ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-3769/17 от 24.11.2017 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Лобанова НЮ Дело № 33-3769/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Карелиной ЕГ, Черемисина ЕВ,

при секретаре Биляк ЕО

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кореньковой Валентины Ивановны к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным распоряжения, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии

по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Томской области на дополнительное решение Советского районного суда г. Томска от 22 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА, пояснения представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Щедриной ИИ, действующей на основании доверенности от 07.07.2017, действительной в течение 1 года, настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, истца Кореньковой ВИ и ее представителя Франчук ЛВ, возражавших против этих доводов, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Коренькова ВИ обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что она является получателем трудовой пенсии по старости в связи с достижением соответствующего возраста. До ухода на пенсию она являлась муниципальной служащей, в связи с чем имеет право на получение пенсии за выслугу лет. Однако распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области № 742 от 21.12.2016 в специальный стаж засчитаны периоды с 01.11.2004 по 05.02.2007 и с 02.02.2015 по 05.06.2016, всего 3 года 7 мес. 7 дней и отказано в назначении государственной пенсии за выслугу лет. С указанным решением не согласна, так как иные периоды ее работы в соответствующих должностях не зачтены в стаж, требуемый для назначения пенсии за выслугу лет. Просила суд, с учетом уточнений, признать распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской области от 21.12.2016 № 742 незаконным в части невключения в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы: с 01.08.1981 по 26.05.1987 - в должности инженера по труду и зарплате Томского механизированного лесхоза; с 27.05.1987 по 31.12.1988 - в должности экономиста Томского механизированного лесхоза; с 01.01.1989 по 30.04.1991 – в должности экономиста планово-экономического отдела Томского лесохозяйственного территориального производственного объединения; с 01.05.1991 по 26.12.1994 - в должности экономиста по хозрасчетной деятельности Томского мехлесхоза; с 26.12.1994 по 13.12.1995 - в должности ст. экономиста государственного предприятия «Сибирский лес»; с 03.01.1996 по 21.01.1996 - в должности главного экономиста Томского лесхоза; с 10.07.1997 по 08.09.1997 - в должности главного экономиста Томского лесхоза; обязать Департамент социальной защиты населения Томской области назначить государственную пенсию за выслугу лет с 22.11.2016.

В судебном заседании истец Коренькова ВИ, ее представитель Франчук ЛВ поддержали исковые требования с учетом уточнений по изложенным основаниям.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области.

Решением суда первой инстанции от 18.04.2017 исковые требования Кореньковой ВИ о возложении на Департамент социальной защиты населения Томской области обязанности включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, назначить пенсию за выслугу лет с 22.11.2016 удовлетворены.

Обжалуемым дополнительным решением суд, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 7, ст. 19, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 12 ч. 1 ст. 11, п. 5 ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 2, 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 1, 12, 13 Закона Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области», ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», п. 17 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, п. 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР № 6 от 08.01.1971, постановлениями Совета Министров СССР от 04.04.1997 № 856 «Вопросы организации Министерства лесного хозяйства СССР» от 22.03.1950 № 1181 «Об утверждении Положения о государственной лесной охране СССР», Совета Министров РСФСР от 14.11.1959 № 1820 «Об улучшении ведения лесного хозяйства в лесах РСФСР», от 28.12.1961 № 1565 «Об утверждении Положений о Главном управлении лесного хозяйства и охраны леса и Управления лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР», от 15.12.1971 № 661 «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства РСФСР», от 17.01.1991 № 26 «О совершенствовании управлением лесами», требование Кореньковой ВИ о признании незаконным распоряжения Департамента социальной защиты населения Томской области № 742 от 21.12.2016 в части не включения в стаж государственной службы периодов работы истца с 01.08.1981 по 08.09.1997 удовлетворил.

В апелляционной жалобе представитель Департамента социальной защиты населения Томской области Щедрина ИИ просит отменить дополнительное решение, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что, удовлетворяя исковые требования и включая периоды работы на указанных истцом должностях в стаж муниципальной службы, суд первой инстанции неверно применил положения пп. 6 п. 1 Приложения № 1 к Закону Томской области № 240-ОЗ, отнеся лесхозы к органам государственной власти и управления, государственного (народного) контроля СССР и РСФСР, к должностям руководителей и специалистов, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением указанных органов. Между тем лесхозы, в том числе Томский механизированный лесхоз, Томское лесохозяйственное территориальное производственное объединение, государственное предприятие «Сибирский лес» являлись подведомственными учреждениями, не обладали государственно-властными полномочиями и не были органами государственного управления. В утвержденном Приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 08.01.1971 № 6 Общем положении о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР определен статус лесхозов как предприятий, осуществляющих в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины. Считает ссылку суда на ст. 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» несостоятельной, поскольку данная статья не устанавливает требований к стажу для назначения пенсии. Отмечает, что Указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 направлен на повышенную социальную защиту федеральных государственных служащих, к каковым истец не относится. Также считает необоснованным применение судом письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.01.2000 № 266-ВЯ, поскольку оно носит информационно-разъяснительный характер, кроме того, требование данного письма включать периоды работы в органах управления лесным хозяйством, в том числе, в лесхозах в стаж государственной службы на основании подпункта «г» раздела VIII Приложения № 1 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 № 1233, противоречит содержанию данного подпункта. Отмечает, что Реестр муниципальных должностей Томской области и Реестр муниципальных должностей и месячные оклады государственных служащих органов законодательной и исполнительной власти Томской области не содержат должностей, поименованных как «экономист» либо «главный экономист».

В возражениях на апелляционную жалобу истец Коренькова ВИ просит оставить дополнительное решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ч. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 5 ст. 7 названного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).

Согласно ст. 13 Закона Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в Томской области, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 года № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».

При исчислении стажа муниципальной службы суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды замещения должностей, установленные законодательством. Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (часть 1, 3 статьи 12).

22.11.2016 Коренькова ВИ обратилась в Департамент социальной защиты населения Томской области с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет».

Распоряжением № 742 от 21.12.2016 ответчиком в назначении государственной пенсии за выслугу лет Кореньковой ВИ отказано в связи с отсутствием требуемого стажа муниципальной службы, предусмотренного п. 3 ст. 2 Закона Томской области от 10.10.2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет». Указанным распоряжением в стаж муниципальной службы Кореньковой ВИ засчитаны периоды работы истца с 01.11.2004 по 05.02.2007 - в должности ведущего специалиста финансово-экономического отдела, ведущего специалиста-эксперта Агентства лесного хозяйства по Томской области Федерального агентства лесного хозяйства; с 02.02.2015 по 05.06.2016 - в должности главного специалиста-экономиста экономического отдела Управления образования Администрации Томского района, в общей сложности засчитано 3 года 7 месяцев 7 дней. В зачете иных периодов работы отказано.

Решением Советского районного суда г. Томска от 18.04.2017, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 24.11.2017, на Департамент социальной защиты населения Томской области возложена обязанность включить Кореньковой ВИ в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области «О государственно пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», периоды работы с 01.08.1981 по 26.12.1994, назначить государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» с 22.11.2016. Судебные акты вступили в законную силу.

Вместе с тем данными актами не разрешены требования истца о признании решения Департамента социальной защиты населения Томской области № 742 от 21.12.2016 незаконным, во исправление чего постановлено оспариваемое дополнительное решение.

В силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь принципом правовой определенности, являющимся одним из основных принципов как международного права, так и российского законодательства, а также принимая о внимание положения ч. 3 ст. 196, п. 1 ч. 1 ст. 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым в судебном решении должны получить разрешение все заявленные истцом требования, судебная коллегия находит необходимым привести дополнительное решение в соответствие с решением суда (с учетом апелляционного определения судебной коллегии) по существу заявленных требований, изменив его и признав незаконным решение Департамента социальной защиты населения Томской области № 742 от 21.12.2016 в части не включения в стаж государственной гражданской службы истца периода ее работы с 01.08.1981 по 26.12.1994 и отказа в назначении пенсии.

Учитывая вступившие в силу судебные акты, иные доводы апелляционной жалобы не могут влиять на результат рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Дополнительное решение Советского районного суда г. Томска от 22 августа 2017 года изменить, признать незаконным распоряжение Департамента социальной защиты населения Томской области от 21.12.2016 № 742 «Об отказе в назначении государственной пенсии за выслугу лет Кореньковой ВИ» в части не включения в стаж государственной гражданской службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов работы с 01.08.1981 по 26.12.1994 и отказа в назначении пенсии.

В удовлетворении признания незаконным указанного распоряжения в остальной части отказать.

Председательствующий

Судьи: