кореньковой ВИ засчитаны периоды с 01.11.2004 по 05.02.2007 в должности ведущего специалиста финансово-экономического отдела, ведущего специалиста-эксперта Агентства лесного хозяйства по Томской области Федерального агентства лесного хозяйства; с 02.02.2015 по 05.06.2016 - в должности главного специалиста-экономиста экономического отдела Управления образования Администрации Томского района. В общей сложности засчитано 3 года 7 месяцев 7 дней.

Согласно ответу начальника Управления делами и правового обеспечения Федерального агентства лесного хозяйства № 01-01-50/4807 от 13.04.2017 на федеральном уровне Пенсионный фонд Российской Федерации включает в стаж государственной службы, дающей право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, периоды работы в мехлесхозах, химлесхозах, спецлесхозах, опытных лесхозах, а также учебных, учебно-опытных и других специализированных лесхозах, лесокомбинатах, леспромхозах (комплексных леспромхозах) министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, союзных республик, а также инспекции лесного хозяйства и охраны леса и лесохозяйственных территориальных производственных объединениях до 31.12.1991 (согласно подпункту «г» пункта 13 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413) и на основании письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 № 266-ВЯ. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования Кореньковой ВИ о включении периодов работы с 01.08.1981 по 26.05.1987, с 27.05.1987 по 31.12.1988, с 01.01.1989 по 30.04.1991, с 01.05.1991 по 26.12.1994, с 26.12.1994 по 13.12.1995, с 03.01.1996 по 21.01.1996, с 10.07.1997 по 08.09.1997 в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет, и возлагая на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанность назначить Кореньковой ВИ государственную пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, изложенными в письме от 17.01.2000 № 266-ВЯ «О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы», и исходил из того, что в соответствии с нормативными документами, регулирующими правовой статус органов управления отраслью лесного хозяйства, лесхозы были отнесены к первичным государственным органам управления лесным хозяйством.

В соответствии с п. 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы относились к Министерству лесного хозяйства РСФСР и являлись первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 № 305 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» Министерство лесного хозяйства РСФСР упразднено, на его базе образовано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1992 № 1021 утверждено положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, согласно п. 1, 4 которого Федеральная служба лесного хозяйства России является центральным органом федеральной исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и контроль в области использования, охраны и воспроизводства лесов. Органами управления лесным хозяйством Российской Федерации являются: Федеральная служба лесного хозяйства России; органы управления лесами в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях; районные управления лесами, лесхозы, лесничества.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 238 от 10.09.1993 утверждено Общее положение о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства.

В силу п. 1.1 данного положения лесхозы являются местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.

В своей деятельности лесхозы подотчетны государственному органу управления лесным хозяйством республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа и входят в их состав (п. 1.3 Общего положения).

Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 05.07.1994, в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: Федеральная служба лесного хозяйства России, подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации и местные подразделения – лесхозы, лесничества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1998 № 173 утверждено Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, в силу п. 3 которого Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъектах Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

В соответствии с п. 1, 4 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного Приказом Рослесхоза от 13.11.1998 № 188, лесхоз, лесхоз-техникум, опытный и другие специализированные лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства России являются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством. Лесхоз подчиняется органу управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, образуя единую систему государственного управления в указанных областях.

Таким образом, в период времени, который истец просит зачесть в стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет (с 01.08.1981 по 08.09.1997), лесхозы находились в ведении Министерства лесного хозяйства РСФСР до его упразднения в декабре 1991 года, а также Федеральной службы лесного хозяйства и представляли собой территориальные органы государственного управления лесным хозяйством.

Обращаясь с заявлением в Департамент социальной защиты населения Томской области, Коренькова ВИ просила назначить ей государственную пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ.

В статье 2 Закона Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ определены условия назначения пенсии за выслугу лет. При этом п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением 22.11.2016) в качестве обязательного условия указано наличие стажа не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин, состоящего из периодов, указанных в приложении 1 к настоящему Закону.

Согласно пп. 6 и 7 п. 1 Приложения № 1 к Закону Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «Периоды замещения должностей, включаемые в стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет» в такой стаж включаются периоды замещения в органах государственной власти и управления, государственного (народного) контроля СССР и РСФСР должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов; в органах государственной власти и управления Российской Федерации должностей руководителей и специалистов, не связанных с их техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов, до вступления в силу первого нормативного правового акта, определяющего наименования государственных должностей федеральной государственной службы.

В пункте 3 данного Приложения разъяснено, что указание применительно к органу на то, что он является органом СССР, означает, что данный орган существовал в период до 12 декабря 1991 года (даты ратификации Соглашения от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств" постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств"); указание применительно к органу на то, что он является органом РСФСР, означает, что данный орган существовал в период с 12 декабря 1991 года до 25 декабря 1991 года (даты вступления в силу Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика"); указание применительно к органу на то, что он является органом Российской Федерации, означает, что данный орган существовал в период с 25 декабря 1991 года.

Решением Государственной Думы Томской области 07.12.1995 были приняты Законы Томской области № 227 «О муниципальной службе в Томской области» и № 228 «О государственной службе в Томской области». Вместе с данными Законами утверждены Реестр государственных должностей и месячные оклады государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти Томской области, Реестр муниципальных должностей Томской области. Законы вступили в силу с 01.01.1996.

Обращаясь в суд с требованием о включении в стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет, Коренькова ВИ просила учесть периоды работы с 01.08.1981 по 26.05.1987 инженером по труду и зарплате в Томском механизированном лесхозе; с 27.05.1987 по 31.12.1988 - экономистом в Томском механизированном лесхозе (после реорганизации - Томское лесохозяйственное территориальное производственное объединение); с 01.01.1989 по 30.04.1991 - экономистом планово-экономического отдела Томского лесохозяйственного территориального производственного объединения; с 01.05.1991 по 26.12.1994 - экономистом по хозрасчетной деятельности в Томском мехлесхозе, с 26.12.1994 по 13.12.1995 — ст. экономистом на государственном предприятии «Сибирский лес»; с 03.01.1996 по 21.01.1996 - главным экономистом в Томском лесхозе; с 10.07.1997 по 08.09.1997 - главным экономистом в Томском лесхозе.

Учитывая, что государственное предприятие «Сибирский лес» не относится к лесхозам (в соответствии с Общим Положением о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 238 от 10.09.1993), а также то, что должность главного экономиста отсутствует в Реестре государственных должностей и месячных окладов государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти Томской области, Реестре муниципальных должностей Томской области, действовавших с 01.01.1996, судебная коллегия приходит к выводу о том, что возложение на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанности включить периоды работы Кореньковой ВИ с 26.12.1994 по 13.12.1995 в должности ст. экономиста государственного предприятия «Сибирский лес», с 03.01.1996 по 21.01.1996, с 10.07.1997 по 08.09.1997 - в должности главного экономиста Томского лесхоза в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, является необоснованным, решение в данной части подлежит отмене, исковые требования о возложении на ответчика обязанности включить данные периоды работы в стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет, - оставлению без удовлетворения.

Между тем судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно посчитал, что замещение истцом с 01.08.1981 по 26.05.1987 должности инженера по труду и зарплате в Томском механизированном лесхозе, с 27.05.1987 по 31.12.1988 - экономиста в Томском механизированном лесхозе, с 01.01.1989 по 30.04.1991 - экономиста планово-экономического отдела Томского лесохозяйственного территориального производственного объединения, с 01.05.1991 по 26.12.1994 - экономиста по хозрасчетной деятельности в Томском мехлесхозе подлежит включению в соответствующий стаж.

Доводы апелляционной жалобы о том, что лесхозы не относятся к органам государственной власти и управления, противоречат вышеприведенным нормативным актам, в частности, Общему положению о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденному приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6, Положению о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1992 № 1021, Общему положению о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденному Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 238 от 10.09.1993, Положению о федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 05.07.1994, Положению о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1998 № 173, Положению о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденному приказом Рослесхоза от 13.11.1998 № 188, которыми лесхозы отнесены к территориальным органам органа управления лесным хозяйством, включенным в единую систему государственного управления в данной области.

Ссылки суда на Федеральный закон «О государственной гражданской службе», Указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации не влияют на результат рассмотрения спора и не влекут отмены решения.

Поскольку на момент обращения Кореньковой ВИ 22.11.2016 с заявлением о назначении соответствующей пенсии требуемый стаж для назначения пенсии за выслугу лет составлял 10 лет для женщин, общий объем стажа, подлежащего включению в такой стаж, составляет 17 лет (13 лет 4 месяца 23 дня + 3 года 7 месяцев 7 дней, ранее учтенные ответчиком), решение суда в части возложения на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанности назначить Кореньковой ВИ государственную пенсию за выслугу лет с 22.11.2016 также является законным и не подлежит отмене в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Советского районного суда г. Томска от 18 апреля 2017 года в части удовлетворения исковых требований о возложении на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанности включить периоды работы Кореньковой Валентины Ивановны с 26.12.1994 по 13.12.1995 в должности ст. экономиста государственного предприятия «Сибирский лес», с 03.01.1996 по 21.01.1996 - в должности главного экономиста Томского лесхоза, с 10.07.1997 по 08.09.1997 - в должности главного экономиста Томского лесхоза в стаж государственной гражданской службы отменить, в удовлетворении исковых требований Кореньковой Валентине Ивановне о возложении на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанности включить периоды работы Кореньковой Валентины Ивановны с 26.12.1994 по 13.12.1995 в должности ст. экономиста государственного предприятия «Сибирский лес», с 03.01.1996 по 21.01.1996 - в должности главного экономиста Томского лесхоза, с 10.07.1997 по 08.09.1997 - в должности главного экономиста Томского лесхоза в стаж государственной гражданской службы отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социальной защиты населения Томской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: